Г.Ростов-на-Дону
ПРИНЯТО на заседании кафедры Уголовно-правовых дисциплин (наименование кафедры) «29»_авгутса_2012 г. Протокол № 1 | УТВЕРЖДАЮ (должность) __________________/______________ (подпись) (ФИО) «___»____________________20___г. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
(наименование дисциплины)
Направление подготовки:___ 030900.62-Юрипруденция ________________
Профиль подготовки (программа):__ Профиль-3 «Уголовно-правовой ___
Квалификация (степень) выпускника:________ бакалавр ______________
Форма обучения:____________ очная ____________
Г.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ООП ВПО по направлению и профилю подготовки и учебного плана
Автор: Лазарева Н.Ю., кандидат юридических наук, доцент
Подпись:________________________________________________________
Рецензент: Зубарева Ольга Григорьевна, кандидат юридических наук, доцент
Подпись:________________________________________________________
Юридический факультет
СОГЛАСОВАНО:
Декан факультета
|
|
Юридического факультета ___________________С.Н. Назаров
Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Уголовное право» разработан в соответствии с требованиями к учебно-методическому обеспечению учебного процесса, определенными Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030900 «Юриспруденция», а также Положением «Об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины учебного плана специальности (направления)».
Настоящий УМК создан в целях повышения качества преподавания и учебно-методического обеспечения учебной дисциплины «Уголовное право», внедрения в учебный процесс последних достижений науки и практики. Комплекс сформирован на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением. В нем учтены последние изменения в законодательстве. Доступно освещены основные положения уголовного права. Представленный комплект учебных, учебно-методических, дидактических материалов предназначен для оказания помощи студентам всех форм обучения в изучении учебного курса «Уголовное право», и может использоваться как в рамках аудиторных занятий слушателей, так и самостоятельной подготовки обучающихся.
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………... | |
2. Учебно-тематический план дисциплины……………………………… | |
3. Научное обоснование методики изучения дисциплины «Уголовное право»………………………………………………………………………. | |
4. Описание методики выполнения деятельности (чтения лекций, ведения практического занятия, решения задач)………………………….. | |
5. Учебный модуль 1. «Уголовное право (Общая часть)»……………….. | |
6. Планы семинарских занятий к модулю 1………………………………. | |
7. Тесты рубежного контроля к модулю 1………………………………… | |
8. Учебный модуль 2. «Уголовное право (Особенная часть)»…………… | |
9. Планы семинарских занятий к модулю 2……………………………….. | |
10. Тесты рубежного контроля к модулю 2………………………………… | |
11. Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины | |
12.Рекомендуемая литература………………………………………………. | |
13.Вопросы для подготовки к зачету……………….………………………. | |
14.Вопросы для подготовки к экзамену….………………………………… | |
15. Глоссарий…………………………………………………………………. |
1. Пояснительная записка
|
|
Целью изучения дисциплины «Уголовное право» является формирование у студентов базовых компетенций общей и особенной частей уголовного права, а также умений и навыков, необходимых для приложения полученных знаний к практике борьбы с преступностью.
В результате изучения дисциплины у студентов формируется сумма теоретических сведений, необходимых для становления собственной правовой культуры и научного мировоззрения в сфере применения уголовного закона.
Дисциплина «Уголовное право», разработанная в соответствии с Государственным образовательным стандартом, входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин, призванных сформировать профессиональные умения и навыки бакалавров для работы в современных условиях. Её изучение предполагает глубокое знание не только уголовного законодательства, но и специальной литературы, устойчивой и формирующейся практики по уголовным делам, зарубежного законодательства. Лишь такой подход студента к изучению настоящей дисциплины можно считать предпосылкой успешной работы в системе правоохранительных органов, в судах, адвокатуре и т.д.
Для усвоения дисциплины «Уголовное право» студенты должны обладать профессиональными компетенциями, полученными в результате изучения смежных учебных дисциплин – «Теория государства и права», «Конституционное право», «Правоохранительные органы». При этом уголовное право активно задействует понятийный аппарат смежных дисциплин, их научные теории, реципирует нормы, идеи и принципы международного уголовного права, активно развивается и совершенствуется в соответствии с реалиями общественной жизни.
Образовательный процесс базируется на основе целесообразности формирования профессионального юридического мышления, а также удовлетворения познавательных потребностей студентов, являющихся основными компонентами мотивации при формировании специфических навыков и подходов в рамках повышения и углубления правовых знаний бакалавров, получающих высшее профессиональное образование. Это происходит путем активизации образовательного процесса с учетом внедрения инновационных приемов и способов обучения при одновременном использовании традиционных методик.
Освоение курса предполагает овладение обучающимися основными теоретическими компетенциями по проблемам уголовного права, умение ориентироваться в действующем законодательстве. Указанное, достигается постепенным изучением соответствующего комплекса нормативно-правовых актов, устойчивой и формирующейся судебной практики, зарубежного законодательства.
Уяснение нормативного материала дополняется учебной литературой по уголовному праву, а также специальной научной литературой, среди которой особое место занимают проблемные научные статьи по данной тематике. В свою очередь, методика преподавания включает определенное количество практических заданий, по выявлению полученных студентами знаний в процессе обучения. Помимо этого, действующее уголовное законодательство, имеет постоянную тенденцию к совершенствованию. В связи с этим практические и лекционные занятия допускают элементы обсуждения перспектив динамики развития нормативно-правового регулирования, а также материалов судебной практики.
|
|
Такой подход к процессу обучения обеспечивается:
1. Проведением лекционных и семинарских занятий с постановкой проблемных вопросов, допускающих возникновение дискуссий, что предполагает активное включение студентов в образовательный процесс.
2. Организацией образовательного процесса на семинарских занятиях в форме: научно-теоретических сообщений по отдельным актуальным вопросам права социального обеспечения; решения задач, позволяющих продемонстрировать полученные знания на конкретных примерах; ролевых игр, демонстрирующих уровень профессиональной подготовки студентов к практической работе; разработки соответствующих документов (заявлений, ходатайств, жалоб и др.); тестирования, позволяющего выявить недостатки в подготовке студентов к конкретной теме занятия.
Достижение комплексной цели дисциплины происходит в процессе выполнения проектного задания, которое должно раскрывать целесообразность освоения структурных элементов учебной программы. Однако измерить степень компетентности обучающихся можно только с помощью дидактических тестов, состоящих из заданий средней трудности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные положения уголовного права, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в отрасли уголовного права.
Уметь:
- оперировать юридическими понятиями и категориями;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
|
|
- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
- правильно составлять и оформлять юридические документы;
- выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений;
- планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений;
- выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения.
Владеть:
- юридической терминологией;
- навыками работы с правовыми актами;
- навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина;
- методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Уголовное право»:
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
2. Учебно-тематический план дисциплины.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 14 зачетных единицы 504 часа.
№ п/п | Раздел Модуля | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
Лекция | Практические занятия | Самостоятельная работа – 30 ч | Всего | ||||||
Модуль 1 «Уголовное право РФ(Часть Общая)» | |||||||||
Понятие, задачи и система уголовного права. | Опрос | ||||||||
Уголовный закон. | Опрос | ||||||||
Понятие преступления. | Опрос | ||||||||
Множественность преступлений. | Опрос | ||||||||
Уголовная ответственность и состав преступления как её основание. | Опрос | ||||||||
Состав преступления. | Опрос | ||||||||
Объект преступления. | Опрос | ||||||||
Объективная сторона преступления. | Опрос | ||||||||
Субъект преступления. | Опрос | ||||||||
Субъективная сторона преступления. | Зачет | ||||||||
Стадии совершения преступления. | Опрос | ||||||||
Соучастие в преступлении. | Опрос | ||||||||
Обстоятельства, исключающие преступность деяния. | Опрос | ||||||||
Понятие и цели наказания. | Опрос | ||||||||
Система и виды наказаний. | Опрос | ||||||||
Назначение наказания | Опрос | ||||||||
Условное осуждение. | Опрос | ||||||||
Освобождение от уголовной ответственности. | Опрос | ||||||||
Освобождение от наказания. | Опрос | ||||||||
Амнистия, помилование, судимость. | Экзамен | ||||||||
Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. | Опрос | ||||||||
Иные меры уголовно-правового характера. | Тестирование по модулю | ||||||||
Модуль 2 «Уголовное право РФ(Часть Особенная)» | |||||||||
Понятие, система и значение особенной части уголовного права | Опрос | ||||||||
Научные основы квалификации преступлений | Опрос | ||||||||
Преступления против личности. Преступления против жизни и здоровья | Опрос | ||||||||
Преступления против свободы, чести и достоинства личности | Опрос | ||||||||
Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности | Опрос | ||||||||
Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина | Опрос | ||||||||
Преступления против семьи и несовершеннолетних | Зачет | ||||||||
Преступления в сфере экономики. Преступления против собственности | Опрос | ||||||||
Преступления в сфере экономической деятельности | Опрос | ||||||||
Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях | Опрос | ||||||||
Преступления против общественной безопасности | Опрос | ||||||||
Преступления против здоровья населения и общественной нравственности | Опрос | ||||||||
Экологические преступления | Опрос | ||||||||
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта | Опрос | ||||||||
Преступления в сфере компьютерной информации | Опрос | ||||||||
Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства | Опрос | ||||||||
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления | Опрос | ||||||||
Преступления против правосудия | Опрос | ||||||||
Преступления против порядка управления | Опрос | ||||||||
Преступления против военной службы. | Опрос | ||||||||
Преступления против мира и безопасности человечества | Тестирование по модулю Экзамен | ||||||||
Итого по дисциплине | 3,5 4,6 | Зачет (3,5) Экзамен (4,6) | |||||||