Законодательный процесс

Процесс создания нормативного акта это и есть законодательный процесс, его также называют правотворческим процессом (правотворчеством, законотворчеством).

Процесс правотворчества представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, имеющую непосредственной своей целью формирование правовых актов, их изменение, отмену или дополнение.

Законотворческая деятельность отличается от других форм деятельности органов государственной власти тем, что здесь устанавливаются общеобязательные правила поведения (правовые нормы), адресованные всем участникам правоотношений. В результате законотворчества нормы права получают закрепление в официальных документах – нормативно-правовых актах.

Выделяют четыре основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие и утверждение закона и его обнародование.

Законодательная инициатива представляет собой право внесения законопроектов в законодательное учреждение (конгресс, национальное собрание, сейм и т.п.) в соответствии с действующим законодательством и установленной процедурой.

Законодательный процесс регулируется Регламентом Государственной Думы.

Законопроекты направляются Председателю Государственной Думы и считаются внесенными со дня его регистрации.

Подготовку законопроекта в первом чтении осуществляет ответственный комитет. Для этой цели создается рабочая группа, в которую включаются депутаты, представители субъекта законодательной инициативы, а также представители органов государственной власти, общественных объединений, научных учреждений, эксперты, специалисты.

После чего законопроект направляется в Совет Государственной Думы для вынесения его на пленарное заседание.

Обсуждение концепции законопроекта – считается первым чтением законопроекта. Схема обсуждения: - доклад инициатора законопроекта; содоклад ответственного комитета Государственной Думы; предложения и замечания фракций и депутатских групп; выступление депутатов; свое мнение высказывают полномочные представители Президента и Правительства Российской Федерации; слово могут попросить представители законодательных органов субъектов Федерации; могут выступить другие лица, приглашенные для участия в обсуждении.

По результатам обсуждения в первом чтении Дума может: принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний; принять закон; отклонить законопроект. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается инициатору законопроекта.

Рассмотрение поправок к законопроекту – второе чтение. Поправки в законопроект вправе вносить не только депутаты, но и все субъекты, имеющие право законодательной инициативы.

Порядок проведения второго чтения: - с докладом выступает представитель ответственного комитета; - свое мнение высказывают полномочный представитель Президента Российской Федерации и заслушивается полномочный представитель Правительства РФ в ГД; - заслушивается представитель инициатора законопроекта; - высказывают возражения представители фракций, депутатских групп или депутатов; - докладчик отвечает на возражения; - проводится голосование об одобрении или отклонении поправок.

Если по окончании согласования предложение о принятии законопроекта не набирает необходимого числа голосов, то законопроект возвращается в комитет на доработку.

Принятие закона – третье чтение для голосования о принятии его в качестве закона. На данной стадии не допускается внесение в законопроект поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам.

Федеральный закон принимается ГД большинством голосов от общего числа депутатов. Федеральный конституционный закон считается одобренным, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ч. 3 ст. 105 Конституции)

5. Утверждение Советом Федерации

Этот орган существует для дополнительной проверки того, нужен ли принятый закон, каково его качество, есть ли средства для его исполнения и т.д. Верхней палате для выяснения этих вопросов дается две недели.

В статье 106 Конституции устанавливается перечень вопросов законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации, к которым относят федеральные законы по вопросам: - федерального бюджета; - федеральных налогов и сборов; финансового регулирования; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса защиты государственной границы РФ; -войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало боле половины от общего числа членов этой палаты (не менее трех четвертей для конституционного закона – ч. 2 ст.108 Конституции) либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации (закон, не подлежащий обязательному рассмотрению Советом Федерации).

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению ГД (ч. 4 ст.105 Конституции).

В случае несогласия ГД с решением СФ федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Г. (ч. 5 ст. 105 Конституции)

6. Подписание Президентом РФ.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, который в течение 14 дней подписывает и обнародует его.

Если Президент в течение 14-ти дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то ГД и СФ в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении фед. закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов ГД, он подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Государственная регистрация НПА федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ.

Действенность изданного закона (для нашей страны это серьезная проблема) во многом зависит от уровня законодательной техники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow