Функция по проверке конституционности нормативно-правовых актов государственных органов

Конституция Российской Федерации 1993 года наделила Конституционный Суд обширными полномочиями в сфере проверки соответствия ей иных правовых актов, что, безусловно, положительно влияет на установление режима законности в России.

Как уже отмечалось, Конституционный Суд может начать рассмотрение конкретного дела только когда получит обращение со стороны надлежащего субъекта. Закон даёт четкий перечень субъектов возбуждения такого рода дел в Конституционном Суде. К их числу отнесены: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Установлена конкретная форма обращения этих субъектов - запрос. Отправной точкой в сфере осуществления конституционного контроля является Конституция Российской Федерации; именно она обладает наивысшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам. В связи с этим все вопросы в области конституционного контроля рассматриваются под углом зрения соответствия Конституции Российской Федерации иных нормативных актов.

На федеральном уровне к актам, конституционность которых правомочен проверять Конституционный Суд, относятся прежде всего федеральные законы. В подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», как и в пункте «а» части 2 статьи 125, части 2 статьи 4, пункта «а» статьи 71, части 3 статьи 80, части 3 статьи 90 и ряде других статей Конституции, термин «федеральный закон» использован как родовое понятие. Это означает, что под ним понимаются как обычные федеральные законы, так и федеральные конституционные законы.

Конституционный Суд вправе оценить и конституционность законов о конституционных поправках, особенно учитывая установления статьи 16 Конституции, что никакие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации закрепленным в главе 1, и требования статьи 135 о том, что положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Необходимо принять во внимание особый порядок вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции, установленный статьей 136 Конституции. В ней говориться, что данные поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Думается, что необходимо предоставить Конституционному Суду право разрешать дела о конституционности законов о конституционных поправках после их принятия, но до передачи на одобрение органами законодательной власти субъектов Российской Федерации. Этот шаг явился бы дополнительной гарантией законности в принятии конституционных поправок.

Конституционный Суд правомочен разрешать дела о конституционности подзаконных актов: нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации независимо от их формы и наименования. На практике широкое распространение получило издание нормативных указов Президента, утверждение указами различных положений. К нормативным актам Совета Федерации и Государственной Думы относятся Регламенты палат, некоторые постановления палат (например, постановление Государственной Думы об амнистии, постановление Совета Федерации об изменении границ между субъектами Федерации). Правительство, в свою очередь, издает нормативные постановления, утверждает различные Положения, Уставы, Правила. Все такого рода акты закрепляют нормы права. Иные акты названных органов, которые норм права не устанавливают Конституционный Суд проверять не правомочен, хотя ранее такими полномочиями он обладал. Но не сохранилось и прежнее полномочие Суда проверять конституционность актов федеральных органов исполнительной власти - министерств, государственных комитетов, федеральных служб и других ведомств. Все эти акты могут быть обжалованы в другие суды в соответствии со статьей 46 Конституции, Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Гражданско процессуальным Кодексом или в ином порядке. Так, статья 116 Гражданско процессуального Кодекса (в редакции от 30 ноября 1995 года) относит к подсудности Верховного Суда Российской Федерации рассмотрение дел об оспаривании ненормативных актов Президента, палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации; нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан.

Конституционный контроль над актами органов исполнительной власти осуществляет и Президент. Он вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (часть 2 статьи 85 Конституции Российской Федерации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: