Происхождение названия 17 страница

2. Система наказаний, применяемых к несовершеннолетним, включает следующие виды: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок. Таким образом, несовершеннолетним не могут быть назначены смертная казнь и пожизненное лишение свободы. Это относится и к тем случаям, когда лицо достигло восемнадцатилетия к моменту рассмотрения дела судом, но в момент совершения преступления было несовершеннолетним. Кроме того, несовершеннолетним не могут быть назначены такие наказания, как лишение права занимать определенные должности, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части, поскольку подросток, как правило, на момент совершения преступления не занимает еще какую-либо должность, не имеет классного чина или государственных наград и, как правило, не является военнослужащим (за исключением курсантов суворовских училищ и некоторых других). Несовершеннолетнему не назначаются также конфискация имущества и ограничение свободы.

Для несовершеннолетних установлен особый порядок назначения и исполнения наказаний. При назначении наказания несовершеннолетнему суд учитывает условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, другие особенности личности подростка, а также влияние на него старших по возрасту лиц. При этом несовершеннолетие рассматривается как смягчающее обстоятельство.

Вопросы назначения наказания несовершеннолетним часто рассматривались высшими судебными органами: был принят ряд постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и Российской Федерации, определивших принципы назначения наказания несовершеннолетним.

Так, в постановлении Пленума Верховного Суда СССР № 5 от 9 июля 1982 г., посвященном исполнению законодательства о несовершеннолетних, говорится о том, что назначенное наказание должно быть подчинено в максимальной степени целям исправления несовершеннолетних и суды обязаны строго соблюдать индивидуальный подход к определению вида и размера наказания. При этом особо подчеркивается, что такое наказание, как лишение свободы, может быть назначено только в том случае, когда, исходя из конкретных обстоятельств дела и данных о личности подсудимого подростка, суд придет к выводу о невозможности избрания другого наказания.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановлением № 11 от 21 декабря 1993 г. "О практике назначения судами Российской Федерации наказания в виде лишения свободы" обязал суды при назначении наказания несовершеннолетним подсудимым в полной мере использовать предоставленные законом возможности для применения к ним видов наказания, не связанных с изоляцией от общества. В этих целях рекомендовано в каждом случае выяснять и оценивать условия жизни и быта подростка, данные о негативном воздействии на него взрослых лиц, учитывать иные обстоятельства, влияющие на ответственность виновного.

Один и тот же вид наказания по-разному применяется к несовершеннолетним и взрослым осужденным. Так, штраф может быть назначен несовершеннолетнему только в том случае, если у него есть самостоятельный заработок или такое имущество, на которое может быть обращено взыскание (вклад в банке на имя несовершеннолетнего, имущество, полученное в наследство, стипендия и др.). Размер штрафа для несовершеннолетних ограничен следующими пределами: минимум штрафа составляет десять, максимум - пятьсот минимальных размеров оплаты труда (хотя для взрослых минимум составляет двадцать пять, максимум - одну тысячу минимальных размеров оплаты труда), либо штраф назначается в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего за период от двух недель до шести месяцев (для взрослых - за период от двух недель до одного года). Особенности установлены и для других видов наказаний.

Для несовершеннолетних срок лишения свободы не может превышать десяти лет. Таким образом, даже если санкция статьи за конкретное преступление предусматривает лишение свободы на срок свыше десяти лет (например, за умышленное убийство без отягчающих обстоятельств максимум лишения свободы составляет пятнадцать лет), суд не вправе назначить лишение свободы на срок, превышающий десять лет. Несовершеннолетние лица мужского пола (юноши), осужденные впервые к лишению свободы, отбывают такое наказание в воспитательных колониях общего режима. Те же подростки, которые уже отбывали лишение свободы, должны быть направлены в воспитательные колонии усиленного режима. Несовершеннолетние женского пола (девушки) отбывают лишение свободы в воспитательных колониях общего режима, независимо от того, отбывали ли они ранее такое наказание или нет.

3. Несовершеннолетний, который впервые совершил преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия, если суд придет к выводу о том, что исправление подростка достижимо и без уголовной ответственности и наказания. Освобождая от уголовной ответственности, суд передает материалы дела в специализированные государственные органы, которые назначают несовершеннолетнему особые, предусмотренные уголовным законом, меры, не являющиеся наказанием. Эти меры и называются принудительными мерами воспитательного воздействия.

Несовершеннолетнему, освобожденному от уголовной ответственности, могут быть назначены такие меры воспитательного воздействия, как предупреждение, передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих (попечителей, приемных родителей), либо под надзор специализированного государственного органа, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга. Орган, назначающий принудительные меры воспитательного воздействия, вправе также установить особые требования к поведению несовершеннолетнего. Не исключено назначение нескольких мер воспитательного воздействия одновременно.

Продолжительность применения таких мер, как передача под надзор и ограничение досуга, определяются теми государственными органами, которые назначают эти меры.

Такая мера воспитательного воздействия, как предупреждение, заключается в разъяснении несовершеннолетнему сущности и характера вреда, причиненного его преступлением, а также последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.

Передача под надзор состоит в возложении обязанности по воспитанию несовершеннолетнего и контролю за его поведением на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган.

Обязанность загладить причиненный вред заключается в возмещении несовершеннолетним собственными силами того ущерба, который был причинен его преступлением. Конечно, такая мера может быть назначена только в случае, если несовершеннолетний в состоянии ее исполнить (работает, имеет определенное имущество или доходы), она не может быть переложена на других лиц (родителей, попечителей и др.).

Что касается ограничения досуга и установления особых требований к поведению подростка, они могут предусматривать запрещение несовершеннолетнему посещать определенные места (увеселительные заведения, бары, дискотеки, места продажи спиртных напитков и т. п.), использовать определенные формы досуга, в том числе связанные с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток (например, запрещение покидать место жительства после 21 часа), выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Подростку могут быть предъявлены и другие требования, касающиеся его поведения, по усмотрению специализированного государственного органа, имеющего право назначения принудительных мер воспитательного воздействия.

В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры (или мер) воспитательного воздействия эта мера (или меры) отменяются по представлению специализированного государственного органа и материалы направляются в суд для привлечения к уголовной ответственности за совершенное ранее преступление.

4. Несовершеннолетний, признанный виновным и осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть, вместе с тем, освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. В этом случае подросток не освобождается от уголовной ответственности, но такая ответственность исчерпывается самим фактом осуждения. Поскольку наказание в этом случае не назначается, подросток будет считаться несудимым.

Кроме того, несовершеннолетний может быть освобожден судом от наказания с помещением в специализированное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних в случае осуждения за преступление средней тяжести, если при этом суд придет к выводу о том, что цели наказания (исправление, предупреждение совершения новых преступлений и др.) могут быть достигнуты без исполнения наказания только путем помещения подростка в названное учреждение.

Срок пребывания в таком учреждении не может быть больше максимального срока наказания, предусмотренного за совершенное подростком преступление. Например, подросток осужден за кражу, совершенную без отягчающих обстоятельств. Максимальное наказание, предусмотренное за такое преступление Уголовным кодексом, - лишение свободы до трех лет. Следовательно, срок помещения в специализированное учреждение для несовершеннолетних не может превышать три года.

Для несовершеннолетних предусмотрены пониженные, по сравнению со взрослыми осужденными, сроки, дающие право на условно-досрочное освобождение.

Условно-досрочное освобождение от отбывания лишения свободы и исправительных работ может быть предоставлено несовершеннолетнему в том случае, если он отбыл:

1) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести, то есть преступление, за которое максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы (например, за вандализм, кражу без отягчающих обстоятельств, хулиганство, за исключением совершенного с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, жестокое обращение с животными и др.);

2) не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление, то есть преступление, за которое максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы (например, за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью без отягчающих обстоятельств, вымогательство, совершенное группой лиц, хулиганство, совершенное с применением оружия, и др.);

3) не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, то есть преступление, за которое предусмотрено лишение свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание (например, убийство, изнасилование потерпевшей, заведомо не достигшей 14-летнего возраста, разбой, совершенный с применением оружия, и др.).

5. Для несовершеннолетних предусмотрены половинчатые сроки давности привлечения к уголовной ответственности и исполнения обвинительного приговора. Так, если за совершение кражи без отягчающих обстоятельств (преступление средней тяжести) срок давности привлечения к уголовной ответственности составляет шесть лет после совершения преступления, то для несовершеннолетних этот срок должен быть сокращен наполовину, т.е. составит три года. Это относится и к сроку давности исполнения обвинительного приговора.

Для несовершеннолетних предусмотрены сокращенные сроки погашения судимости. Так, судимость за преступление небольшой или средней тяжести погашается по истечении одного года после отбытия лишения свободы, судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление погашается по истечении трех лет после отбытия лишения свободы.

Тема 21.

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Понятие, основания и цели принудительных мер медицинского характера.

2. Виды принудительных мер медицинского характера.

3. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера.

1. Принудительные меры медицинского характера представляют собой осуществляемое помимо воли заинтересованного лица психиатрическое лечение, назначаемое судом на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы лицам, страдающим психическими расстройствами, совершившим деяния, предусмотренные Особенной частью УК, а также к алкоголикам и наркоманам, признанным виновными в совершении преступления.

В УК РФ 1996 г. определены основания назначения принудительных мер медицинского характера. Согласно ст. 97 к ним относятся: а) совершение деяния, предусмотренного Особенной частью УК и б) определенными категориями лиц. К числу таких лиц относятся, во-первых, те, которые признаны невменяемыми. Эти лица в силу болезненного состояния психики не способны осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Применение наказания к лицам, признанным невменяемыми, было бы несправедливым и нецелесообразным, т.к. своих целей наказание в данном случае не достигает.

Во-вторых, принудительные меры медицинского характера применяются к лицам, которые совершили преступление в состоянии вменяемости, а затем до суда, во время судебного разбирательства либо в период исполнения наказания заболели психическим расстройством, делающим невозможным назначение или исполнение в отношении них наказания.

В-третьих, принудительные меры медицинского характера применяются к лицам, совершившим преступление в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости (ст. 22 УК РФ). Такие лица подлежат уголовной ответственности и наказанию, однако их психическое состояние учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера. Принудительное лечение психического расстройства применяется к указанным лицам наряду с уголовным наказанием. Осужденным к лишению свободы - в местах лишения свободы, а осужденным к иным наказаниям - в учреждениях органов здравоохранения оказывается амбулаторная психиатрическая помощь.

В-четвертых, категорией лиц, к которым применяются принудительные меры медицинского характера, являются лица, совершившие преступление во вменяемом состоянии, но нуждающиеся в принудительном лечении от алкоголизма или наркомании, которое применяется к ним наряду с уголовным наказанием.

Принудительные меры медицинского характера четырем указанным категориям лиц назначаются только в случае, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (ч. 2 ст. 97 УК РФ). Если перечисленные выше лица по своему психическому состоянию не представляют опасности для себя или других лиц, суд может принять решение о нецелесообразности применения к ним принудительных мер медицинского характера и передать необходимые материалы о состоянии их здоровья в органы здравоохранения для решения вопроса о добровольном лечении таких лиц.

В УК РФ сформулированы цели применения принудительных мер медицинского характера. К ним относятся, во-первых, излечение психических расстройств, которыми страдают лица, совершившие общественно опасное деяние, или такое улучшение их психического состояния, при котором они перестают представлять общественную опасность; во-вторых, предупреждение совершения такими лицами новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК.

В отличие от наказания суд, назначив принудительные меры медицинского характера, не устанавливает их продолжительность, т. к. не в состоянии определить срок, необходимый для излечения или улучшения состояния здоровья лица.

Условия и порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяются уголовно-процессуальным законодательством, Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 г., ведомственными актами органов здравоохранения.

2. Действующий УК называет следующие четыре вида принудительных мер медицинского характера (ст. 99):

1) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;

2) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;

3) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;

4) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Критерием выбора судом вида принудительной меры медицинского характера является психическое состояние больного, определяющее его опасность для себя или других лиц, возможность повторного совершения общественно опасных поступков.

Амбулаторное принудительное лечение и лечение у психиатра может быть назначено при наличии оснований для применения принудительных мер медицинского характера, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар (ст. 100 УК РФ). Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра предполагает регулярное наблюдение лица врачом учреждения, осуществляющего амбулаторную психиатрическую помощь по месту жительства больного или по месту отбывания наказания. В случае изменения психического состояния лица, требующего его стационарного лечения, судом по представлению комиссии психиатров может быть изменен вид этой принудительной меры на принудительное лечение в стационаре.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре может быть назначено лицу при наличии оснований применения принудительных мер медицинского характера, если психическое расстройство лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут осуществляться только в психиатрическом стационаре (ч. 1 ст. 101 УК).

Законодательство предусматривает три варианта проведения принудительного лечения: в психиатрических стационарах общего типа, специализированных и специализированных с интенсивным наблюдением. Вопрос о выборе типа стационара, необходимого в каждом конкретном случае, решается судом с учетом критерия обеспечения безопасности госпитализированного лица и других лиц при соблюдении его прав и законных интересов.

3. В процессе исполнения принудительных мер медицинского характера возникает необходимость их продления, изменения и прекращения. Эти вопросы, согласно ст. 102 УК РФ, решает суд по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение. В УК подчеркивается ведущая роль судебного контроля не только при назначении принудительных мер, но и на протяжении всего процесса их осуществления.

Тема 22.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

(ОБЩАЯ ЧАСТЬ)

1. Современные системы уголовного права.

2. Источники уголовного права зарубежных государств.

3. Понятие преступления в зарубежном уголовном праве.

4. Система наказаний в уголовном праве зарубежных государств.

5. Основные направления и школы в уголовном праве.

1. Правовая система отдельного государства, понимаемая в широком смысле, включает помимо нормативной стороны, состоящей из юридических норм, институтов, отраслей права, организационную сторону (совокупность правовых учреждений) и правовую культуру (совокупность правовых взглядов, представлений, идей). В узком значении правовая система государства - это система внутреннего национального права.

В настоящее время каждое государство имеет свою правовую систему, которая характеризуется как общими с правовыми системами других стран чертами, так и специфическими особенностями. В некоторых государствах одновременно функционирует несколько конкурирующих правовых систем. В США, например, наряду с федеральной существуют и относительно независимые друг от друга правовые системы отдельных штатов со своими конституциями, своими уголовными кодексами, своими правоохранительными органами.

Некоторые общие черты, присущие правовым системам отдельных государств, позволяют объединить их в определенные группы, которые получили название систем уголовного права, или правовых семей [Французский ученый Р. Давид, предложивший классификацию правовых систем, говорит о "семьях" уголовного права (См.: Давид Р. Основные правовые системы современности. - М., 1988). Однако в российской юридической литературе принято называть правовые семьи "системами права" (См. напр., Наумов А. В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. - М., 1996).]. Критериями группировки выступают принципы права, способы выражения и закрепления правовых норм, способы их толкования. Система права - это более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, для которых свойственны близость происхождения, источников, основных понятий и институтов, приемов юридической техники и способов толкования.

В теории к основным системам уголовного права относят: 1) романо-германскую (континентальную), 2) англосаксонскую (неконтинентальную), 3) социалистическую. Помимо названных выделяют и систему религиозного права.

Романо-германская система объединяет правовые системы многих государств современного мирового сообщества. Она сформировалась на территории Европы в латинских (Италия, Испания, Португалия) и германских (Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Дания) странах. К романо-германской системе права в настоящее время относятся правовые системы государств континентальной Европы, вся Латинская Америка, значительная часть Африки, страны Ближнего Востока. Она повлияла на развитие национальных правовых систем Японии, Индонезии и других государств.

Отличительная черта романо-германской системы - ее формирование на основе римского права. Со временем первоначальное различие между так называемыми латинскими системами и германскими стерлось благодаря рецепции римского права в Европе. В XII-XIII вв. на базе кодификации императора Юстиниана сложилось и существовало до конца XVIII в. некое общее европейское право, которое и предопределило единство в рамках данной системы. Кодификация, осуществленная в европейских странах в XIX в., привела к нарушению такого единства, однако некоторые принципиальные общие черты правовых систем сохранились. Это касается, в частности, воспроизведения основ римского права, использования при систематизации правовых норм сходной юридической техники, общих юридических категорий и терминов и т. п.

Романо-германской правовой системе свойственны следующие основные черты. Во-первых, нормы права формулируются обобщенно, как некие абстрактные правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц. Во-вторых, право делится на самостоятельные ветви, именуемые отраслями. В-третьих, в государствах данной системы права существует тщательно разработанное законодательство, при этом устанавливается определенная иерархия нормативных актов, центральное место в которой занимают конституционные акты. В-четвертых, в таких странах ведется планомерная работа по систематизации (кодификации) уголовно-правовых норм.

Англосаксонская (или неконтинентальная) система представляет собой систему, основанную на так называемом общем праве (Common Law) [Общее право - право общее для всей Англии, где до этого действовали местные обычаи - было создано королевскими судами, которые начиная с XII в. заседали в Вестминстере. В противоположность юристам континентальной Европы, английские королевские судьи не обращались ни к римскому, ни к каноническому праву. Их главной задачей было решение вопросов публичного права с использованием специфической процедуры (в то время, как римское право - это, по преимуществу, частное право). Нормы, определяющие основы отправления правосудия, ведения судебного процесса, исследования доказательств, исполнения судебных решений, для английских юристов имели даже большее значение, чем нормы материального права], или праве судебных прецедентов. В настоящее время она включает национальные системы практически всех, за некоторым исключением, англоязычных стран. Общее право оказало большое влияние на развитие уголовного права США, Индии, Пакистана, ряда стран Африки.

Английское право развивалось автономно от права континентальной Европы, рецепция римского права его не затронула. Судебная практика выработала собственные правовые категории, не известные правовым системам континентальной Европы. К таким категориям относятся понятие "явного действия" как основания уголовной ответственности, конструкция "разумного человека", используемая при решении многих коллизионных вопросов, понятие "ближайшего шага", помогающее отграничить ненаказуемое приготовление от влекущего наказание покушения на преступление, понятие "непреодолимого импульса", посредством которого нередко определяется невменяемость.

Основной чертой англосаксонской системы является возможность судебного правотворчества. Авторитетным источником уголовного права остается прецедент - модель разрешения конкретного уголовного дела, используемая в последующем при рассмотрении сходных случаев. Норма права здесь менее общая и абстрактная, нежели в континентальном праве. Нередко уголовно-правовые нормы чрезвычайно казуистичны, т. е. в них предпринимаются попытки исчерпывающе определить различные варианты преступного поведения, которые влекут уголовную ответственность.

Несмотря на проведение определенной работы по систематизации уголовно-правовых норм, последняя не имеет такого характера, как в странах континентального права. В Англии, например, не существует единого Уголовного кодекса.

Система социалистического права, возникшая в 1917 г. после Октябрьской революции в России, сохраняет свои позиции в Китае, КНДР и на Кубе, хотя и в несколько измененном виде. В Китае, например, идет активный процесс реформирования уголовного права, следствием чего стало принятие новой редакции УК, установившей уголовную ответственность юридических лиц, новую систему экономических и должностных преступлений и т. п.

Система религиозного права объединяет национальные системы тех государств, где религиозные нормы официально считаются источниками уголовного права.

Мусульманское уголовное право представляет собой неотъемлемую часть религии (ислама). Сферой его влияния является Ближний Восток, часть Азии и Африки. Собственно мусульманское право действует в Саудовской Аравии, Йемене, Судане, Кувейте. Правовые системы этих государств органично включают нормы шариата, вычленить последние и невозможно, и неправомерно.

Отличительными чертами мусульманского права являются специфичные классификации преступных деяний и наказаний на категории, заимствованные из шариата, криминализация религиозных и аморальных проступков, возможность применения членовредительских наказаний и воздаяния равным, существование смертной казни.

2. Для государств англосаксонской системы права характерна приоритетная роль судебного прецедента, хотя к настоящему времени, безусловно, действует и обширное уголовное законодательство. Напротив, в государствах романо-германской системы ведущим источником уголовного права является закон. При этом действуют как кодифицированные, так и некодифицированные законы. В ряде государств (Франция, Англия, США и др.) источниками уголовного права являются подзаконные акты, изданные исполнительными органами государственной власти. Особое место среди источников уголовного права занимает конституционное законодательство зарубежных государств. В нем нередко закрепляются важнейшие уголовно-правовые принципы (запрет придания уголовному закону обратной силы, запрещение наказывать дважды за одно и то же и др.) или определяются признаки некоторых государственных преступлений (измены, шпионажа и т. п.). Ряд современных государств признал источниками уголовного права и международные соглашения (Франция, Германия).

В настоящее время уголовное право многих зарубежных государств подвергается интенсивному реформированию. Так, например, новые уголовные кодексы были приняты в 1992 г. во Франции, в 1994 г. в Йемене, в 1995 г. в Испании, в 1997 г. в Польше. Другие государства выбрали путь принятия новых редакций действующих кодексов (например, Германия, Швейцария). При этом принятие нового УК или его новой редакции не всегда свидетельствует о прогрессивных изменениях в правовых системах (например, УК Йемена 1994 г.).

3. Понятие преступного деяния является основным в любой правовой системе, однако большинство зарубежных стран в УК их не дают. Понятие и признаки преступления разрабатываются уголовно-правовой доктриной.

Нормативные определения в настоящее время существуют, например, в ФРГ, США, Испании, Нигерии и некоторых других государствах. Такие определения носят формальный характер и помещаются в разделы о толковании терминов. Так, согласно УК штата Нью-Йорк, преступление представляет собой "поведение, за которое наказание тюремным заключением на срок или штрафом предусмотрено любой нормой права данного штата или, вообще, любой нормой права, местным правом либо ордонансом органа государственной власти данного штата или любым приказом, правилом или инструкцией, которые приняты каким-либо правительственным учреждением в соответствии с предоставленными ему для этого полномочиями" (§ 10.00). Преступлением, согласно такому определению, является деяние, запрещенное "любой нормой права". Главный признак преступного посягательства - наказуемость деяния специфичным уголовным наказанием (тюремным заключением), а также штрафом. Вопрос о том, что представляет собой запрещенное уголовным правом поведение, какова его социальная направленность, в приведенном определении не решается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: