Общая характеристика международных финансовых организаций

Создание международных финансовых организаций (межгосударственных/межправительственных) явилось результатом поиска эффективным мер для разрешения чрезвычайных и кризисных ситуаций в деятельности государств. Когда усилия отдельно взятого государства оказывались недостаточными для того, чтобы справиться с проблемами международных валютных отношений, государства стремились найти адекватные методы взаимодействия в целях создания благоприятных условий для многостороннего сотрудничества в валютной сфере. После окончания Второй мировой войны наблюдался рост числа создаваемых международных финансовых организаций, что подтверждало необходимость интеграции в рамках международных валютных отношений. Современный период характеризуется переориентированием деятельности международных финансовых организаций на решение следующих задач. Во-первых, усиливается их функция межгосударственного регулирования в целях обеспечения стабильного функционирования мировой экономики и ее составных элементов – мировой валютной системы, рынков валют, кредитов и т.д. Во-вторых, укрепляется консолидирующая функция, поскольку в соответствии с их Уставами эти организации призваны служить форумом для развития сотрудничества между странами. В-третьих, повысилось их значение как научно-информационных центров на базе изучения и анализа информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Международные финансовые организации оказывают определенное влияние на развитие международных валютно-финансовых отношений. Выражая волю государств, межгосударственные организации в пределах полномочий, зафиксированных в учредительных документах, наряду с государствами регламентируют статус субъектов международного финансового права и регулируют международные валютно-финансовые отношения. В настоящее время международные валютно-кредитные и финансовые организации представлены большим разнообразием по составу, размерам, функциям, объему полномочий и влиянию на международные экономические отношения. По количественному составу можно выделить следующие виды международных финансовых организаций, обладающих полномочиями в рамках международных валютных отношений. 1. Межгосударственные универсальные финансовые организации, цель деятельности которых в международных валютно-финансовых отношениях имеет значение для всех государств-субъектов мировой валютной системы. 2. Международные многосторонние финансовые организации. Банк международных расчетов 3. Региональные международные финансовые организации (ограниченный состав участников по территориальному признаку). Африканский валютный фонд 4. Двусторонние международные финансовые организации. Межгосударственные универсальные финансовые организации. К этому виду относятся специализированные учреждения Организации Объединенных Наций, являющиеся самостоятельными международными организациями. Прямое или косвенное отношение к международным валютным отношениям имеют Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (Международный банк реконструкции и развития). Основными направлениями деятельности МВФ является предоставление средств для корректировки валютных курсов, стабилизации платежных балансов стран-членов, урегулирования внешней задолженности, финансирования временных дефицитов платежных балансов. Всемирный банк как международная финансовая организация занимает особое место в международных валютных отношениях, поскольку в условиях растущей глобализации экономики усиливается необходимость координации международной экономической, в том числе валютно-кредитной и финансовой политики государств. Всемирный банк (World Bank) был учрежден в 1945 году. Изначально он представлял собой одну организацию – Международный банк реконструкции и развития. В последующие годы были созданы и иные организации: Международная финансовая корпорация – в 1956 г.; Международная ассоциация развития – в 1960 г.; Многостороннее агентство гарантирования инвестиций – в 1988 г.; Международный центр урегулирования инвестиционных споров – в 1966 г. Таким образом, в настоящее время Группа Всемирного банка включает: Международный банк реконструкции и развития 39 39 Официальное название Банка – Международный банк для реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development) (МБРР); Международная ассоциация развития (МАР); Международная финансовая корпорация (МФК); Многостороннее агентство гарантирования инвестиции (МАГИ); Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС). Всемирный банк и Международный валютный фонд обладают сходными чертами. Несмотря на общность цели – межгосударственное валютное и кредитное регулирование при анализе их деятельности проявляются существенные различия. Обе международные финансовые организации предоставляют кредиты государствам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Основной принцип сотрудничества между Всемирным банком и МВФ – регулярное взаимодействие между сотрудниками, работающими с одной и той же страной. Действия их координируются и согласовываются, но соблюдается разделение функций. С одной стороны, эти организации взаимно дополняют друг друга, а с другой – каждая из них имеет свои отличительные особенности. Во Всемирный банк могут вступать только страны-члены МВФ, поскольку данный фактор служит относительной гарантией выплаты государствами-членами задолженности перед Банком. В целях сотрудничества между Банком и Фондом оговорены меры административного и процедурного характера в координации финансовой и технической помощи, в вопросах долговой стратегии и просроченных обязательств. Сотрудники Банка принимают участие в миссиях и наоборот. Проводятся совместно ежегодные сессии для разработки единой валютной и кредитной политики. Согласованная работа Банка и Фонда необходима для выработки взаимодополняющих и стратегических рекомендации. Международные многосторонние финансовые организации. Банк международных расчетов (Bank for International Settlements – BIS) был создан в 1930 году на Гаагской конференции как первый межгосударственный банк, координирующий действия национальных банков. Банк был организован центральными банками шести стран (Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Японии). В ноябре 1996 г. в члены банка было принято 9 новых членов, в том числе Россия. В настоящее время участниками БМР являются около 50 государств в лице центральных банков или органов валютного регулирования. В функции БМР, согласно Уставу входят: - способствовать сотрудничеству центральными банками; - обеспечивать дополнительные благоприятные условия для международных финансовых операций; - действовать в качестве доверенного лица или агента по проведению международных расчетов. Банк сомещает проведение чисто коммерческих операций для центральных банков с ролью организатора и участника межгосударственного сотрудничества в валютной сфере. В 1973 г. БМР стал агентом вновь образованного Европейского фонда валютного сотрудничества, который управляет валютными курсами и кредитными операциями Европейского союза в рамках Европейской валютной системы. В настоящее время БМР – орган консультаций и сотрудничества центральных банков. Он проводит различные валютно-кредитные операции, одновременно выступает в роли финансового агента Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Одна из функций БМР состоит в том, чтобы выступать в роли центрального банка банкиров центральных банков, когда они собираются в нем для обсуждения вопросов сотрудничества. БМР организует также коллективную валютную интервенцию центральных банков с целью поддержания курса ведущих валют. Специфической чертой БМР является выполнение функций банка-агента при международных расчетах по валютному клирингу (клирингу по операциям частных коммерческих банков) и другим расчетам стран-членов. К международным многосторонним финансовым организациям, обладающим функциями в валютной сфере относится FATF (ФАТФ) – Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег 40 40 В литературе встречаются различные названия этой организации. Однако первоначальное название этой организации Financial Action Task Force on Money Laundering.. Она была образована в 1989 году и является межправительственной организацией, цель которой заключается в разработке совместной политики государств по борьбе с преступностью в финансовой сфере. За прошедший период ФАТФ превратилась в одну из наиболее авторитетных международных организаций в сфере борьбы с незаконными действиями в международных финансовых отношениях. В настоящее время членами ФАТФ являются 26 государств и две международные организации (Комиссия Европейских сообществ и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива). В ее структуре функционируют три рабочие группы, занимающиеся: статистикой и изучением используемых преступниками методик и схем легализации незаконных денег; юридическими вопросами; разработкой рекомендаций и конкретных предложений в области административно-финансовых мер противодействия преступности в данной сфере. В 1990 году Комиссия представила специальную программу ФАТФ по борьбе с отмывание денег, состоящую из рекомендаций, включающих четыре блока вопросов: - установление уголовной ответственности за отмывание денег; - принятие предварительных и конфискационных мер; - укрепление финансовой системы; - международное сотрудничество в этой сфере. ФАТФ составляет списки государств, в которых недостаточно предпринимается мер по противодействию отмыванию финансовых средств. Российская Федерация в 2000-2002 годах также находилась в этом списке. Однако после выполнения рекомендаций была исключена из него. Специальная комиссия способствует унификации законодательств государств об отмывании доходов, полученных преступным путем в целях укрепления контроля над международными валютно-финансовыми отношениями и установлении международного правопорядка в этой сфере. В международных валютных отношениях широко функционируют региональные (межрегиональные) финансовые организации (например, Арабский валютный фонд). Соглашение об Арабском валютном фонде заключено в 1976 году (вступило в силу в 1977 году) большинством членов Лиги Арабских Государств. Основными функциями Арабского валютного фонда являются: - выравнивание платежных балансов стран-участниц путем представления кредитов; - содействие стабилизации курсов валют и их конвертируемости; - внедрение арабского динара 41 Международный валютный фонд (International Monetary Found, IMF) является специализированным учреждением ООН, созданным 22 июля 1944 г. на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США). На конференции был принят «Заключительный акт», который включал Статьи Соглашения о МВФ и Статьи Соглашения о во взаимные расчеты арабских стран; - координация позиций по международным валютным и экономическим вопросам и проблемам. Фонд осуществляет инвестиционную деятельность, оказывает техническую помощь по развитию арабских финансовых рынков, содействует в подготовке квалифицированных кадров, сотрудничает с другими международными организациями. Арабский валютный фонд выполняет функции секретариата Совета управляющих арабских центральных банков и глав валютных ведомств. В своей деятельности он тесно сотрудничает с Экономическим советом Лиги Арабских Государств, Советом арабского экономического единства, а также Арабским фондом экономического и социального развития. 12.2. Правовой статус Международного валютного фонда. 41 Арабский динар представляет собой условную счетную единицу, эквивалентную 3 СДР. Международном банке реконструкции и развития. Официально они вступили в силу с 27 декабря 1945 г. после их ратификации 29 государствами 42 42 Представители СССР также принимали участие в конференции в Бреттон-Вудсе. В 1944 г. СССР заявило о намерении вступить в МВФ. Однако были высказаны некоторые пожелания, а именно: повысить квоту СССР с 800 млн.долл. до 1,2 млрд., что позволило бы СССР получить равное с Великобританией количество голосов при выработке решений; создать более благоприятные условия для стран с послевоенной экономикой – право не раскрывать информацию, составляющую гостайну и гарантия не принуждать государства-заемщики кардинально менять свою внутреннюю и внешнюю экономическую политику ради получения кредитов. Эти предложения СССР были отклонены США и Великобританией. Поэтому Бреттон-Вудские соглашения так и не были ратифицированы СССР, несмотря на кризисное послевоенное состояние экономики.. Российская Федерация вступила в Международный валютный фонд в 1992 году на основании Постановления Верховного Совета РФ от 22 мая 1992 г. № 2815-1 «О вступлении Российской Федерации в международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию равзития». В первой статье Устава МВФ определены цели Фонда, включающие: - поддержку развития международного валютно-финансового сотрудничества; - проведение консультаций по валютным проблемам; - содействие расширению сбалансированного роста международной торговли с целью увеличения занятости, доходов и развития производительных сил стран-членов; - достижение стабильности валютных курсов и недопущение конкурентной девальвации валют; - содействие в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами; - устранение валютных ограничений; - предоставление странам-членам валютных средств для финансирования дефицитов платежных балансов стран-членов. Членами МВФ являются более 180 страна мира, включая все республики бывшего СССР. Каждое государство-член МВФ имеет выраженную в СДР квоту, равную его взносу в акционерный капитал Фонда. Квота отражает относительный потенциал экономики государства-члена и имеет принципиальное значение в определении финансовых и организационных взаимоотношений государств с Фондом. Согласно квотам распределяются голоса между странами в органах МВФ. Каждая страна имеет 250 базисных голосов плюс один голос за каждые 100 000 СДР дополнительно приобретенных акций своей квоты. Организационная структура МВФ отражена в его Уставе. Со времени основания Фонда в Устав было внесено три поправки. В настоящее время предусматривается наличие Совета управляющих, Исполнительного совета, директора-распорядителя, штата международных служащих и Совета. Высшим органом МВФ является Совет управляющих, в который каждое государство-член назначает управляющего (как правило, министра финансов или председателя центрального банка) и его заместителя. Отдельные полномочия Совет управляющих делегирует Исполнительному совету. Совет ведет всю текущую работу Фонда. Он состоит из 24 исполнительных директоров, 5 из которых назначены ведущими государствами (США, Германией, Японией, Францией и Великобританией), а 19 избраны остальными странами-членами. Исполнительный совет занимается стратегическими, административными и оперативными вопросами, включая надзор за политикой обменных курсов государств. Подготовку комплексных исследований и консультаций по проблемам мировой экономики. Исполнительный совет выбирает директора-распорядителя МВФ, который выступает в качестве председателя Совета. Под руководством Исполнительного совета директор-распорядитель ведет повседневную работы МВФ. В 1974 году по решению Совета управляющих для оперативного воздействия на реформирование валютной системы и перехода к плавающим курсам валют был создан Временный комитет по вопросам реформы международной валютной системы. Комитет занимается вопросами международной финансовой системы,готовит доклады для Совета управляющих, а также предложения по изменению Устава МВФ. В Уставе МВФ предусмотрено два вида кредитной деятельности Фонд: сделка (transaction) - предоставление валютных средств из ресурсов Фонда и операция (operation) – оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. Государство, нуждающееся в иностранной валюте, осуществляет заимствование либо в иностранных валютах, либо в СДР в обмен на эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке этого государства. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, будут переходить от одной страны к другой. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на такую валюту нет спроса, она остается в Фонде до ее выкупа страной-эмитентом. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничивается определенными условиями. Согласно первоначальной редакции Устава условия заключались в следующем: во-первых, сумма валюты, полученная страной-членом за 12 месяцев, предшествовавших ее новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренной в 1976 году Уставе первое ограничение было устранено. Это позволило странам-членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение короткого срока, чем пять лет, которые требовались прежде. В исключительных обстоятельствах действие второго условия также может приостанавливаться. МВф взимает с государств-заемщиков разовый комиссионный сбор в размере 0,5% занимаемой суммы и определенную процентную ставку за предоставляемые кредиты, которая базируется на рыночных ставках. По истечении установленного соглашением периода времени страна-член обязана выкупить национальную валюту у Фонд, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Помимо этого государство-заемщик обязано досрочно производить выкуп национальной валюты, излишней для Фонда, по мере улучшения его платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся у МВФ национальная валюта государства-должника покупается другой страной-членом, то тем самым погашается его задолженность Фонду. Превышение величиной квоты страны-члена в МВФ суммы запаса национальной валюты данного государства, находящегося в распоряжении Фонда, называется резервной долей. Она определяется как приобретаемая страной-членом часть иностранной валюты в размере до 25% квоты. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли, делятся на четыре кредитные доли – транши – по 25% квоты. Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки иностранной валют, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном кредите. Предельная сумма кредита, которую страна может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной и кредитной долей, составляет 125% размера ее квоты. Одной из важнейших задач МВФ является обеспечение процесса либерализации международных валютно-финансовых отношений. Фонд оказывает помощь в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли. Отмена валютных ограничений страной – это огромное событие в денежно-кредитной и валютной системе, которое оказывает воздействие на все международные валютные отношения. Экспортеры получают возможность продавать товары на национальную валюту. Для импортеров других стран покупка товаров на валюту данной страны облегчается, поскольку государство обязано выкупать ее остатки из резервов других стран. Импортеры страны, отменившей ограничения, получают право конверсии национальной валюты в иностранную валюту платежа. Вводится свобода платежей и переводов за границу по другим видам текущих операций. МВФ определяет разные формы конвертируемости, которая является объектом его юрисдикции и надзора. Юридическое определение конвертируемости для Фонда дано в ст. VIII, которая требует обеспечения соответствующих средств платежа для текущих международных сделок без ограничений. Субсидирования или обложения налогом. Второй элемент обратимости по текущим операциям касается специально конвертирования авуаров (остатков) в валюте данной страны. Находящихся у правительств других стран. Учредительное соглашение ограничивает полномочия МВФ по регулированию валютных ограничений лишь сферой международных текущих платежей. Статья VI, разд. 3 гласит, что страны-участницы могут применять такие меры контроля, которые являются необходимыми для регулирования международного движения капитала. Но ни одно государство-член не имеет право применять меры контроля таким образом, чтобы ограничивать расчеты по текущим операциям или чрезмерно задерживать переводы средств в рамках завершения расчетов по обязательствам, кроме случаев, оговоренных в других статьях. Современный устав формально позволяет МВФ использовать в кредитных операциях все валюты. Для этого понятие «обратимая (или конвертируемая) валюта» заменено в ст. V на «свободно используемая валюта». До введения II поправки МВФ в своих операциях мог использовать лишь валюты стан, принявших обязательства по ст. VIII. В настоящее время МВФ сам определяет, какие валюты следует считать «свободно используемыми». К ним относятся валюты стран-членов, которые широко применяются для осуществления платежей по международным сделкам и широко используются на основным валютных рынках. В список «свободно используемых валют» МВФ включил доллар США, евро, Йену и фунт стерлингов. Статья V Устава предусматривает, что «каждая страна-член должна обеспечить, чтобы сумма ее национальной валюты. Купленная у Фонда, была свободно используемой или валютой, которая могла быть обменена во время покупки на свободно используемую валюту по ее выбору …». Кроме этого, «каждая страна, чья валюта куплена у Фонда или приобретается в обмен на валюту, купленную у Фонда, должна сотрудничать с ним и другими странами-членами с тем, чтобы сделать возможным обмен во время покупки таких сумм в ее валюте на свободно используемую валюту других стран-членов. Введение термина «свободно используемая валюта» преследует цель обеспечить применение всех валют в рамках счета общих ресурсов МВФ. Для стран, вступивших в МВФ и практиковавших до этого валютные ограничения, предусмотрены обязательства ст. XIV учредительного соглашения, которая носит название «Переходные положения». В соответствии с этой статьей каждая страна уведомляет МВФ о том, намеревается ли она воспользоваться переходными положениями раздела 2 этой статьи или готова принять обязательства ст. VIII, предусматривающие отмену валютных ограничений. В соответствии с разд. 2 «Валютные ограничения» статьи XIV устава страна, уведомившая МВФ о своем намерении воспользоваться ее переходными положениям, может сохранять и приспосабливать к меняющим обстоятельствам те ограничения на платежи и переводы средств по текущим международным операциям, которые действовали на дату ее вступления в Фонд. При этом в своей валютной политике она постоянно должна учитывать цели МВФ и, как только позволят условия должна принять все меры по введению совместно с другими государствами-членами таких коммерческих ит финансовых механизмов, которые будут облегчать проведение международных платежей и содействовать стабильности системы валютных курсов. Как только страна получает возможность регулировать свой платежный баланс без валютных ограничений, она должная отменить их. Страна, принявшая решение об отмене валютных ограничений, уведомляет официально МВФ о принятии на себя обязательств, налагаемых статьей VIII его учредительного соглашения, которая также определяет режим конвертируемости национальной валюты по всем видам текущих валютных операций. Раздел 2 этой статьи предусматривает, что страна не должна вводить без одобрения МВФ ограничения на платежи и переводы по международным текущим операциям. Раздел 3 содержит обязательства по избежанию дискриминационной валютной практики. Страна не должна допускать, чтобы ее центральный банк, министерство финансов и другие аналогичные уполномоченные органы участвовали в дискриминационных валютных соглашениях. Запрещается применение множественных валютных курсов. Раздел 4 «Конвертируемость остатков, находящихся у других стран-членов» указывает, что страна должна выкупать остатки (авуары) своей валюты у другой страны. При этом последняя, запросив о выкупе, должна заявить, что эти остатки образовались недавно в результате текущих операций, или что их конверсия необходима для осуществления платежей по текущим операциям. Страна, выкупившая остатки своей валюты, имеет право выбора: оплатить их в специальных прав заимствования или в валюте страны, запросившей выкуп. Среди целей МВФ важное место занимает цель «содействовать валютной стабильности, стремиться к тому, чтобы страны поддерживали упорядоченные режимы валютных курсов, и избегать конкурентного обесценения валют». Регулирование валютных курсов МВФ осуществляет в соответствии со ст. IV №Обязательства в отношении валютного режима». В разделе 1 «Общие обязательства государств-членов» говорится: «Признавая, что важнейшая цель международной валютной системы заключается в том, чтобы служить структурной основой, способствующей обмену товарами, услугами и движению капитала между странами и поддерживающей экономический рост, что одной из основных задач является непрерывное совершенствование упорядоченных базисных условий, необходимых для финансовой и экономической стабильности, каждое государство-член обязуется сотрудничать с Фондом и другими государствами-членами в обеспечении упорядоченности валютных режимов и в содействии стабильности системы обменных курсов. Для этого оно должно, во-первых, прилагать усилия, чтобы направить свою экономическую и финансовую политику на «стимулирование упорядоченного экономического роста в условиях разумной стабилизации цен, с учетом существующих обстоятельств»; во-вторых, стремиться содействовать стабильности за счет усилий, направленных на поддержку «упорядоченных базисных экономических условий», а также денежно-кредитной системы, которая не ведет к возникновению непредсказуемых сбоев; в-третьих, избегать манипулирования валютными курсами или международной валютной системой в целях предотвращения действенной стабилизации платежного баланса или для получения несправедливого преимущества в конкуренции с другими странами-членами. Режимы валютного курса регламентированы в разделе 2 ст. IV следующим образом: «согласно международной валютной системе по состоянию на 1 января 1976 г. режимы валютных курсов могут состоять: 1) в поддержании страной-членом стоимости своей валюты, по ее выбору, в специальных правах заимствования или другом эквиваленте, исключая золото; 2) в кооперативных режимах, посредством которых страны-члены поддерживали бы стоимость своей валюты по отношению к стоимости валюты или валют других стран-членов, или 3) в любом другом режиме валютного курса по выбору страны-члена». Это означает, что государство имеет право выбирать или плавающий или твердый валютный курс. Выбрав режим твердого курса она реализует его посредством привязки своей валюты к СДР, или валюте другой страны, или группе валют, исключая золото. Кроме того, допускаются промежуточные режимы, предполагающие изменением валютного курса в соответствии с индексом цен, управляемое плавание, которое представлено в виде «валютного коридора». Для того, чтобы обеспечить выполнение странами этих общих обязательств и эффективное функционирование мировой валютной системы, МВФ обязан осуществлять «твердый надзор» за политикой стран в области валютного курса и устанавливать особые принципы, которыми все страны должны руководствоваться в своей курсовой политике. Каждое государство представляет Фонду всю необходимую для такого надзора информацию и проводит консультации с ним по вопросам своей политики в сфере валютных курсов. Принципы для руководства политикой валютного курса стран были зафиксированы в решении Директората МВФ «Надзор за политикой валютного курса», принятом 29 апреля 1977 г. Это Решение устанавливает три принципа 43 43 Кузнецов В.С. Международный валютный фонд и мирохозяйственные связи. М., РОССПЭН, 2001. С. 108.: 1. Страна должна избегать манипулирования валютным курсом или мировой валютной системой для предотвращения эффективного регулирования платежного баланса или получения несправедливых конкурентных преимуществ над другими странами-членами. 2. Страна должна осуществлять интервенцию на валютном рынке, если необходимо воспрепятствовать «беспорядочным условиям, которые могут характеризоваться также резкими краткосрочными изменениями в стоимости ее валюты в других валютах». 3. В своей политике интервенций страна должна учитывать интересы других стран-членов, включая тех, в валютах которых она интервенирует. Процедура надзора заключается в следующем. Каждая страна должна уведомить МВФ в течение 30 дней после вступления в силу II поправки о режиме валютного курса, который она намерена применять в выполнении обязательств. Она должна также немедленно извещать Фонд о любых изменениях в ее режиме валютного курса. Страны должны регулярно, не реже одного раза в год, консультироваться с Фондом по политике в области валютного курса. С помощью консультаций МВФ обеспечивает соблюдение странами обязательств и принципов для руководства ими политикой валютного курса и осуществляет надзор за их курсовой политикой. Эти консультации предусматривают детальный анализ экономического и финансового положения и политики страны как на национальном, так и на международном уровнях. Они осуществляются также в связи с заявкой на кредит и предстоящими изменениями в политике или мерах страны, которые подлежат одобрению Фондом. Регулярные консультации начинаются с направления в страну миссии МВФ, которая собирает экономическую и финансовую информацию и обсуждает с представителями центрального банка и соответствующих министерств экономическое развитие и принимаемые меры. По возвращении в штаб-квартиру Фонда персонал МВФ готовит доклад, составляющий основу для обсуждения на Совете директоров. По завершении обсуждения директор-распорядитель как председатель совета подводит итог мнений директоров и доводит его до сведения руководства страны. В промежутках между ежегодными консультациями действует дополнительная процедура надзора. Директорат периодические рассматривает резкие изменения валютных курсов, в том числе при обсуждении процесса международного регулирования. В соответствии с дополнительной процедурой надзора директор-распорядитель МВФ осуществляет неформальное и конфиденциальное обсуждение со страной, если сочтет, что изменения в ее режиме валютного курса или политике валютного курса могут важными или могут оказать важное воздействие на другие страны. Заключение В учебном пособии рассмотрены теоретические основы валютного права, механизм правового регулирования валютных отношений, правовой статус резидентов и нерезидентов, органов и агентов валютного контроля, правовые основы валютного регулирования в России, правовое регулирование валютных операций, способы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, ответственность за нарушения валютного законодательства, основные положения международного валютного права. В теме 1 «Понятие и источники валютного права» рассматривается история развития валютных отношений и валютного законодательства в Российской Федерации, понятие валютного права и его место в системе российского права и законодательства, источники валютного права, а также отдельно анализируется валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля. Тема 2 «Валютные правоотношения» посвящена анализу валютных отношений как объекта правового регулирования, изучению понятия, структуры и видов валютных правоотношений. Особое внимание уделено объектам валютных правоотношений и субъектам валютных правоотношений. В теме 3 «Правовой статус резидентов и нерезидентов» изучаются особенности правового положения резидентов и нерезидентов по российскому законодательству. В теме 4 «Правовые основы валютного регулирования в Российской Федерации» рассматриваются понятие, цели и форму осуществления валютного регулирования, принципы валютного регулирования, валютные ограничения, правовой статус органов валютного регулирования. Тема 5 «Правовое регулирование валютных операций» посвящена изучению понятия и видов валютных операций. В ней рассматривается: правовой режим валютных операций; правовое регулирование валютных операций, совершаемых резидентами; правовое регулирование валютных операций, осуществляемых нерезидентами; валютные операции между резидентами и нерезидентами; ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг; правовое регулирование купли-продажи иностранной валюты чеков. В теме 6 «Правовой статус органов и агентов валютного контроля» дается общая характеристика органов и агентов валютного контроля, а также изучаются особенности правового положения органов валютного контроля и агентов валютного контроля по российскому законодательству. При рассмотрении темы 7 «Валютный контроль» анализируются понятие и значение валютного контроля, формы и виды валютного контроля, а также отдельно рассматривается такой вид валютного контроля, как валютный контроль за экспортно-импортными операциями. Тема 8 «Правовой механизм противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» изучаются: понятие легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем; правовой статус Федеральной службы по финансовому мониторингу; правовой статус организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом; меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В теме 9 «Ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации» рассматривается понятие нарушения валютного законодательства Российской Федерации и ответственности за его совершение, анализируются уголовная ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и административная ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации. При изучении темы 10 «Общие положения международного валютного права» рассматриваются международные валютные отношения как объект государственного регулирования, дается понятие международного валютного права, проводится соотношение норм национального и международного валютного права. Тема 11 «Международные договоры в системе международно-правового регулирования» рассматривается общая характеристика договоров в международном валютном праве и анализируются конкретные международные договоры в валютной сфере, ратифицированные Российской Федерацией. При рассмотрении темы 12 «Международные финансово-кредитные организации» анализируется правовой статус международных финансовых организаций, а особое внимание уделяется правовому статусу Международного валютного фонда. Список литературы Монографии, учебники, учебные пособия, комментарии законодательства. 1. Айзенберг И.П. Валютная система СССР. М.: Соцэкгиз. С.12. 2. Артемов Н.М. Валютные рынки. М.: ООО «Профобразование», 2001. 3. Вострикова Л.Г. Валютное право: Учебное пособие для вузов. М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. 4. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. 5. Дорофеев Б.Ю., Земцов, Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2005. 6. Завидов Б.Д., Попов И.А., Сергеев В.И. Уголовно-правовой анализ преступлений в сфере экономической деятельности (комментарий уголовного законодательства России)/ СПС «Консультант Плюс». 7. Осминин Б.И. Принятие и реализация государствами международных договорных обязательств. Монография. М.: Волтерс Клувер, 2006. 8. История финансового законодательства России: учебное пособие. Отв. Ред. И.В. Рукавишникова. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. 9. Корнийчук Г.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (постатейный)/ СПС «Консультант Плюс». 10.Комментарий к Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» (постатейный) / Алексеева Д.Г., Макарова Я.М., Пыхтин С.В., Сапожников Н.В. М.: Волтерс Клувер, 2004. 11.Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование. М.: Волтерс Клувер, 2005. 12.Моисеев А.А. Международные финансовые организации (правовые сапекты деятельности). 2-е изд. М.: Омега-Л, 2003. 13.Самодурова Н.В. Всемирный банк: кредитование экономики/ под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2003. 14.Суэтин А.А. Международные валютно-финансовые отношения. Учебник. 2-е изд. М.: КНОРУС, 2005. 15.Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации. М.: Дело, 2004. 16.Захаров А. О концепции единого валютного пространства стран СНГ. М., 2001. 17.Щегорцов В.А., Таран В.А. Мировая экономика. Мировая финансовая система. Международный финансовый контроль. Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 18.Шумилов В.М. Международное финансовое право. Учебник. М.: Междунар.отношения. 2005. 19.Хаменушко И.В. Валютный контроль в Российской Федерации. Учебно-практическое пособие. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2001. 20.Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой: Учебник / Под ред. В.М. Крашенинникова. М., 2003. 21.Войтов А.Г. Деньги: Учебное пособие. – М., 2002. 22.Курочкин Д.Н. Евро: новая валюта для Старого Света. Проблемы становления и перспективы развития Европейского экономического и валютного союза. – М., 2000. 23.Симионов Ю.Ф., Носко Б.П. Валютные отношения: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. Статьи. 1. Емелин А.В. Новеллы и нерешенные проблемы/ «ЭЖ-Юрист», 2004, № 5. 2. Ерпылева Н.Ю. Актуальные проблемы теории и практики российского валютного права/ Адвокат, 2002, № 9. 3. Иванов И.С. Новый взгляд на «путевые» расходы/ Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение, 2006, № 5. 4. Игнатьева С.В., Игбаева Г.Р. Правовая природа валютных правоотношений/ Банковское право, 2004, № 4. 5. Мозговой Р. Переводы без открытия счета и валютное законодательство/ Бухгалтерия и банки, 2006, № 34. 6. Пиксин Н., Оксюк Т. Репатриация валютной выручки/ Бизнес-адвокат, 2005, № 4. 7. Ражков Р.А. Валютное обязательство как вид гражданско-правового обязательства/ Банковское право, 2005, № 6. 8. Хаменушко И.В. Об изменениях в валютном законодательстве/ Налоговый вестник, 2004, №6. 9. Шилкин С.А. Все о валютных операциях/ Главбух, 2006, №4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: