Проповедник, подготовивший хорошее заключение, подготовил хорошую проповедь. Если говорить в общем, заключения и выводы страдают еще больше, чем вступления. Но несомненно, заключение не менее важно, чем вступление.
Аккуратно составленное заключение позволяет проповеди достичь логического завершения, а не осечься на полуслове. Представь себе совершающий посадку самолет. Уместное, тщательно продуманное заключение похоже на мягкую посадку самолета. В то же время, неожиданное резкое завершение проповеди подобно посадке огромного Боинга на полосе для «кукурузников»!
Заключение должно быть естественным окончанием проповеди, как по стилю, так и по содержанию. Цель заключения:
· Подвести итог сказанному. Заключение должно еще раз повторить посылку проповеди в свете основных пунктов проповеди.
· Применить истину в отношении слушателей. Заключение должно быть очень личным. Оно должно направить истину прямо в сердце слушателя. Его волю оно должно побудить к адекватному отклику на проповедь. Оно должно поощрить послушание и обличить неповиновение. В конечном итоге, оно должно ответить на вопрос: «Что делать?»
|
|
Прочие моменты:
· Заключение, как и введение, должно быть тщательно подготовлено и записано. Тогда оно будет ясным и не выйдет за временные рамки.
· Заключение не стоит объявлять заранее. Необязательно говорить: «А сейчас, в заключении…», или «завершая проповедь…». Лучше найти фразу, которая естественным образом ведет нас от последнего основного пункта к моменту подведения итогов и применения в жизни.
· Заключение не должно давать новый материал.
· В то же время, в заключении может быть иллюстрация, вопрос, цитата, конкретные поручения или перечень практических советов или наставлений, гимн или стихотворение или цитата из проповедуемого текста.
· В заключении должен звучать призыв к покаянию для неверующих. Иными словами, применение должно быть нацелено не только на верующих, даже если это обычная проповедь, обращенная к людям, собравшимся в обычной церкви для общения верующих. Но все же на таких собраниях часто бывают те, кто еще не покаялся (гости, лжехристиане и т.д.). им нужно предоставить возможность спастись. Прежде, нежели они смогут применить истины, обсуждаемые в проповеди, им нужно решить самую большую проблему и примириться с Богом.