Конституционная законность и правосудие в РФ

Конституционно-правовая ответственность в нашей стране наступает на основе норм Конституции Российской Федерации и федеральных конституционных законов, также в качестве комплексного института конституционного права она устанавливается и другими его источниками, в том числе федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и подзаконными актами. Субъектами конституционно-правовой ответственности выступают как физические лица, так и коллективные образования.

Принудительный характер юридической ответственности применительно к конституционно-правовой ответственности проявляется не только в государственном принуждении, но и в ином приравненном к нему публичном (общественном) Конечно, такое общественное принуждение, также как и государственное, осуществляется на основе конституционно-правовых норм и, как правило, под государственным контролем. Цель принудительной деятельности достигается путем воздействия на политическую, моральную, организационную и имущественную сферу конкретного субъекта конституционно-правовых отношений.

Судебный порядок реализации конституционно-правовой ответственности, по мнению профессора Б.С. Эбзеева, представляется наиболее целесообразным, поскольку востребование суда как независимого и беспристрастного по своей природе и в качестве такового участвующего в решении вопросов о применении мер конституционно-правовой ответственности предполагает соблюдение конституционных гарантий правосудия. Более того, внесудебный порядок применения ряда мер конституционно-правовой ответственности послужил основанием для признания Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции законодательных положений, закрепляющих такой порядок.

Ярким проявлением конституционно-правовой ответственности является установление мер федерального воздействия в отношении органов государственной власти субъектов Федерации, закрепленных в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Как известно, конституционность ряда соответствующих мер воздействия - досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа и отрешения высшего должностного лица от должности - ставилась под сомнение. Вероятно, это произошло из-за того, что Конституция России не только не регулирует порядок применения таких мер. Но и вовсе о них не упоминает. Однако Конституционный Суд РФ признал соответствующими Конституции закрепленные в федеральном законодательстве меры федерального воздействия в отношении органов государственной власти субъектов Федерации, указав, что они представляют собой конституционно обусловленный комплексный правовой институт.

Созданный около восьми лет назад в России орган конституционного правосудия - Конституционный Суд Российской Федерации является опорой конституционной законности в нашей стране. Он постепенно завоевал свое место среди высших органов государственной власти России. Его деятельность, принимаемые им решения - важный фактор не только эффективности правовой жизни нашего государства, но и стабилизации политической обстановки в российском обществе.


Особое значение для определения статуса и формирования практики этого органа имел новый закон о Конституционном Суде Российской Федерации, принятый в 1994 году. Этот закон существенно изменил процедуру осуществления конституционного правосудия, сложившуюся к моменту его принятия, в частности, были пересмотрены поводы для обращения в Конституционный Суд, введено рассмотрение дел палатами Конституционного Суда, закреплены иные новые для Российской Федерации нормы, что повлекло неизбежные изменения в осуществлении конституционного правосудия.

По сути в современных условиях, как отмечал председатель конституционного суда Венгрии Л. Шольом на X Конференции европейских конституционных судов, в странах посттоталитарной системы конституционные суды, как главные органы обеспечения конституционного правосудия и законности, призваны сыграть особую роль в решении новых проблем переходного периода в строительстве демократии, правового государства, в обеспечении социальных, экономических и других прав и свобод человека.

Весьма специфическими для новых конституционных судов, как и для Конституционного Суда Российской Федерации, являются проблемы решения внутригосударственных конфликтов в силу реабилитации репрессированных народов и лиц, осуществления права народов и наций на самоопределение, права национальных меньшинств на автономию, реституцию собственности, доступа к информации о бывших агентах спецслужб и их отчетах, запрета бывшим функционерам компартий занимать государственные должности.

Конституционные суды являются важным фактором стабильности в обществе и государстве. Острые политические проблемы демократического государства России благодаря конституционным судам могут и должны решаться в конституционном поле, в рамках и на основе конституции, а не иначе, как это было в прошлом, когда политика доминировала над правом, законом, конституцией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: