Содержание. 1. Понятие словообразовательного типа (СТ)

1. Понятие словообразовательного типа (СТ). Соотношение словообразовательного типа и словообразовательной пары. Продуктивные и непродуктивные словообразовательные типы. Вопрос о словообразовательных категориях.

2. Словообразовательная цепочка.

3. Словообразовательное гнездо. Способы организации словообразовательных гнёзд. Прямые и непрямые (опосредованные) структурно–семантические отношения в гнезде.

4. Словообразовательный анализ слова.

Литература

Тихонов А.Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология. – М., 2002. §§ 35 - 38. С.112-127.

Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология»/ Под ред. П.А.Леканта. – М., 2001. С. 229 – 231, 232 – 236.

Русская грамматика. М., 1980. Т. 1. §§ 191 – 202

Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы её описания. М., 1977. С. 86 – 88

Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка в 2-х тт. М., 1985.

Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973. §7-9 с. 12-14, § 148-149 с. 182-184, § 157 с. 192-193, гл. VIII с. 208-216.

Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой – М., 1997. гл. 4 с. 345-348, § 39-41 с. 390-392, § 48-49 с. 416-418.

Задания А

1. Повторение: вычертите словообразовательную (где это возможно), а затем морфемную структуру слова. Какие из предложенных слов не следует брать для разбора по составу в школе? Аргументируйте свой ответ. Выполните полный морфемный анализ подчёркнутых слов.

Верность, волчонок, марочка, приятельница, выход, пастушонок, таблица, зубастый, утка, накал, брусника, немка, туземец, снежинка, туризм, ответвление, картинка, грузинка, форточка, безволосый, спичка, рябина, новосибирский, личинка.

2. В какие словообразовательные пары входят дериваты со следующим деривационным значением: а) ‘опредмеченное действие’, б) ‘относительный признак’, в) ‘подобно тому, как делает тот, кто назван исходным словом’, г) ‘лицо мужского пола, характеризующееся отношением к местности, названной мотивирующим словом’?

Укажите осложнения в паре производное производящее, если они встретились в ваших примерах.

3. Какому словообразовательному типу соответствует каждое слово? Распределите следующие слова в соответствии с деривационными значениями: а) ‘лицо, производящее действие, названное мотивирующим глаголом’; б) ‘лицо, характеризующееся отношением к предмету, явлению, названному мотивирующим существительным’; в) ‘признак, качество, относящиеся к тому, что названо мотивирующим существительным’.

Лудильщик, водопроводчик, религиозный, почтовый, слабоватый, заговорщик, научный, сутуловатый, фруктовый, разносчик, темноватый, гравировщик, садовый, кладовщик, оконный.

У какого СТ деривационное значение не указано?

4. Охарактеризуйте СТ, включающие следующие слова (к каждому подберите еще два-три, входящие в тот же тип): разлив, отшельничать, по-лисьи, гусиный, обезлюдить, чернить.

Выполните полный словообразовательный анализ выделенных слов.

5. Выстройте словообразовательные цепочки из данных слов:

а) привлекательность, уединение, вызов, призадуматься, переосмысление; б) потомственный, перераспределитель, самолётостроение, проверка, предсказательница.

6. Назовите по 3 производных слова, образованных по данным семантическим образцам:

а) ‘лицо, производящее действие, названное мотивирующим глаголом’.

б) 'наделять тем, что названо исходным словом'.

в) ‘признак по отношению к предмету, названному мотивирующей основы’.

г) ‘проявлять признак, названный исходным прилагательным’.

д) ‘совершать действие, свойственное лицу, названному исходным существительным'.

Всегда ли словообразовательное значение соответствует только одному словообразовательному типу?

7. Представьте словообразовательное гнездо, где исходным выступает слово спасти.

8. Можно ли включать следующие группы слов в одно словообразовательное гнездо:

Врач / врун / врать; белый / бельё / белила / белка / белок; серый / сера / серный; богатый / богатырь / убогий / божеский / богоискатель; голубь / голубец / голубой; синий / синица / сиять; чёрный / чернь / чернец / чернила; невеста / весть / ведунья / ведьма; свидетель / видеть / ведать; одежда / надежда / деятельный; оленевод / свиновод / пушкиновед; красный / прекрасный / краса / красота / краснеть / красить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: