double arrow

ТЕМА 6. ГОСТИНИЧНЫЙ КОМПЛЕКС


Учебные вопросы:

1. История развития мировой гостиничной индустрии.

2. Классификация гостиниц и других средств размещения туристов. Характеристика основных групп гостиниц.

3. Характеристика и тенденции развития мирового гостиничного комплекса.

4. Характеристика и тенденции развития гостиничного хозяйства России.

5. Структура типового гостиничного предприятия Структура гостиничных услуг.

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ.

(вопрос на самостоятельную разработку с последующим конспектированием)

Первые гостиницы (караван-сараи), как и сама профессия по обслуживанию путешествующих людей, возникли в далеком прошлом, более чем за 2 тыс. лет до н. э., в древневосточной цивилизации. Со времен Древней Греции и особенно Древнего Рима получили развитие постоялые дворы, гостиницы, ямы, почтовые станции - это родоначальники гостиниц, предназначенных для путешествующих торговцев и артистов, паломников и странников. На протяжении веков облик древней гостиницы не изменялся. В основном она состояла из ограждения для лошадей и двухэтажного здания, в котором на первом этаже располагалась таверна, а на втором - спальни. В средние века в этот комплекс основных услуг для путешественников начали добавлять открытые и крытые галереи, где устраивались театральные представления (английские инны). Несомненно, что уже тогда существовала практика оказания путешественникам и других бытовых услуг со стороны владельцев этих заведений, членов их семей, прислуги и мелких ремесленников. Такие гостиницы уже тогда являлись родоначальниками туристских комплексов на соответствующих тем временам качественном и количественном уровнях оказания услуг. Этапы исторического развития гостиничной индустрии (гостиничного промысла, бизнеса), естественно, отслеживают основные вехи всемирной истории человеческой цивилизации. Если распад империй, мировые войны, а также «Великая депрессия» 30-х гг. XX в. приводили к упадку или разорению гостиничного промысла и гостиничной индустрии, то потепление международных отношений, развитие торговли и ремесел, технические революции и открытия естественным образом оказывались ускорителями и катализаторами роста гостиничной индустрии.
Например, после промышленной революции в конце XVIII в. и особенно в XIX в. с появлением пароходов и паровозов, железных дорог, большого числа состоятельных людей, а также с развитием массового туризма гостиничное хозяйство претерпевает существенные изменения. Резко возросшие потоки мигрантов из сельской местности в строящиеся города, из Европы в Америку, а через некоторое время обратный ностальгический поток путешествующих к родным местам бывших переселенцев, поток деловых людей, новых промышленников, перенимающих опыт создания технических новинок, новых торговцев, а также резкое увеличение населения создают предпосылки для количественного и качественного роста мировой гостиничной индустрии. А с появлением глубокозаинтересованных талантливых людей, пришедших в гостиничный бизнес (в России - купец Н. И. Корзинкин и др., в Америке - Элсворт М. Статлер, Конрад Хилтон, Эрнст Хендерсон, Д. Уиллард Мариотт, Кэммон Уилсон), гостиницы приобретают современную суть и разнообразие. Сформировавшиеся буквально в первое послевоенное десятилетие (1945-1955 гг.) автомобильная и авиационная индустрии определили гостиничный бум во всем мире. Гостиничная база превращается в это время в индустрию услуг, предоставляя туристу, гостю, путешественнику, отдыхающему полный набор услуг по размещению, питанию, развлечениям, отдыху и т. д. Гостиница из дома с меблированными комнатами, предназначенного для временного проживания людей, все чаще превращается в туристский комплекс, полносервисный отель, в котором оказывается множество разнообразных услуг, предназначенных для так называемого целевого потребителя. Гостиницы на автотрассах, железнодорожных вокзалах, при аэропортах, а также гостиницы для деловых людей и бизнесменов в торговых, административных центрах больших городов, курортные гостиницы и пансионаты, конгресс-отели и конгресс-центры, отели «люкс» и апартаменты, гостиницы-казино, передвижные гостиницы и кемпинги, молодежные гостиницы, общежития и горные приюты, дома охотников и рыбаков - вот далеко не полный перечень гостиниц целевого назначения. Для каждого из перечисленных видов характерна тенденция к расширению сервиса и повышению качества услуг. Сохраняются тенденции к специализации гостиниц (сегментация рынка гостиничных услуг), росту числа малых гостиниц и фешенебельных гостиниц-гигантов, а также изысканных и причудливых, неповторимых гостиниц в необычных местах. Растет число гостиничных объединений - цепей, ассоциаций. Гостиницы становятся пионерами в использовании новейших достижений техники - новых материалов (экологически чистых, пожаробезопасных, износостойких, изящных и т. д.), передовых технологий по системам жизнеобеспечения и обеспечения безопасности и комфорта, новых информационных технологий (компьютерных гостиничных технологических систем, компьютерных систем и сетей бронирования и резервирования мест). Современная гостиничная база становится основой туристской индустрии - индустрии XXI века.








2. КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСТИНИЦ И ДРУГИХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ ТУРИСТОВ. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ГРУПП ГОСТИНИЦ.

Задача классификации гостиниц достаточно трудоемка из-за их многообразия, обусловленного в свою очередь множеством видов туризма и путешествий, соответствующей специализацией средств размещения туристов, разнообразием мотивов путешествий, существенным различием материального достатка путешествующих, а также ввиду наличия национальных, географических, природных и других особенностей. Однако существует несколько общих классификационных признаков. Их можно выделить даже при существенном различии национальных классификаций: размеры, целевые рынки, уровни обслуживания, формы собственности и степени зависимости от нее организационной структуры управления. Естественно, любая классификация в известной степени условна, и эта условность будет проявляться прежде всего в том, что какая-то конкретная гостиница может быть отнесена сразу к нескольким категориям и, наоборот, в силу ограниченности классификационных признаков (оснований) многие средства размещения туристов вообще нельзя отнести будет к какой-либо конкретной категории. Существующие национальные системы классификации, поддерживаемые государством или национальными гостиничными ассоциациями путем национальных стандартов и узаконенных правил сертификации гостиничных услуг, касаются в основном количественных характеристик материальной базы, полноты сервиса, уровня и качества гостиничных услуг и не затрагивают такие признаки, как целевые рынки, специфические функциональные требования, формы собственности и структуры управления, принципы расположения гостиниц и др. Поэтому при изучении гостиничной индустрии знания только этих систем недостаточно. Гостиничная индустрия предлагает широкий спектр услуг, который зависит от предпочтений клиентов. Большое разнообразие гостиничных предприятий требует определённой систематизации, которая облегчает стандартизацию услуг.

В международной практики принята стандартная классификация средств размещения, разработанная экспертами всемирной туристской организации (ВТО) (рисунок 1.2).

Существует ряд других классификаций, в зависимости от расположения гостиницы, набора услуг, которые предоставляются клиентам, уровня обслуживания и т.д.

В соответствии с классификацией ВТО гостиничные предприятия можно подразделить:

А) по месту расположения:

- гостиницы в центре города;

- гостиницы в окрестностях городов;

- придорожные гостиницы;

- гостиницы в аэропортах;

- плавучие отели. К плавучим отелям относятся плавсредства, оборудованные под гостиницы на берегу озера, реки или моря.

Б) По уровню, ассортименту и стоимости услуг:

- отели «люкс» располагаются в центре города, предоставляя элитарные условия проживания и обслуживания за высокие цены. Количество номеров в таких отелях от 100 до 400;

- отели высокого класса расположены в пределах городской черты, предоставляя широкий спектр услуг. Оснащён дорогой мебелью. Количество номеров в таких отелях от 400 до 2000;

- отели среднего уровня ориентированы на широкого потребителя туристских услуг. Количество номеров может быть различным;


Рисунок 1.2Классификация систем размещения

- апарт-отель предлагает условия аналогичные меблированным комнатам. Ориентированы на туристов или бизнесменов, с длительным временем остановки в отеле. Количество номеров от 100 до 400;

- отель экономического класса расположен в черте города, но не предоставляющий услуги питания, с достаточно хорошо оснащённым номерным фондом. Количество номеров от 10 до 150;

- мотель предназначен для туристов, путешествующих на транспорте, располагается вблизи автотрасс, без услуг питания. Может иметь от 150 до 400 современных хорошо оборудованных номеров;

- таймшер имеет номера квартирного типа и условия, аналогичные курортным гостиницам. Отдельные номера проданы индивидуальным владельцам, при контроле компанией управления полной собственности. Количество номеров варьирует от 50 до 250.

В) В зависимости от назначения:

- для постоянного проживания. Данный тип гостиниц в России отсутствует. Основное отличие отелей данного типа – большая полезная площадь, в которую входят большая гостиная с зоной отдыха, кухня и кладовка с многофункциональным назначением. Гостиницы предлагают почти домашнюю обстановку и определённую скидку для гостей в зависимости от срока проживания;

- для временного проживания.

Классификация гостиниц для временного проживания представлена на рисунке 1.3.


Рисунок 1.3 –Классификация гостиниц для временного проживания

1. Транзитные гостиницы. Расположены в на территории крупных транспортных узлов (морских, речных, железнодорожных вокзалах, аэропортах). Гостиницы предназначены для кратковременного проживания. Питание организуется в ресторанах, кафе или барах на территории вокзалов. Ассортимент услуг минимален.

2. Классификация гостиниц по целевым рынкам:

Цель путешествия является основным фактором, определяющим тип гостиницы, ее основное функциональное назначение, требования к ее территории, объему услуг, целесообразных в условиях конкретного гостиничного комплекса, а также определяющим сезон, длительность посещения гостиницы и ее местоположение. Общим обязательным требованием для организации гостиницы как средства размещения туристов (временно проживающих) является наличие условий для размещения, питания, необходимого минимума бытового обслуживания.

Целевой рынок - это конкретная категория людей, которую отель предполагает видеть в качестве потенциальных гостей. Некоторые гостиницы проектируются и строятся под целевые рынки, другие же стараются выйти на целевые рынки, используя маркетинговый подход в своей стратегии.

В гостиничной индустрии имеется тенденция к ориентации на более мелкие категории (сегменты) рынка и разработке соответствующего гостиничного продукта (комплекса услуг) в соответствии с их требованиями. Маркетинговая сегментация способствует существенному росту разнообразных цепочек отелей, ориентирующихся на определенную категорию туристов. При этом каждый специфический сегмент рынка обслуживается отелем одной и той же цепи, но имеющей несколько отличающуюся торговую марку. Например, отели цепочки «Marriott»: «Marriott Marguis», «Marriott Hotels», «Marriott Inns», «Courtyard by Marriott», «Fairfield Inn by Marriott», «Residence Inn by Marriott». Преимущество этого подхода заключается в том, что в определенной географической зоне может располагаться множество отелей одной цепи, но разной ориентации, привлекая тем самым разные категории гостей в подходящие для них отели. Недостаток такого подхода заключается в том, что гости отеля сталкиваются с трудностями из-за дифференциации его сервиса.

Гостиницы делового назначения. Обслуживают клиентов, которые пребывают в командировках или деловых поездках. Для таких гостиниц предъявляются определённые требования: местоположение вблизи административных, общественных центров; в номерном фонде преобладание одноместных номеров; изоляция номеров от внешней среды для создания рабочей обстановки; организация в номере рабочей зоны; наличие помещений для проведения переговоров и совещаний; бизнес-центр; службы финансового обеспечения.

Разновидностью гостиниц делового назначения можно считать:

а) Ведомственные гостиницы, рассчитанные на деловые командировки в определённое ведомство, учреждение или предприятие. Такие гостиницы располагают вблизи этого предприятия или в таком месте, которое удобно связывалось бы общественным транспортом с ведомственным учреждением.

б) Гостиницы для совещаний (конгресс-отели, конференц-отели, бизнес-отели) рассчитаны на высокий уровень комфорта и имеют широкий набор общественных помещений, а иногда и номера-трансформеры, которые могут быть легко переоборудованы для небольших переговоров. В таких гостиницах предусмотрены залы для совещаний, конференций, симпозиумов, широкий выбор ресторанов, отделения связи и банка, телекс.

Гостиницы для отдыха. Гостиницы данного типа размещают вдали от городских центров в «зелёной» зоне; наличие территории для отдыха или занятия спортом; в номерном фонде преобладание двухместных номеров; наличие оборудованных детских площадок. Каждая гостиница, принадлежащая к этой группе, имеет свои особенности:

а) Курортные гостиницы должны иметь помещения лечебно-оздоровительного характера. При предоставлении питания обязательно предусматривается диетический стол. Предназначены для более длительного пребывания туристов и имеют развитой состав помещений культурно-массовой направленности: залы, библиотеки, бильярдные, холлы для отдыха.

б) Стационарные гостиницы предназначены для семейного отдыха. Номерной фонд должен располагать объединёнными номерами. В гостинице предусматриваются площадки для игр и развлечений, для детей – под присмотром персонала гостиницы.

в) Туристские гостиницы в штате должны иметь экскурсоводов, спортивных инструкторов, помещения для хранения и проката спортивного инвентаря, а также находиться вблизи оборудованных туристских трасс.

Размер земельных участков для туристских гостиниц должен составлять 75 м2 (65 м2) на 1 место в гостиницах вместимостью до 1 тыс. мест (от 1 до 2 тыс. мест). Площадь зелёных насаждений не должна быть менее 5% площади участка. При этом предусматривается размещение спортивных площадок (из расчёта 8-10 м2 на 1 место).

Туристские гостиницы делятся на следующие виды:

1) Туристско-спортивные гостиницы и гостиницы для спортсменов располагаются вблизи спортивных комплексов или в местах развития определённого вида спорта. В гостиницах имеются помещения для выдачи спортивного инвентаря, ряд общественных помещений для проведения досуга, помещения для устройства спортивного и медицинского назначения.

2) Туристско-экскурсионные гостиницы располагают вблизи экскурсионного маршрута. Причём если экскурсионный маршрут имеет культурно-познавательную специфику, то к уровню комфорта туристов предъявляются повышенные требования. При строительстве гостиниц на участках для экологического туризма особое значение приобретает оснащение гостиницы спортивным инвентарём и средствами связи.

3) Среди специализированных туристских гостиниц выделяют:

- Кемпинги. Данный вид гостиниц является лагерем для автотуристов, расположенный за городом и оснащённый палатками или летними домиками.

- Мотели – это гостиницы для автотуристов, расположенные вблизи трасс и обеспечивающие минимальный набор услуг. Кроме гостиничного здания мотели предоставляют возможность парковки и технического обслуживания транспортных средств.

- Ротели являются передвижными гостиницами, которые представляют собой вагон с одно- или двухместными номерами. Ротели предназначены для ночёвок туристов, которые в дневное время находятся на туристско-экскурсионных маршрутах.

- Ботели – это не плавающая гостиница, на воде. В качестве гостиницы может использоваться небольшое судно, оборудованное соответствующим образом.

- Флотели – это плавающая гостиница, со специально оборудованными комфортабельными каютами, с предоставлением услуг активного отдыха, многочисленные бары и рестораны, конференц-залы и т.д.

- Флайтели – располагаются вдали от цивилизации. Добраться в такого рода гостиницы можно только по воздуху (на вертолётах или небольших самолётах). При флайтелях располагаются ангары, небольшие аэродромы.

По расположению на туристском маршруте гостиницы могут быть:

- головными, построенными в начале или конце маршрута;

- промежуточными, используемыми для длительного отдыха в середине маршрута.

Туристские гостиницы строят в городе, в пригородной зоне, в местах туристской привлекательности.

Туристские базы размещаются в пригородной зоне и при соответствующей транспортной доступности в малонаселённой местности. Туристские базы используются в качестве головных учреждений для организации радиальных, линейных, кольцевых туристских маршрутов. На базе туристы проживают длительное время (от 4 до 10 дней).

В зависимости от климатических факторов и функциональных особенностей туристские базы могут подразделяться на следующие виды:

- горные;

- горно-лыжные;

- равнинные;

- прибрежные;

- водные (акватели, флотели, марины).

Туристские станции создаются в промежуточных пунктах туристских маршрутов для оказания минимального набора услуг (питание, проживание, культурно-бытовых услуг). Срок пребывания в них туристов от 3 до 5 суток.

Туристские приюты предназначены для кратковременного пребывания туристов в конечных пунктах определенного этапа путешествия. Срок пребывания в туристских приютах составляет до 2 суток.

Туристские хижины располагают в труднодоступных участках туристского маршрута и предназначены для короткого пребывания (от нескольких часов до 2 суток). Чаще всего туристские хижины используются в случае форс-мажорных обстоятельств (ухудшение погодных условий, болезнь одного из участников группы или для экстренного отдыха).

Г) По уровню цен,на основные платные услуги:

- Люкс-отели (от 125 долл. США и выше);

- Апарт-отели (65-125 долл. США);

- Первоклассные (95-195 долл. США);

- Средние (55-95 долл. США);

- Экономического класса (35-55 долл. США);

- Бюджетные (25-35 долл. США).

Д) По способу предоставления питания:

- гостиницы, обеспечивающие полный пансион;

- гостиницы, предоставляющие только завтрак;

- гостиницы, не предлагающие питания.

Е) В зависимости от этажности здания гостиницы:

а) Высотные здания (более 40 этажей);

б) Многоэтажные здания:

- 1 категории (10-16 этажей);

- 2 категории (17-25 этажей);

- 3 категории (26-40 этажей);

в) Повышенной этажности (9-5 этажей);

г) Средней этажности (3-5 этажей);

д) Малоэтажные (1-2 этажа).

Ж) По продолжительности функционирования в течение года:

- работающие круглогодично. Данный тип гостиниц имеет достаточно широкий ассортимент услуг и высокий уровень комфорта. Здесь предполагается наличие развитой сети предприятий питания (баров, ресторанов, кафе), помещений для реализации культурно-развлекательной программы (кинозалы, конференц-залы, залы игровых автоматов, танцевальные залы), площадки для занятия спортом. Набор подобных услуг увеличивает возможность эксплуатации гостиницы в межсезонье.

- работающие в определённый сезон. Гостиницы подобного типа строят без отопления с ограниченным набором предоставляемых услуг.

З) По формам собственности и организации управления:

1. Кондоминиумы;

2. Таймшерные гостиницы.

Кондоминиумы - гостиничные комплексы, помещения и номерной фонд в которых продан индивидуальным владельцам, проживающим или сдающим в аренду эти помещения отдыхающим. Отличаются таймшерные отели тем, что выкупается не номерной фонд, а долгосрочное право на отдых в отеле или в цепи отелей.

Таймшерные отели и отели-кондоминиумы. Другой расширяющийся сегмент гостиничной индустрии - таймшерные отели. Индивидуалы покупают право владения частью помещения на какой-то срок (от одной до двух недель в год). Так как помещение функционирует в основном как отель, то путешественники, арендующие помещения, могут и не осознавать, что это в действительности часть таймшерного отеля. Эти отели становятся особенно популярными в курортных зонах. Владельцы часто не могут себе позволить совладение отелем в течение всего года, поэтому являются таковыми лишь несколько недель в году.

Отели-кондоминиумы похожи на таймшерные. Разница между ними заключается в форме собственности. Помещения в отелях-кондоминиумах могут передаваться во владение лишь одному хозяину. В то время как у таймшерного отеля может быть несколько владельцев. В отеле-кондоминиуме владелец сообщает управляющей компании, на какое время он хочет владеть частью помещения.

Таймшерные владельцы и владельцы отелей-кондоминиумов получают доход от аренды помещения и платят управляющей компании за рекламную деятельность, аренду, бытовые и технические услуги. Владельцы также ответствены за меблировку помещения. Номер обычно включает гостиную, столовую, кухню, ванную, одну или более спален. Гости останавливаются здесь на одну-две недели.

3. муниципальные предприятия, являющиеся собственностью города;

4. акционерные общества;

5. совместные предприятия с участием иностранного капитала;

6. ведомственные гостиницы;

7. частные;

8. гостиницы, принадлежащие общественным организациям.







Сейчас читают про: