Предпосылки возник-я Социологии в России

1. Отмена крепостного права (1861) - начало новой эпохи развития экономики, политиуи, социальных и духовных процессов развития страны;

2. Развитие индустриального производства и капиталистических отношений;

3. Появление новых слоев: городской и сельской буржуазии и пролетариата – необходимость объяснения и измения социальной структуры О;

4. Оживление социальной жизни – революционные демократы, народники, общественное движение;

5. Возникновение ОМ изучать и учитывать которое становится необходимым;

6. Крупнейшие научные достижения – Эволюц. теория Дарвина, клеточная теория Шванна, и Шлейдена, открытия в области физики, астрономии, математики, химии, открытие фундаментальных законов природы.

7.Влиянение западных концепций – Конт, Спенсер.

8. Майков ознакомил российского читателя с Контом, поставил задачу формирования новой общественной науки о законах соц. жизни людей и народов, оспаривал нужность термина Соц-я, использовал социальная философия.

Предсоциологический этап: 18 пер половина 19в. – закладывается основа социологической мысли в России. Формируется концепция революционного преобразования О, как необходимое условие для прогрессивного развития и введения новой позитивной науки об обществе- социологии.

Чаадаев. У России нет своих традиций, все основано на подражании и заимствовании. Мы миру ничего не дали и ничего не взяли, ничего не внесли, не способствовали движению человеческого разума, а все что досталось мы исказили. Есть необходимость в социальном порядке. Его идеи положили начало двум направлениям – западничество – общечеловеческие и социальные образы, модели рационалистического западного идеала, насильственное внедрение. Белинский, Герцен, Чернышевский. Славянофильство – естественное и органическое развитие отечественной культуры, за счет доминирования национальных ценностей, образцов, идеалов и традиций. Аксаков, Киреевский, Хомыков.

Важно: революционый характер изменений, роль социального конфликта в жизни общества, выявление единства мировой истории. Духовная детерминанта социального поведения, самобытность культурных типов, соц. эволюция - переход из одного состояния общества к другому.

Кавелин: необходимо находить такие формы и пути развития России, которые позволили бы сочетать лучшие достижения человечества и национальный опыт, необходимо развивать самобытное начало собственной жизни, стремится к высокой нравственности народа. Внутреннее саморазвитие. Нравственный и культурный общественный прогресс. Переход к субъективной социологии - проблема взаимозависимости и взаимовлияния человека и общества. По мнению Лаврова, индивид является реальной движущей силой общества. Хотя ход истории и определен объективными законами, индивид по-своему интерпретируя исторический процесс ставит свои цели и средства, трансформируя объективно необходимое в акт собственной воли. Лавров отвечал, что личность всегда имеет право и обязанность изменить существующие формы, сообразно своим нравственным идеалам, имеет право и обязанность бороться за то, что она считает прогрессом.

Елсуков выделяет этапы развития социологии в России:

1ЫЙ 1860-90: ГОСПОДСТВО СУБЪЕКТИВНОЙ СОЦ-ИИ И ПОЗИТИВИЗМА свое влияние оказали работы Конта. Предмет и Объект не был четко сформулирован, поэтому социологи и социальная философия были не разделены. СИ: Субъективистская социология и психологическое направление (Лавров, Михайловский, Кареев, де Роберти), позитивизм – Ковалевский, натурализм - Данил, Стронин, Мечников, экономический материализм и ортодоксальный марксизм – Плеханов. Период получил название – синтетический, господство позитивизма повлияло на стремление к синтезу естественно-научного и социального знания. Создание позитивной модели общества как целостного организма.

2ОЙ 1890-1900: ГОСПОДСТВО НЕОКАНТИАНСТВО. Мир делится на природу (мир сущего или объект естественных наук) и культуру (мир должного или объект гуманитарных наук), причем культуру организовывают ценности. В жизни России необходимо видеот культурно-ценностные аспекты человеческого поведения, признание гуманитарного знания. Новгородцев, Петрожитский, Хвостов. Возникают трудности РС с общественным признанием и институционализацией. главная причина тесная связь с политической жизнью страны. Отсутствие своих журналов, кафедр, профессиональных сообществ и учреждений. Печатались книги социологов прошедших цензуру. 1908 – при Психоневрологическом институте первая социологическая кафедра (де Роберти, Ковалевский, Сорокин, Тахтарев). Российские социологи получили признание за рубежом. Де Роберти, Ковалевский – высшая Русская школа в Париже -1901. 1905 –закрыта. Т.к. актуализируется антипозитивизм и распространяется неокантианство усиливается аналитическая ориентация. Общество – это организация духовно-нормативного характера, изучаются ценности и проводится социокультурный анализ.

3ИЙ 10-20Е 20В: НЕОПОЗИТИВИЗМ. ЗВОНЕЦКАЯ, СОРОКИН, ТАХТАРЕВ. Необходимо исследовать: соц. поведение, соц. связи, соц. взаимодействие, соц. общение. Превращение соц-ии в описательную науку с объективным изучением как на теоретич так и на практическом уровне. Возникает «христианская соци-я» в качестве предмета рассмотрение социального – Бердяев, Булгаков. Развивается легальный и ортодоксальный марксизм – Плеханов, Струве, Ульянов. Издается отечественная соц-кая литература, печатаются переводы. Ориантация – аналтико-синтетическая – взаимодополнение первых двух. Оба направления стремятся к определению статуса соц-ии и её границ как науки

СУБЪЕКТИВИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.П. Лавров - Индивид является реальной движущей силой общества. Хотя ход истории и определен объективными законами, индивид по-своему интерпретируя исторический процесс ставит свои цели и средства, трансформируя объективно необходимое в акт собственной воли. Личность всегда имеет право и обязанность изменить существующие формы, сообразно своим нравственным идеалам, имеет право и обязанность бороться за то, что она считает прогрессом. Мотивы действия – убеждение – опираясь на социально-нравственный идеал обеспечивают прогресс общества, интересы - ради достижения пользы, аффекты - не стимулируют, а тормозят действие, привычки (обычаи) – как мотив действия.

Н. К. Михайловского (1842—1904), "Фокус" концепции— индивид, личность, человек. Мерилом прогресса общества является развитие личности. Источником этого процесса может стать преодоление отчуждения личности от общества, ее отказ от роли его простого придатка. Трактовка личности есть одно из следствий подхода социолога к пониманию социальных процессов. Предложил рассматривать личность на трех уровнях биогенном – выживание человека как живого существа, приспособление среды к удовлетворению потребностей. Психогенном выявление характера взаимодействия человека и толпы. Социогенном - рассмотрение личности с точки зрения включенности её в общественное разделение труда, кооперацию и сотрудничество. Кооперация – объединение равных индивидов для достижения общих целей. Герой- увлекающий своим примеров на хорошее или дурное. Толпа – масса способная увлекаться примером, готовность к подражанию. Герой превращается в «великую личность», когда его действия получают положительную оценку.

Кареев 5 фаз общественного развития – первобытные общества – минимум свободы, грубая сила и антагонизм, общества централизованные и дифференцированные - анархия, отсутствие равенства и солидарности; общества с заметным ослабление предыдущего, общества с правовым способом регулирования, гражданское общество, свобода и порядок; идеальное общество –господство солидарности и порядка.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. де Родерти. Кл. понятие надорганическое - соц. факт, выражающийся в психологическом взаимодействии и требующий своего объяснения. Надорганическое явл. общественность – общество, надорганическое - превращение органической множественности (род, племя) в особую форму (община, государство) и наоборот органич (эгоизм, паразитизм) в надорганический альтруизм, кооперацию, солидарность.

ПОЗИТИВИЗМ.М.М.Ковалевский (1851—1916) - считал основным методом социологии сравнительно-исторический, используя который наука должна решить проблему происхождения и развития общественной жизни и социальных институтов. Ученого волновали вопросы социального прогресса, сущность которого он усматривал в развитии солидарности как универсального средства сближения классов, социальных групп, народов, государств. Задача социологии, по мнению М. Ковалевского, состоит в анализе солидарности, ее сущности, форм и видов. Делая акцент на солидарности, русский социолог негативно относился к революции как источнику прогресса. Он считал революцию патологией, для прогресса чем-то случайным, не вытекающим из его природы и потребностей, своеобразным "искусственным перерывом". Если правительство идет по пути продуманных реформ, страна вполне может обойтись без революции, что для нее всегда к лучшему. Исследователи социологического наследия М. Ковалевского отмечают, что для него был характерен подход к общественным процессам и проблемам с абстрактно-гуманистических позиций.

НАТУРАЛИЗМ. Н. Я. Данилевским (1822—1885). Главным в его творчестве делом была разработка теории культурно-исторических типов, носивших обособленный, локальный характер. Каждый из десяти (египетский, ассиро-вавилонский, индийский, китайский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, европейский, славянский.) описанных Данилевским типов проходит стадии, характерные для любого живого организма: рождения, возмужания, дряхления и гибели. История общества — это история борьбы культурно-исторических типов с окружающей средой и между собой. Самым перспективным в истории культурно-историческим типом Николай Данилевский считал "славянский", наиболее выраженный в русском народе. Идеи славянофильства Данилевский доводил до крайне консервативных выводов и призывов к борьбе русского народа и российского государства с другими народами для утверждения "славянского" типа.

ПОДВЕДЕМ ИТОГ. В рамках этапа зарождения и становления социологическая наука проделала значительную эволюцию: от достаточно простых позитивистских построений О. Конта к сложным теориям М. Вебера и Э. Дюркгейма. Затрагивались проблемы социальной мотивации, соц. поведения, соц. взаимодействия, проблемы взаимоотшений человека и группы. Обращение к жизненному миру конкретного человека – стремление описать структуру его сознания на базе применения методов понимающей социологии. Наличие двух парадигм объективной и субъективной и их дальнейшее сближение. Проблема человека ключевая. Социология постепенно, сначала как бы "ощупью", затем все более уверенно поднимала эти вопросы как центральные для себя. Свою "стержневую" содержательную роль они, как мы увидим, будут выполнять и в дальнейшем. Потребности общественного развития ставили перед социологией новые сложные задачи. Одна из них состояла в дальнейшем развитии социологической теории. Другая, крайне важная, — в проведении конкретных исследований и обобщении полученных материалов на более высоком теоретическом уровне. Социология вступает в новый этап развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: