Источники права в различных типах правопонимания

Среди теоретиков государства и права нет единого мнения относительно того, что следует понимать под источниками права. Под источниками права одни специалисты понимают деятельность государства по созданию правовых предписаний (норм), другие — результат данной деятельности, а третьи вообще говорят о формах права.

Правильнее вторая точка зрения, ибо две другие позиции касаются несколько иных юридических явлений. Деятельность государства по созданию правовых предписаний — это скорее область правотворчества. Форма права, конечно, тесно связана с его источниками, но она показывает несколько иное: скажем, как организовано содержание права вообще, как оно выражено вовне. При этом можно говорить и о внутренней форме права, т.е. о его структуре, системе элементов, составляющих содержание этого явления, и рассуждать также о внешней форме, т.е. о совокупности юридических документов, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих ими пользоваться.

С логических позиций источники права можно легко делить на следующие три вида: 1) материальные; 2) идеальные; 3) юридические. Если первые два вида нас интересуют в общем, правотворческом плане, ибо в первом случае речь идет об анализе объективных, материальных потребностей общества в нормах права, во втором — о влиянии особенностей международной и внутренней обстановки на сознание и ориентацию законодателя, то в третьем случае речь идет о результатах оформления правотворчества, т.е. о так называемом источнике формирования, о формировании источников права.

Под источниками права понимают различные формы его внешнего выражения, т. е. формы права.

В научной литературе понятие «источник права» употребляется в трех значениях:

— в материальном смысле — это общественные отношения;

— в идеологическом — правосознание;

— в формально-юридическом смысле — форма права.

К. органам, осуществляющим нормотворческую деятельность относят парламент, президента, правительство и др. Их называют субъектами законодательной инициативы. Эти органы принимают нормативные правовые акты — наиболее распространенные в настоящее время во всех странах источники права.

Источниками права в юридическом смысле являются такие формы права, как правовой обычай, юридический прецедент, правовая доктрина, нормативный договор и нормативный акт.

Под правовым обычаем понимают нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании общества обязательное значение. Это исторически сложившееся привычное поведение, взятое под охрану государством. Обычаи складываются в процессе жизнедеятельности общества. Если обычаи получают признание государства и обеспечиваются его принудительной силой, то они называются правовыми обычаями. Правовые обычаи составляют обычное право.

В Российской Федерации применение обычаев ограничено законодательно, только Гражданский кодекс РФ предусматривает обычаи делового оборота. В настоящее время правовые обычаи применяются в государствах Азии, Африки, Латинской Америки и в международном праве.

Следующий вид источников права — это юридический прецедент. Под юридическим прецедентом понимают судебное или административное решение по конкретному делу, ставшее образцом для решения аналогичных дел. Правовой прецедент представляет собой нормативное решение, имеющее силу закона. Юридический прецедент применяется в государствах, принадлежащих к англосаксонской системе, — Англии, США, Канады и др.

В Российской Федерации характер судебного прецедента носят руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда, которые являются обязательными для всех судей.


* Правовая доктрина — это компетентное суждение по правовым вопросам, или право давать разъяснения, обязательные для судов. Широкое распространение правовая доктрина имела в Древнем Риме. В Российской Федерации в настоящее время правовая доктрина не признается официальным источником права, но очень многие юристы-практики пользуются научными комментариями законов.

Нормативный договор, или договоры нормативного содержания, — это соглашения двух или более субъектов права, которые содержат общие правила, регулирующие отношения сторон. Нормативные договоры служат источниками права в основном в международных отношениях. Они признаются во всех правовых системах. Для Российской Федерации примером нормативного договора служит федеральный договор, заключенный между субъектами Федерации. Нормативный договор характеризуется тем, что его участники добровольно в него вступают, возлагая на себя обязанности, вытекающие из его содержания.

Следующим и наиболее распространеным источником права является нормативный акт. Это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений. Нормативный акт, в отличие от других правовых актов (актов толкования и правоприменительных актов), создает новые правовые нормы. Это наиболее важный и распространенный источник права в государствах, составляющих систему права. Нормативные акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе. Высшей юридической силой обладают конституция и законы (В Российской Федерации — конституционные законы и федеральные законы), ниже располагаются подзаконные акты, к которым следует отнести акты Президента, акты Правительства, приказы и инструкции министров, ведомств, комитетов, решения местных органов власти. Нормативный акт — самая типичная и наиболее распространенная форма права Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: