Психология рекламы, или психология рекламной деятельности как самостоятельное направление в науке возникла на рубеже XIX-XX веков. Она представляет собой отрасль научных знаний, которая постоянно развивается и совершенствуется в силу того, что изучаемый ею объект — рекламная деятельность — находится в постоянном движении, изменении и развитии.
Психология рекламной деятельности не может ограничиваться изучением только одной традиционной и хорошо всем известной коммерческой рекламы, с которой каждый человек постоянно сталкивается сегодня в виде телевизионных рекламных роликов, щитов на улицах городов или объявлений в газетах и журналах.
Рекламная деятельность — это сложная система связей и отношений между людьми, которая включает в себя большое количество различных способов взаимного воздействия людей друг на друга. При этом рекламные воздействия не являются однонаправленными и односторонними, а представляют собой многоуровневую противоречивую систему коммуникаций с широкой сетью всевозможных обратных связей. Поэтому о рекламной деятельности говорят сегодня как о системе рекламных коммуникаций.
В настоящее время многие психологи рассматривают рекламу (рекламную деятельность) как системное явление, которое включает в себя комплекс взаимовлияющих друг на друга элементов. Элементы этой системы функционируют по одним и тем же психологическим законам на основе одних и тех же психологических механизмов. Поэтому психологи должны изучать их как некий целостный системный объект. Его элементами являются не только традиционная реклама, но и самореклама, коммерческая и политическая пропаганда, «паблик рилейшнз», «сейлз промоушн», «директ-маркетинг» и др., а также личные продажи и всевозможные формы отношений, в основе которых лежат социальные сравнения, социальные оценки, мода.
В нашей стране изучение и преподавание новых направлений в психологической науке сегодня предполагает преодоление некоторых стереотипов, возникших в прошлом, когда идеи разрешались или не разрешались сверху. Именно эта свобода выбора обусловливает желание многих отечественных авторов определить предмет психологии рекламы только сферой предпринимательства, потребления и психологических воздействий, то есть по сути дела воспроизвести логику мышления психологов рекламы первой половины XX века, когда потребитель рассматривался как пассивный объект влияния и манипулирования.
В последние годы в нашей стране создано большое количество факультетов и кафедр рекламы, где изучают психологию. Психологические вузы также вводят специальности «психология рекламы», «психология маркетинга», «психология «паблик рилейшнз» и другие. Образование питается наукой, поэтому чрезмерное разнообразие подходов к дисциплине, изучающей рекламную деятельность, может послужить источником разногласий среди преподавателей психологии рекламы.
Глава 7. Психологические проблемы рекламной деятельности 357
Сегодня для преподавателей спецкурса «Психология рекламы» нет единого учебного стандарта. Каждый преподаватель строит свой курс самостоятельно, передает знания в той последовательности и в том объеме, которые считает необходимыми. Поэтому иногда психологию рекламы отождествляют с суггестией, а иногда рассматривают ее в рамках системы маркетинговых коммуникаций. Мы считаем, что психология рекламы как отрасль науки должна состоять как минимум
из трех разделов:
1
1. «Человек и рекламная деятельность».
2. «Рекламная деятельность как система коммуникаций».
3. «Психологические проблемы рекламной деятельности с точки зрения куль
туры и общества».
С точки зрения психологии реклама и самореклама человека являются источником его развития как личности. В форме всевозможных самопрезентаций самореклама обнаруживается у животных и даже у древних предков современного человека. Поэтому рекламную деятельность психология сегодня уже не может рассматривать лишь как вид или этап бизнеса, как элемент маркетинга, как сугубо экономическое явление, связанное только с конкуренцией и рыночным производством. Рекламная деятельность — это один из важнейших механизмов развития личности и одновременно — источник, механизм развития национальной культуры общества. Это сложная социальная функция, которая возникает при определенных условиях в силу многочисленных социальных мотивов и потребностей, в силу ориентации людей на социальные оценки друг друга.
Рекламная деятельность — противоречивое явление, а значит, способное к изменению и развитию. В процессе развития общества она неизбежно будет принимать все более сложные и специфические формы. От позиции общества по отношению к рекламе зависит не только ее будущее, но и будущее самого общества, будущее национальной культуры. При правильном понимании психологической сущности данного феномена рекламная деятельность может принимать свою наивысшую форму — взаиморазвивающего диалога. Эти тенденции рекламы должны рассматриваться психологами в рамках обобщающего «адвертологическо-го» подхода.
Литература
Адлер А. Понять природу человека. / Пер. с нем. — СПб.: Академический проект, 1997.
Алдер X. НЛП: современные психотехнологии. — СПб.: Питер, 2000.
Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Труды Госуд. Ин-та мозга им. В. М. Бехтерева. Т. IV. - М.-Л., 1935.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет воспитания // Советская педагогика — 1965, № 1.
Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: МГУ, 1988.
Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. / Пер. с англ. / Общ. ред. В. С. Магуна. — М.: Аспект Пресс, 1998.
Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. — М.: ИНФРА-М, 1999.
Бадалов Д. С., Кисмерешкин В. Г. Регулирование рекламной деятельности. — М.: Рекламный совет России, 2000.
Батра Р., МайерсДж., АакерД. Рекламный менеджмент. / Пер. с англ. 5-е изд. — М., СПб., К.: Издательский дом «Вильяме», 1999.
Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986.
Бирюков Б. В., Зарипов Р. X., Плотников С. Н. Исследование социокибернетических аспектов культуры (вступительная статья) // Моль. А. Социодинамика культуры. / Пер. с франц. — М.: Прогресс, 1973.
Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998.
Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1978.
Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. — М.: 1997.
Богораз В. Г, К психологии шаманства у народов Северо-Восточной Азии // Этнографическое обозрение. 1910. № 1-2.
Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
Бородина В. Самореклама: мода и традиции. — М.: РИП — холдинг, 2000.
БороздинаЛ. В. Исследование уровня притязаний. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
Бронников И. Н. Развитие осознания поступков у дошкольников // Новые исследования в педагогических науках. Вып. IV. — М.: 1965.
Брушлинский А. В. О формировании психического // Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981.
Брушлинский А. В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. — Минск: Университетское, 1990.
Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО Модэк, 1996.
360 Психология рекламы
Дикая Л. Г. Системная детерминация саморегуляции психического состояния человека // Труды института психологии РАН. — М.: ИП РАН, 1997. Т. 2. Донцов А. И. Психология коллектива. (Методологические проблемы исследования). - М.: МГУ, 1984. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М.:
ЧеРо, МГУ, 1997.
Дэвид Г. Метод парных сравнений. / Пер. с англ. / Общ ред. Ю. Адлера. — М.: Статистика, 1978.
Евстафьев В. А., Ясонов В. Н. Введение в медиапланирование. Учебное пособие для начинающих медиапланеров. — М.: РИП — холдинг, 1998.
Журавлев А. Л., Таранов Е. В. Социально-психологические основы опосредствованных методов руководства // Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М.: Наука, 1979.
Журавлев А. Л. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений в обществе // Труды Института психологии РАН. — М.: ИП РАН, 1997. Т. 2.
Журавлев А. Л. Современные социально-психологические проблемы предпринимательства и руководства // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. — М.: ИП РАН, 1999.
Журавлев А. Л., Купрейчеко А. Б. Отношение современных российских предпринимателей к морально-этическим нормам делового поведения // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. - М.: ИП РАН, 1999.
Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений / Дисс. в виде научного доклада на соискание уч. степени д. п. н. — М.: 1999.
Зазыкин В. Г. Психология в рекламе. — М.: ДатаСтром, 1992.
Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. — М.: МГУ, 1971.
Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. — СПб.: Питер, 2000.
Зинченко В. П., Назаров А. И. Когнитивная психология в контексте психологии (вступительная статья) // Солсо Р. Л. Когнитивная психология. — М.: Тривола, 1996.
Знаков В. В. Психология понимания правды. — СПб.: Алетейя, 1999.
Иванченко Г. В. Реальность паблик рилейшнз. — М.: Смысл, 1999.
Изард К. Психология эмоций. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1998.
Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.
Карпинская О. Как ваше слово отзовется? / Рекламный мир. 1996. № 8 (47).
Касавин И. Т. Этот тайный странный мир. Размышления о магии, ее природе и судьбе // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. / Перевод / Сост. и общ. ред. И. Т. Касавина. — М.: Республика, 1994.






