Конституция СССР 1936 г., зафиксировавшая победу социализма в СССР, стала тем фундаментом, на котором базировалось дальнейшее развитие права в СССР.
Советские ученые уже в те времена теоретически обосновали принцип приоритета закона перед всеми источниками права, т. е. в социалистическом праве каждый юридический акт формально был действителен лишь в случае его соответствия закону, а каждая правовая норма, принимаемая в порядке текущего законодательства, должна была иметь своей юридической базой Основной закон страны — Конституцию[182]. В то же время все ведомства, особенно силовые и карательные, принимали множество подзаконных актов без юридической экспертизы. Эти постановления, нередко засекреченные, становились важнее законов. Однотипность входящих в СССР республик в смысле их классовой, экономической и политической структуры привела к тому, что, несмотря на наличие в каждой республике своей, отражающей ее национальные особенности конституции, собственных республиканских законов и кодексов, в СССР не было отдельных систем русского, белорусского, украинского, грузинского и т. д. права, а существовала единая советская социалистическая система права, базирующаяся на Основном законе СССР, на основных законах союзных и автономных республик, построенных в соответствии с общесоюзной Конституцией, и знающая деление на отдельные отрасли права лишь по предмету, объекту регулирования. Кодексы союзных республик были унифицированными и создавались на базе Общесоюзных Основ (уголовного, трудового и т. п.) законодательства, принимаемых ВС СССР.
Советские ученые считали неприемлемым традиционное деление права на публичное и частное как чуждое системе советского социалистического права потому, как полагалось, что это деление неразрывно связано с господством частной собственности и существованием свободной конкуренции. Социалистическое советское право базировалось на господстве социалистической собственности, вытеснившей частную капиталистическую собственность на орудия и средства производства и являвшейся основой советского строя, не знало деления на публичное и частное право. Советские правоведы утверждали, что это ни в коей мере не означает какого-либо умаления в системе советского социалистического права прав личности, поглощения их правами государства. Например, М. П. Карева заявляла, что «напротив, именно в силу гармонического сочетания в социалистическом обществе и его праве интересов личности и государства права личности получают свое полное и высшее развитие, обеспечивая самостоятельность и широкую творческую инициативу личности, стимулируемую уже не узко эгоистическими и корыстными соображениями, а сознанием того, что только благосостояние народа является надежной основой для повышения благосостояния индивидуума»[183].
В системе советского социалистического права не было деления на статутное и обычное право, что объясняется, прежде всего, историей его становления. Его основы и ведущие принципы создавались в ходе революции и братоубийственной Гражданской войны, и оно заменило старое право новым, созидаемым общественным порядком, выгодным и угодным победившему классу. Советское социалистическое право, естественно, не могло признать юридической силы за вековыми обычаями, порожденными старым строем, и включить традиционное или обычное право в состав своих норм. Отменяя вместе со старым статутным правом и обычное право, советское социалистическое право путем издания законов устанавливало новые правовые нормы поведения людей, основанные лишь на классовом подходе к юриспруденции. В результате ликвидации социальных основ, порождающих наряду со статутным обычное право, исчезла необходимость учитывать все национальные и исторические особенности отдельных частей и слоев населения. Таким образом старое обычное право, как не соответствующее новым условиям, утратило юридическую силу и было вытеснено новыми нормами, выраженными в законах и подзаконных актах органов государства. Это не значит, что в советском социалистическом праве совсем не отражены правовые обычаи, но последние настолько немногочисленны, что их существование не дает никакого основания для выделения специальной области обычного права. При этом правовые обычаи имеют юридическую силу лишь постольку, поскольку они санкционированы законом и подзаконными актами. Следовательно, они являлись обычаями лишь по происхождению, юридическим же основанием их действия является признание их законом или основывающимся на законе юридическим актом, и никакой обычай, если он не санкционирован законом, не мог служить основанием для вынесения судьей решения.
Советское социалистическое право формировалось как единая стройная система, базирующаяся на иных основах (материальной, политической, классовой и идеологической), чем системы буржуазного права, и имеющая соответственно и ряд юридических, а не только социально-политических особенностей, отличающих ее от любой системы права за рубежом.
Основными отраслями единой системы советского социалистического права были следующие: а) государственное право; б) административное право; в) финансовое право; г) земельное право; д) гражданское право; е) трудовое право; ж) колхозное право; з) семейное право; и) уголовное право; к) судебное право (судоустройство, гражданское процессуальное право, уголовное процессуальное право).
Советское государственное право как право, закрепляющее общественное и государственное устройство СССР, формы и методы осуществления «полновластия» народа при сохранении руководящей роли компартии, функции и формы государственной власти и ее органов, основные права и обязанности граждан СССР, являлось важнейшей и определяющей отраслью советского социалистического права и занимало в его системе ведущее место. В нормах государственного права были заданы основы и главные принципы всего советского социалистического права. Отмена, изменение или принятие новых норм во всех других отраслях права допускались лишь с условием соблюдения принципов, установленных советским государственным правом, и в порядке, предусмотренном им. Свод его важнейших норм содержался в Конституции СССР и конституциях союзных и автономных республик[184], являвшихся основой всего советского социалистического права. Другими основными источниками (в юридическом смысле) государственного права помимо конституций были: положения о выборах в высшие органы власти СССР и в высшие органы власти союзных и автономных республик, положения о местных органах власти, законы о гражданстве и ряд других. Отметим, что в нынешней системе права России государственное право именуется «конституционным» и имеет качественно иное содержание.
Советское административное право являлось той отраслью, которая регулировала исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов, определяла права и обязанности граждан в сфере этой деятельности, а равно полномочия и ответственность органов государственного управления и должностных лиц. Принципиальные особенности управления в советском государстве как управления всеми областями жизни государства, в том числе хозяйственной и культурной, осуществляемого при вовлечении самих народных масс во все области управления на началах демократического централизма при руководящей роли компартии, определяли и отличие советского административного права от административного права в других странах. Источниками административного права являлись источники государственного права, а также все относящиеся к сфере исполнительно-распределительной деятельности государства законы, указы, постановления и распоряжения правительства, состоящих при нем комитетов и министерств, акты местных органов государственной власти. Все правовые акты органов власти любого уровня обязательно принимались под контролем со стороны соответствующих партийных органов. (Подробнее см. § 4 гл. 6 «Политические директивы в системе источников советского социалистического права».) Этот контроль обеспечивался и тем, что все руководители административных органов, так называемые «ответработники», обязательно были членами партии, т. е. подчинялись партийной дисциплине, входили в «номенклатуру» соответствующих партийных комитетов (например, министры входили в номенклатуру ЦК), назначались на должность, перемещались и снимались с должности по решению соответствующих партийных органов.
Советское финансовое право регулировало отношения в области аккумуляции и распределения денежных ресурсов государством посредством специально предназначенной для этого системы финансовых органов, включая нормы, определяющие отношения в области бюджета, налогов, краткосрочного кредитования, расчетов и оперативного регулирования денежного обращения, государственного кредита и сберегательного фонда государственного страхования, финансового контроля. При этом финансовое право исходило из тех норм государственного права, которыми устанавливались организация советской финансовой системы, а также компетенция органов власти в деле образования и расходования государственных денежных средств. Наряду с Конституцией важнейшим источником финансового права являлись: налоговое законодательство, положение о Госбанке и о других кредитных учреждениях, нормы административного права, содержащие общие положения, касающиеся финансовых отношений, а также принимаемый ежегодно закон о бюджете СССР.
Советское земельное право регулировало отношения по государственной собственности на землю, ее недра, леса, воды, отношения по управлению государственным земельным фондом по землепользованию, осуществляемому государственными, кооперативно-колхозными организациями, а также отдельными физическими лицами. При этом земельное право исходило из статей Конституции СССР и конституций союзных и автономных республик, гласящих, что «земля, ее недра, воды, леса... являлись государственной собственностью, то есть всенародным достоянием» (Конституция СССР, ст. 6) и что «земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно» (Конституция СССР, ст. 8); т. е. отличительной чертой советского земельного права является то, что оно есть право государственной собственности на землю. Наряду с конституционными нормами основными источниками земельного права являлись общесоюзное земельное законодательство и соответствующие статьи гражданских кодексов республик, исключающие землю из гражданского оборота. Земельные кодексы республик, принятые в 1922—1925 гг., т. е. до социалистического переустройства экономики, и равно «Общие начала землепользования и землеустройства» (1928) с переходом к сплошной коллективизации сельского хозяйства устарели. Новые нормы в области земельного права отменяли действия соответствующих частей земельного кодекса, «Общих начал землепользования и землеустройства».
Советское гражданское право являлось отраслью права, которая регулировала имущественные отношения между социалистическими организациями (государственными, колхозными, кооперативными, общественными), между ними и гражданами и между последними. Сложность и многогранность имущественных отношений имела следствием то, что они не являлись исключительным объектом гражданского права, а их значительная часть регламентировалась другими отраслями советского права. Так, имущественные отношения, возникающие в области государственного управления в результате осуществления государством исполнительно-распорядительной функции, относились к административному, а не гражданскому праву. Имущественные отношения, складывавшиеся на основе Устава сельскохозяйственной артели, относились к колхозному праву. Но и с учетом этого обстоятельства сфера гражданского права СССР была довольно широка. Последнее вырабатывало общие положения, необходимые для ясности и определенности в сфере регулируемых им имущественных отношений, и определяло конкретные формы этого регулирования. Советское гражданское право включало в себя имеющие значение и для ряда других отраслей права общие положения о лицах (физических и юридических), о дееспособности и правоспособности физических лиц (и в связи с этим вопрос о личных неимущественных правах), о видах вещных и обязательственных прав.
Гражданское право СССР базировалось на социальной системе хозяйства, основанной на социалистической собственности, и, естественно, уделяло особенное внимание государственной и кооперативно-колхозной собственности - этим двум формам социалистической собственности. Однако оно в соответствии с Конституцией охраняло и имущественные, как вещные, так и обязательственные, права граждан[185].
В сферу гражданского права СССР, помимо вещного, а также обязательственного права со многими институтами (купля, продажа, мена, дарение, договор имущественного найма, подряд, поручение, комиссия, экспедиция, хранение, перевозка, договор МТС с колхозом и контрактация, государственное страхование и т. д.), входили два вида правового регулирования отношений, возникавших из интеллектуальной творческой деятельности людей: авторское право и изобретательское право. Кроме того, в сферу гражданского права входило и наследственное право. Этот далеко не полный перечень того, что регламентировалось гражданским правом СССР, достаточно ясно раскрывает его значение для общества в целом и индивидуума в частности.
Основными источниками гражданского права СССР, помимо Конституции, являлись общесоюзное и республиканское гражданское законодательство, в частности гражданские кодексы. Однотипность советских республик и регламентирующая роль центра нашли свое выражение и в том, что гражданские кодексы отдельных республик в основном не отличаются друг от друга, а расхождение имеет место лишь в отдельных, второстепенной важности, вопросах. Ряд вопросов советского гражданского права разрешался в других кодексах, например в Кодексе торгового мореплавания, в Воздушном кодексе, в республиканских кодексах законов о браке, семье и опеке и об актах гражданского состояния
Советское трудовое право являлось той отраслью права, которая регулировала общественно-трудовые отношения в соответствии с социалистическими принципами организации труда. Оно должно было способствовать росту производительности труда, укреплению сознательной трудовой дисциплины, повышению уровня благосостояния трудящихся и охраны здоровья. Таким образом, и здесь на первое место ставились интересы общества (т. е. государства), а не гражданина. В то же время трудовые отношения в СССР рассматривались как свободные от эксплуатации отношения товарищеского сотрудничества равноправных тружеников.
Утверждение безраздельного господства социалистической системы хозяйства в СССР привело к тому, что подавляющее большинство взрослого и трудоспособного населения страны прилагало свой труд на социалистических предприятиях (государственных и кооперативно-колхозных), т. е. являлось непосредственным участником социалистических трудовых отношений — главного объекта советского трудового права.
Советское трудовое право в своем регламентировании трудовых отношений опиралось на положения, зафиксированные Конституцией и отражающие общественное устройство СССР: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест»[186], провозглашался основным принцип социализма - от каждого по его способности, каждому — по его труду» (ст. 12); «Каждый гражданин СССР обязан... блюсти дисциплину труда» (ст. 130); «Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством» (ст. 118); «Граждане СССР имеют право на отдых» (ст. 119); «Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также — в случае болезни и потери трудоспособности» (ст. 120).
Советское трудовое право регламентировало труд не только рабочих и служащих, но и труд - членов колхозов, труд членов промысловой кооперации и кооперации инвалидов, а равно труд граждан, выполняющих трудовую повинность. При этом нужно учитывать, что регламентация труда в колхозах одновременно входила в сферу колхозного права.
Основными источниками советского трудового права, помимо Конституции СССР и конституций союзных и автономных республик, являлись общесоюзное трудовое законодательство, указы Президиума ВС, совместные постановления правительства СССР и ЦК ВКП(б) по вопросам труда, трудовые кодексы союзных республик. Исключительно большое значение в ряду указанных источников имел указ Президиума ВС СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на 8-часовой рабочий день, на семидневную неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» (утвержден 7-й сессией ВС СССР в августе 1940 г.). Последняя часть названия Указа наглядно демонстрирует, какой фикцией были статьи Конституции и как они игнорировались при подготовке подзаконных актов.
К числу источников трудового права относились указы от 27 декабря 1938 г. «Об установлении высшей степени отличия — звания Героя Социалистического Труда», «Об учреждении медали «За трудовую доблесть», «Об учреждении медали «За трудовое отличие» и Указ 1945 г. об учреждении медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне...».
Колхозное право регулировало отношения по организации и деятельности колхозов, отношения колхозов к государству, обязанности и права членов колхозов, компетенцию правления колхоза, организацию труда и распределение доходов в колхозе. На область трудовых отношений колхозников распространялись основные принципы трудового права. Колхозное право, отправляясь от этих принципов, включали нормы, обеспечивающие их осуществление в специфических условиях сельскохозяйственного труда колхозов. Колхозное право также регламентировало право колхозников на подсобное хозяйство. Основными источниками колхозного права являлись ст. 5, 7, 8, 12 Конституции СССР и аналогичные по содержанию статьи конституций союзных и автономных республик, Примерный устав сельскохозяйственной артели, на основе которого и в строгом соответствии с которым принимался каждым колхозом его устав, законодательство СССР и республик, указы, совместные постановления правительства страны и ЦК партии, касающиеся колхозов, такие как постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 мая 1939 г. «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания» и постановление СМ СССР и ЦК ВКП(б) от 19 сентября 1946 г. «О мерах по ликвидации нарушений Устава Сельскохозяйственной артели в колхозах».
Семейное право регулировало брачные и семейные отношения и отношения, вытекающие из опеки, имея целью укрепление советской семьи, защиту интересов матери в ее функции воспитания детей, недопущение беспризорности детей. При этом советское семейное право исходило из гарантированного Конституцией СССР и республиканскими конституциями равноправия женщин с мужчинами. Помимо Конституции, основными источниками семейного права являлись республиканские кодексы законов о браке, семье и опеке, общесоюзные юридические акты о браке, разводе, помощи многодетным и одиноким матерям и по другим вопросам, относящимся к области семейного права. Важное значение среди источников семейного права имел указ Президиума ВС СССР от 8 июля 1944 г. об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усиленной охране материнства и детства, об установлении звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и «Медали материнства». Указ ввел ряд изменений в законодательство о браке и семье, указав, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов, установил новый, а именно судебный порядок разводов, отменил существовавшее ранее право обращения в суд с иском об установлении отцовства и взыскании алиментов в случае, если ребенок родился от лица, с которым мать не состоит в зарегистрированном браке. Вместо алиментов от отца ребенка одинокая мать, согласно Указу, получает помощь от государства. ВС СССР в законе о дополнении и изменении текста Конституции отнес к ведению СССР издание основ законодательства о браке и семье.
Уголовное право в первую очередь стояло на защите советского строя и экономической основы СССР – социалистической системы хозяйства и социалистической собственности. Оно охраняло общественные отношения социалистического общества, законные интересы личности и социалистический правопорядок от преступных посягательств путем применения к лицам, совершившим их, установленных законом мер наказания. Основными источниками уголовного права, помимо Конституции СССР и конституций входящих в СССР республик, являлись «Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» и уголовные кодексы союзных республик, а равно отдельные законы, принятые высшими органами власти в области уголовного права.
В число этих законов входили указы об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества. Их необходимость аргументировалась следующим образом: «Суровые репрессии, предусмотренные советским уголовным законодательством в отношении расхитителей социалистической собственности, объясняются тем, что социалистическая собственность представляет собой священную и неприкосновенную основу советского строя, источник богатства и могущества родины, источник зажиточной и культурной жизни всего советского народа. Конституция СССР возложила на всех граждан СССР в качестве основной обязанности беречь и укреплять социалистическую собственность, а лиц, покушающихся на общественную социалистическую собственность, объявила врагами народа. Повышение в период социализма уголовных репрессий против расхитителей социалистической собственности, нарушителей трудовой дисциплины, а также репрессий за ряд других преступлений правильно выражает волю советского народа, его борьбу со всеми теми, кто нарушает установленный им порядок и подрывает основы его благополучия»[187].
Судебное право есть совокупность правовых норм, определяющих организацию и деятельность суда и связанных с ним органов следствия, прокуратуры и адвокатуры. Судебное право составляет комплекс отраслей, а именно: 1) судоустройство -совокупность норм, устанавливающих порядок деятельности судебно-следственных органов и их компетенцию, задачи и принципы социалистического правосудия; 2) уголовный процесс — совокупность норм, устанавливающих порядок деятельности судебно-следственных органов по уголовным делам и регулирующих взаимоотношения этих органов с гражданами, выступающими в качестве свидетелей, обвиняемых, потерпевших, и закрепляющих их права и обязанности, в процессе рассмотрения уголовного дела, по которому они вызваны, и 3) гражданский процесс — совокупность норм, устанавливающих порядок разрешения споров между участниками гражданских правоотношений. С судебным правом также связана криминалистика, вспомогательная дисциплина, трактующая научные методы собирания и исследования доказательств по судебным делам. Основным источником судебного права является Конституция Союза ССР, содержащая специальную главу о суде и прокуратуре, закрепляющая развернутые принципы их построения и отправления ими возложенных на них функций социалистического правосудия и охраны социалистической законности, а также фиксирующая право обвиняемого на защиту. Другими важнейшими источниками судебного права, помимо конституций союзных и автономных республик, являются построенные в соответствии с Конституцией СССР Закон о судоустройстве СССР, «Основы уголовного судопроизводства СССР и союзных республик», уголовно-процессуальные кодексы союзных республик, гражданские процессуальные кодексы союзных республик.
Представляется, что положения советских ученых о судебном праве представляют интерес и для современной отечественной теории права.
В числе отраслей советского социалистического права не указывалось международное (публичное и частное) право. Это объясняется тем, что оно в своем качестве права, регулирующего не отношения внутри государства, а взаимоотношения между государствами, в силу специфики своего предмета регулирования настолько отличается от любой другой отрасли права, что не может быть поставлено в один ряд с ними, а занимает особое место вне системы любого из государств, взаимоотношения которых регулируются международным правом. Вместе с тем международные договоры и соглашения, которые заключались советским государством, как и любым другим государством, в той части, в которой возлагают на данное государство определенные права и обязанности, становятся частью и внутригосударственного права. Поэтому подобные нормы, поскольку в них выражаются права и обязанности советского социалистического государства в той или иной конкретной области международных взаимоотношений, могут быть отнесены к системе советского социалистического права. Советское государство при заключении таких договоров и соглашений исходило из принципов, закрепленных в советском социалистическом праве, а именно принципа равноправия народов, враждебности ко всякой дискриминации, ко всякому умалению прав народов на основе национального или расового признака или слабости экономической и военной этих народов. К тому же эти договоры и соглашения, согласно Конституции СССР, ратифицировались и денонсировались уполномоченным на то высшим органом власти, а именно Президиумом ВС СССР, что также дает основания для включения этих норм международного права в указанной части в систему советского социалистического права с оговоркой о спецификуме этих норм и об особом месте, отводимом им в системе права СССР, как норм, установленных не односторонним актом советского государства, но двумя или более государствами, поэтому не умещающихся во всем своем объеме в систему права лишь одного государства.
Если практика царской юстиции порой шла вразрез с положениями уголовного и процессуального законодательства того времени, то преподавание этих дисциплин в дореволюционных университетах было достаточно демократическим. В официальной науке господствовала классическая школа уголовного права с ее непременными атрибутами: принципом «нет преступления, нет наказания без указания закона», презумпцией невиновности, соразмерностью наказания степени вины, ограничением обратной силы закона и т. д. Признанным главой этой школы в России был выдающийся ученый сенатор Н. С. Таганцев.
Одновременно, с начала XX в., стало развиваться социологическое направление в праве, которое было представлено М. М. Исаевым, М. В. Гернетом, С. В. Познышевым, а затем более молодыми учеными - А. А. Герцензоном, Б. С. Утевским и др. Это направление не отрицало демократических принципов судопроизводства, но акцентировало не догму права, а его действие в жизни, подчеркивая классовую и социальную природу правовых институтов и норм, роль правосознания и фактического правоприменения.
Когда произошла революция 1917 г., в первые ряды теоретиков права выдвинулись доселе мало известные юристы П. И. Стучка, Е. Б. Пашуканис, М. Ю. Козловский, Д. И. Курский, Н. В. Крыленко, сразу же занявшие леворадикальные, экстремистские позиции в области правовой теории и практики. В первые годы советской власти их точку зрения можно охарактеризовать достаточно однозначно: отрицание прежнего права со всеми его атрибутами и широкое использование революционного правосознания. Как было сказано в декрете СНК «О суде» (1917), проект которого был подготовлен Стучкой, местные суды руководствуются старыми законами «лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию»[188]. Старое законодательство не имело никакого отношения к функционированию революционных трибуналов и ВЧК.
Весьма развернуто позиция главных деятелей советской юстиции 20-х гг. была выражена в «Руководящих началах по уголовному праву РСФСР» (1919), где говорилось: «Пролетариат, завоевавший в Октябрьскую революцию власть, сломал буржуазный государственный аппарат, служивший целям угнетения рабочих масс, со всеми его органами, армией, полицией, судом и церковью. Само собой разумеется, что та же участь постигла и все кодексы буржуазных законов, все буржуазное право как систему норм (правил, формул)... Без особых правил, без кодексов вооруженный народ справлялся и справляется со своими угнетателями... Опыт борьбы, однако, приучает его к мерам общим, приводит к системе, рождает новое право... Пролетариат должен выработать правила обуздания своих классовых врагов, создать метод борьбы со своими врагами и научиться им владеть. И прежде всего это должно относиться к уголовному праву, которое имеет своей задачей борьбу с нарушителями складывающихся новых условий общежития в переходный период диктатуры пролетариата. Только окончательно сломив сопротивление повергнутых буржуазных и промежуточных классов и осуществив коммунистический строй, пролетариат уничтожит и государство как организацию насилия, и право как функцию государства»[189].
Процесс создания нового, пролетарского (а затем и социалистического) права оказался сложным и противоречивым. По крайней мере до середины 30-х гг. он характеризовался непрекращавшимися дискуссиями о природе права, путях его отмирания, о судьбе тех или иных институтов. В основе этих дискуссий лежала идея разрушения прежних, «буржуазных», а по сути дела, общечеловеческих правовых ценностей и замены их новыми представлениями, суть которых сводилась к осуществлению диктатуры пролетариата теми методами, которые в данный момент представлялись наиболее целесообразными. Вместо права провозглашалось усмотрение, центральная задача которого состояла в подавлении классовых противников любыми средствами.
Юридическое образование было сильно сокращено. В 20-е гг. в РСФСР ежегодно готовилось всего по 500 юристов, а в 30-е гг. это число снизилось до 300 человек в год. В 1933 г. дипломы юристов получили только 180 человек[190]. Большинство из них пошли на работу не в правоохранительные органы, а в хозяйственные организации.
Отказ от демократических, созданных веками правовых институтов и принципов представлялся теоретикам и практикам советской юстиции 20—30-х гг. одной из важных функций системы образования и научно-исследовательской деятельности в учреждениях советской России. Старая профессура была разогнана, хотя юридическая идеология в умах их учеников кое-где сохранялась. Вот как характеризовал эту ситуацию Стучка в своем докладе в 1929 г.: «Прошло 12 лет революции. Мы начали ее самым решительным образом: разрушили старое государство и старое право. Мы возвели новое государство и новое право. И все же через 12 лет нам приходится снова говорить о революции государства и права и даже о научной постановке ее. Что это означает? Это означает, что пред нами последняя крепость буржуазного мира. Но эта крепость совершенно своеобразна. Она невидима и сидит отчасти и в наших головах. Она мешает нам иногда найти правильный путь в дальнейшем строительстве советского государства и советского права»[191].
В чем же состоял этот «правильный путь»? В отказе от справедливости приговора, соразмерности меры наказания степени вины, презумпции невиновности, права обвиняемого на защиту. Все это должно было быть, по мысли автора, заменено голым усмотрением, целесообразностью, прямым насилием по отношению к классовым противникам.
Это мировоззрение нашло освещение и в художественной литературе, например в известном романе Ю. Домбровского. «Право — это факультет ненужных вещей. В мире существует только социалистическая целесообразность! Это мне моя следовательница внушала», — говорит в романе арестант Зыбин[192].
Нельзя не отметить, что подобного рода взгляды разделялись в то время далеко не всеми юристами -- теоретиками и практиками. Скрытое сопротивление старых, а подчас и молодых юристов вызывало глубокое раздражение властей. «Мы сталкиваемся тут, — говорил нарком юстиции Крыленко на январском (1933) Пленуме ЦК ВКП(б), — с глубоким, впитанным с молоком матери предрассудком и традициями старых форм правовой буржуазной мысли, что этак нельзя, что обязательно судить должно, не исходя из политических указаний партии и правительства, а из соображений «высшей справедливости»[193]. Ту же мысль продолжал Стучка: «Мы откровенно заявляем, что... до окончательной победы Пролетарской революции наш суд будет классовым судом... Он также будет средством принуждения меньшинства подчиняться классовой справедливости громадного большинства»[194]. Данная логика относилась «не только к суду, но по существу, как показала реальная историческая практика, ко всем звеньям и институтам диктатуры пролетариата (от правящей партии до ревтрибуналов, ревкомов, органов ВЧК—ОГПУ, комбедов и т. д.)»[195].
Авторы 20—30-х гг. особо подчеркивали неприменимость классической теории в сфере борьбы с политическими преступлениями. «В организацию уголовной репрессии по политическим преступлениям, — писал П. Кузьмин, — вносятся совершенно иные принципы, чем принципы отвешивания по эквиваленту, а именно принцип политической целесообразности господствующих классов, которые применяют и могут применять крайние и жестокие виды репрессии, не считаясь с их несоответствием объективной тяжести преступления»[196].
Развивая эту мысль, Я. Л. Берман, один из известных юристов того времени (погибший, как и большинство из них, при последующих репрессиях), подчеркивает: «...Судебная функция является функцией защиты и охранения установленного порядка, охранения интересов господствующего класса, функцией расправы со всеми нарушителями установленных законов, а органы, выполняющие эту функцию, органами расправы… и противопоставление расправы суду абсолютно неправильно. Всякая расправа, произведенная в результате решения того или иного органа, будет заключать в себе, в той или иной степени, элемент судебного решения, точно так же, как и всякий суд… явится только формой расправы»[197].