Этот вид разбора представляет собой один из аспектов общей филологической характеристики текста и концентрирует внимание лингвиста на роли словообразовательных средств в его создании и интерпретации. Основные принципы этого анализа отражены в работах Е.А. Земской, учитываются и исследования других авторов (см. литературу к практическому занятию «Словообразование и текст»). Поскольку деривационным явлениям свойственна тесная связь структурных и семантических элементов, то при словообразовательном анализе текста необходимо отметить разные функции (связующе-интегративную, актуализационную, функцию экспрессивизации) деривационных средств в организации текста, хотя их разграничение может выглядеть несколько искусственно. Невозможно также отделить словообразовательные явления от лексических, поэтому, хотя лексический аспект не является предметом анализа, но он затрагивается в том случае, если это необходимо для характеристики деривационных элементов. Характеристика текста и текстовых фрагментов с деривационной точки зрения позволяет интегрировать знания, приобретенные студентами при изучении раздела «Словообразование», и соотнести их со сведениями, полученными в результате освоения других разделов современного русского языка.
Порядок разбора относительно свободный (словообразовательный анализ текста не предполагает морфемного или деривационного разбора всех слов, входящих в него), зависит от стилевой принадлежности текста, степени авторской индивидуальности. При таком разборе рекомендуется выполнить следующие операции.
1. Охарактеризовать функции морфем, участвующих в лексической организации текста. Необходимо обратить внимание на:
а) повторы морфем: корневой повтор (однокоренные слова); аффиксальный повтор (указать деривационные значения одноприставочных, односуффиксных слов);
б) омонимию морфем;
в) синонимию аффиксов;
г) антонимию аффиксов.
2. Определить, существуют ли в тексте слова, имеющие общее деривационное значение (например, значение лица по роду деятельности, или уменьшительно-ласкательное значение, или значение начала действия и т.п.) и какова их роль в организации текстового фрагмента.
3. Отметить в тексте синтаксические дериваты и указать их текстовые функции.
4. Найти в тексте случаи актуализации членения или псевдочленения слов, игры ложными дериватами (в том числе ложными корнями и аффиксами), этимологической внутренней формой слова.
5. Установить роль словообразовательных окказионализмов (указать их способ образования, отметить характер нарушения узуальной модели).
6. Выявить другие словообразовательные явления, имеющие место в данном тексте.
Необходимо помнить, что в каждом конкретном тексте могут встретиться лишь некоторые из перечисленных словообразовательных явлений, каждое из которых может выполнять сразу несколько функций.