Структура (элементы) правоотношения

Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трех необходимых элементов:

· субъекты правоотношения;

· объект правоотношения;

· Содержание правоотношения (субъективные права и обязанности сторон правоотношения и их фактическое (реальное) поведение).

Функции государства увязываются с сущностью государства (марксистская теория)

Расширяется социальное назначение гос-ва – современное представление о функциях гос-ва.

Функции гос-ва – объективны, присущи гос-ву в течение периода его существования. Но они зависят от субъектов гос-ва – населения, народа.

Каждая функция имеет свой объект и содержание:

Связь с объектным программированием (моя идея), искусственный интеллект? Возможно законы и там и здесь могут быть похожими?

По сфере деятельности: внутренние

Политическая функция – система полит.институтов, учреждениий, иных органов. Органы местного самоуправления, избираемые органы власти. Население должно контролировать власть.

Народовластие – правотворчество, для формирование демократич.общества. Наличие правовых отношений между гос-вом и обществом. Создание жизнеспособного демократического гос-ва.

Возможна тирания большинства. Возможно и обратное явление – толерантность.

Экономич.функция - Выработка эконом.политики в масштабе общества. Регулирование внешнеэконом.отношений. Рынок – динамич.явление. Поэтому масштабы регулирования также должны меняться.

Социальная функция – задачи в социальной сфере: обеспечение социального благополучия, обеспечение нуждающихся в поддержке (инвалиды, бедные, многодетные, беженцы и т.д.)

Экологич.функция – обеспечить экологич. Благополучие гражан и экологи.обстановки в стране. Ст.42 Конституции РФ – каждый имеет право на благоприятную окруж.среду и информацию об этом.

Налогообложение и фин.контроль – содержание аппарата, перераспределение доходов среди населения, поддержание культуры. Фин.контроль – устранение финансовых нарушений, корректность исполнения финансовых обязательств субъектов перед гос-вом.

Внешние:

Межгосударственные нормы имеют приоритет перед внутренними нормами права.

Суверенитет гос-ва над природными ресурсами. Равенство гос-в.

Национализация допустима на равных условиях. Собственнику должна быть компенсирована потеря имущества.

Функция поддержания мирового порядка – разоружение, ликвидация ядерного оружия, запрещения ядерных испытаний. Борьба с наркобизнесом. Регулирование межнациональных конфликтов.

След.классификация функций:

Каждый автор может давать свою классификацию, свою трактовку.

Многие внутренние функции обретают черты внешних функций.

Надо различать функции гос-ва, гос.власти (ветвей) и гос.органов

Ранее использовались методы Убеждения и принуждения (правоохранителььные), также имеются:

Также информационное влияние на общество.


Функции государства (от лат. functio — исполнение, совершение) — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются его сущность и социальное назначение.

Функции государства обладают следующими существенными признаками.

1) Функции государства — это научная абстракция, позволяющая расчленить единую государственную деятельность на виды.

2) Через функции, которые возникают и развиваются в соответствии с историческими задачами и целями, государство реализует свое социальное назначение.

3) Функции государства — это главные направления его деятельности в важнейших сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной,духовной, правовой и др.

4) Функции государства обеспечивают решение крупных социально-экономических, политических, культурных и других задач и достижение общественно значимых целей.

5) Реализуются государственные функции с помощью системы специализированных органов, соответствующих материальных ресурсов и особых, в том числе властно-принудительных, методов.

Функции государства разнообразны. Их можно классифицировать по различным критериям.

По причинам (источникам) возникновения функции государства подразделяют на вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов) и функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды).

По действию во времени функции государства делятся на постоянные, т. е. осуществляемые в течение длительного времени, и временные, выполняемые в чрезвычайных условиях, вызванные экстремальными обстоятельствами.

В зависимости от действий функций государства в пространстве их классифицируют на общегосударственные (национальные), которые являются важными для всего населения страны, и локальные, представляющие интерес для конкретной местности (например, Дальнего Востока РФ) или какой-либо профессиональной, половозрастной группы (учителей, молодежи и др.).

С точки зрения значимости государственных функций их условно разделяют на основные и неосновные. Основные функции — это те направления деятельности государства, которые наиболее полно раскрывают сущность и назначение государства и в осуществление которых вовлечен механизм государства в целом или большинство органов. Неосновные функции выступают составными частями основных, имеют локальный характер, касаются конкретной стороны общественной жизни. Например, в социальной функции государства можно выделить новое направление: поддержка и защита интеллектуальной собственности.

Классифицируют функции государства на основе принципа разделения властей. При этом выделяют законодательные (правотворческие), управленческие (исполнительные), правоохранительные, в том числе судебные, и информационные функции. Информационная функция характеризует деятельность средств массовой информации, имеет свое содержание, структуру и способы обеспечения.

По направленности действий функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние нацелены на решение внутренних задач страны и связаны с осуществлением внутреннего суверенитета. К их числу относятся экономическая, социальная, политическая, правовая, экологическая, функция развития культуры, науки, образования; функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, налогообложения и взимания налогов и др.

Внешние функции направлены на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами на международной арене, осуществление внешнего суверенитета государства. К внешним функциям относят функцию обороны, обеспечения мира, поддержания мирового правопорядка, взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, культурной, торговой сферах; сотрудничества в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.); функцию борьбы с международной преступностью.


Рассмотрим некоторые их основных внутренних функций.

Экономическая функция включает в себя многогранную деятельность государства по организации, координированию, регулированию экономических прцессов с помощью налоговой и кредитной политики, государственного заказа, создания механизмов, стимулирующих экономический рост, осуществления санкций. В целом экономическая функция направлена на развитие рыночных отношений.

Социальная функция ориентируется на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В содержание данной функции входит деятельность государства по удовлетворению потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; обеспечению государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; предоставлению социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи, малоимущим слоям населения; защите социальных и профессиональных прав и законных интересов работающих.

Политическая функция ориентирована на обеспечение политической стабильности, эффективного функционирования властных полномочий; выработку политического курса в соответствии с потребностями широких слоев населения; налаживание отношений с общественными организациями и институтами; информирование общественности о политических целях и путях их достижения.

Содержание функции развития культуры, науки и образования составляет поддержка государством всех форм культуры: литературы, театра, кинематографа, телевидения; обеспечение сохранности памятников истории и культуры; развитие сети библиотек, архивов и музеев; создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения его к достижениям мировой художественной культуры. В содержание данной функции входят также государственная поддержка развития науки; создание необходимых условий для творческой деятельности научных коллективов; организация проведения исследований фундаментального значения; поддержка развития принципиально новых технологий и т. п. Кроме того, государство уделяет большое внимание вопросам образования и воспитания.

В современном демократическом государстве на первый план выдвигается задача охраны прав и свобод граждан. Осуществление правозащитной функции —одна из главных обязанностей государства. В числе мер, проводимых государством по осуществлению данной функции, наиболее важными являются следующие:

· создание органов внутренних дел и прокуратуры, обеспечивающих правовой режим;

· нормативно-правовое регулирование порядка реализации предоставленных гражданам прав и свобод, их защиты в случае нарушения; порядка привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении противоправных деяний;

· укрепление законности в деятельности государственных органов, должностных лиц, борьба с коррупцией, злоупотреблением властью;

· предоставления гражданам и иным лицам права защищать свои права и свободы любым не запрещенным законом способом;

· обеспечение независимости судебных органов от иных органов государственной власти;

· правовое воспитание населения, формирование у него чувства уважения к законам и установок на правомерное поведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: