Казимир Малевич 1878-1935

Русск и сов худ-авангардист, педагог, теоретик иск-ва, филосов. Основоположник супрематизма

В 15 лет начал рисовать, нек время провел в Киевской худ школе Н.И, Мурашко

В 1896 переехал в Курск, где работал мелким чиновником, но бросил службу ради карьеры художника.

В 1913 году оформлял оперу «Победа над Солнцем». Согласно воспоминаниям самого художника, именно во время над постановкой оперы к нему пришла идея «Черного квадрата»

Работы: Первые работы в стиле импрессионизма «На бульваре» 1903, Цветочница 1903,

С 1915 разрабатывал свой беспредметный стиль.

Одним их первых нащупал простые стилеобразующие элементы – основы стиля 20в.

Со времемнем супрематизм «выплеснулся» в виде суперграфики, декора, орнамента на арх. Обьекты, транспортные ср-ва, ткани, предметы быта.

Стал широко испрльзоваться в прикладной графике (книги, рекламные и агитац плакаты, упаковка)

Александр Родченко 1891-1956

Сов. Живописец, скульптор, график, фотограф, худ тетра и кино

Один их основоположников конструктивизма, родоначальник диз и рекламы в СССР

Работал совместно с женой, худ-диз Варварой Степановой.

В 1916 уавствовал в важнейших выставках русского авангарда

Относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривал свое тво-во как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляем минимальный по форме живописный элемент и ограничена в изобр ср-вах.

В 1917- 1918 работал с плоскостью, в 1919 написал «Черное на черном», работы основанные лишь на фактуре, в 1919-1920 ввел линии и точки как самостоятельные живописные формы

Работы фото: Пионерка 1930, Пионер-трубач 1930,

Проект интерьера «Рабочего клуба»

Портрет Маяковского 1925

Любовь Попова 1889-1924

Русский сов живописец, худ-авангардист,график,дизайнер

Училась рисовать у худ К.М.Орлова

В 1908 частные уроки в худ школе Константина Юона

В 1910 частные уроки живописи в Италии

Увлеклась супрематизмом, стала членом группы Малевича – Супремус

В дек 1924 в Москве состоялась персональная выставка работ художницы, одной из ярких представителей авангарда в ИЗО.

Работы: эскиз платья 1924, Человек+воздух+пространсво 1912, Портрет философа 1915, Натюрморт с гитарой 1915

Лазарь Лисицкий (Эль Лисицкий) 1890-1941

Сов худ, архитектор, представитель русского и еврейского авангарда.

Совместно с Малевичем разрабатывал основы супрематизам.

Учился на арх факультете Высшей политехнической школы в Дармдштадте и в Рижском политехническом институте

С 1916 учавствовал в коллективных выставках в москве и в киеве

С 1917 иллюстрировал книги для еврейских детей, создавал символик для издательств

В 1918 в Киеве стал одним из основателей» Култур_Лиге» авангардног художественного и литературного обьединения, ставившего ствоей целью создание нового еврейског национального искусства

С 1920 под влиянием Малевича обратился к супрематизму

После возвращения в Сов Союз к книжной графике, в том числе еврейской, больше не обращался.

Преподавал во ВХУТЕМАСе(1921) и ВХУТЕИНе (с1926), ИНХУК с 1920

1920-1924 проект «Ленинская трибуна»

В 1921-1925 жил В Германии и Швейцарии, вступил в голладдскую группу «Стиль»

В 1930-1932 типография журнала Огонек

Александра Экстер 1882-1849

Русско- франц худ-авангардистка, график, художница театра и икно, дизайнер, одна из основоположников стиля «Арт-деко»

С 1906 – 1908 занималась в Киевском худ училище

Организовала в своем доме салон-мастерску, ставший мстом встреч представителей киевского авангардного иск-ва.

В 1907 уехала в Париж, где занималась в академии Гран-Шомьер и училась у портретиста Карло Дельваля. Подружилась с П. Пикассо, Г.Апполинером

В 1908 организовала в Киеве вместе с Д.Д. бурлюком выставк «Звено»

В 1912 в Италии познакомилась с худ-футуристом Арденго Соффичи, а через него – с ведущими авангардистами этой страны.

Принимала участие в большинстве наиболее значительных выставок авангардного иск-ва в России, Франции, Италии.

В 1915 вступила в группу Малевича – Супремус

1916-1921 Работала как худ театра и кино

Работы: Костюмы для театра

Работы: цветовая динамика 1916, Конструкция цветовых плоскостей 1921, Композиция 1915,Беспредметная композиция 1917 итд

В 1923-1925 занималась подготовкой и оформлением советских павильонов на Всеирных выставках

В нач 1930х начала работать в таком напр, как Les Livres Maniscrits – создание уникальных, выполненных от руки книг, каждая страница которых имеет авторский автограф.

Преподавала в Одесской детской худ школе и собственной студии в Киеве

1921-1922 вела курс во ВХУТЕМАСе

Персональные выставки в Берлине,лондоне,париже, Нью-Йорке,Праге

Варвара Степанова 1894-1958

Сов худ-авангардистка, представитель конструктивизма, дизайнер, поэт, жена Александра Родченко. Также работала и представлялась под псевдонимом Варст

В 1915-1917 занималась в студии К.Ф. Юона

В 1921 принимала участие в выст конструктивистов «5*5=25»

В 1919 -1922 работала в Коллеии по делам ИЗО Наркомпроса

В 1920-1923 сотрудничала с институтомХуд культуры

В 1920-1925 преподавала в студии ИЗО академии коммунистического воспитания им. Н,к, Крупской

В 1924 – 1925 – в Высших худ-технич мастерских

В 1924-1925 годах сотруднчала с Перврй ситценабивной фабрикой в кач дизайнера

Участвовала в иллюстрировании книг, оформлении декораций для театра и кино, создании агит-полит альбомов

Работала худ редактором в журналах «Кинофот»,»ЛЕФ»,»Новый ЛЕФ», «Советское кино», 2Современная архитектура», «Смена», «Книга и революция», «Советская женщина»

В 1933-1934 редактор в Партиздате

Была членом «обьединения современных архитекторов»

В 1925 совмество с Родченко оформила панно Дома Моссельпрома

№43.Этапы проектного процесса

В проектировании предметов сегодня вместе с дизайнерами участвуют инженеры и конструкторы, технологи и экономисты, врачи и социологи, предст многих др областей науки и техники. Эти специалисты представляют дизайнеру всю необходимую для создания изделия информацию из смежных областей знаний, проводят подготовительную работу, изготавливают и испытывают опытные образцы и многое-многое др. Кроме того, они представляют, по мнению психологов, разные типы мышления, тем самым дополняя друг друга и делая процесс работы над дизайном изделия многосторонним и полноценным.

Начинается работа над проектом с получения задания на проектирование (технического задания). В нем содержатся все необходимые дизайнеру сведения: его назначение, функциональные, конструктивные, технологические, эргономические и др требования.

Техническое старение изделий, особенно сложной техники длительного пользования, идет значительно медленнее, чем старение его внешнего вида. В этом случае – задача дизайнера – модернизация сущ изделия, придания ему современного вида. Такая косметическая работа, затрагивающая лишь внешнюю форму без кардинальных изменений его функц. и констр. свойств, получила название «стайлинг» (стилизация). Пример: марки поп автомобилей. Каждые 5-7 лет меняется дизайн кузова и салона. Работа идет в основном над внешней формой, его эргономичностью, упрощением и удобством в эксплуатации.

Следующим этапом работы дизайнера над проектом является предпроектные исследования. Цель этого этапа – сбор всех необходимых для проектирования материалов. На данной стадии проводятся фотофмиксация и зарисовки, необходимые обмеры исходной ситуации или прототипа, опрос потребителей и многое др. Ведется патентный поиск, работа с архивами, библиотеками и инф центрами по изучению аналогов и ознакомлению с передовым отечественным и зарубежным опытом в этой области.

В процессе проедпроектных исследований уже появляются первые образы, смутные очертания формы будущего изделия. Однако эти первые идеи начинают материлизоваться лишь в процессе эскизирования – графического выражения замысла в эскизе, в рабочем макете.

Для сложных и особо ответственных объектов вводятся доп стадии – фор-проект или дизайн-концепция. Первый предусматривает многовариантный графический и пластический поиск осн идеи проектируемого объекта, проводимый зачастую на конкурсной основе между отдельными группами дизайнеров. Своеобразная «мозговая атака». Далее отбирается вариант один или несколько для последующей проработки по отдельным аспектам: констр-технологическим, эргономическим, худ-стилистическим, функционально-компановочным. Зачастую стадию фор-эскиза используют для получения материала, на основе которого затем составляют детальное техническое задание на эскизный проект.

В отличие от фор-эскиза, где для выражения идеи дизайнером используется главным образом арсенал традиционных графических и пластических средств, дизайн-концепция носит более абстрагированный хар-р. В ее задачи входит разработка обоснованных принципов формообразования проектируемого объекта, как праило, на научной основе. Поэтому, представляемые на стадии дизайн-концепции материалы наряду с традиционными изобр формами содержат различные схемы, графики, лог ические модели и тп материалы. И в работе над диз-концепцией работает, как правило, коллектив специалистов из различных областей смежных знаний. Концепция становится теорет базой для последующих проектных поисков и выполняется для особо сложных и ответственных обьектов, не имеющих аналогов.

Дальнейший этап – это эскизное пректирование. На этом этапе делается большое кол-во рисунков и набросков, позволяющий предоставить обьект во всех ракурсах, выделить и подчеркнуть его особеноости. В зависимости от поставленной задачи ведется композиционный графический поиск по отдельным аспектам – функционально – техническим, худ-стилистическим, архитектоническим и др. В итоге всех поисков дизайнер должен дать полное представление о худ-стилистическом и цвето-фактурном решении проектируемого обьекта. Иногда для полного представления об обьекте необходим макет. Полученные в процессе эскизного проекта варианты изделия или его отдельных узлов сравнивается между собой в поисках оптим решения.

Художественно-конструкторский проект. В эскизном пректировании иногда выделяют в отдельную стадию худ-конструкторский проект. Он является заключительной частью эскизирования, в нем уточняются и оттачиваются детали проетируемого обьекта. Чертежи и детали выполняются в более крупном масштабе, а самые ответственные детали, как правило – в натуральную величину.

Рабочий проект-завершающая стадия. Он представлен конструкторскими чертежами, картами цветофактурных решений. Состав рабочего проекта в каждом конкретном виде дизайнерской деятельности различен.

№44.Специфика художественного проектирования в условиях мануфактурного

производства.

МАНУФАКТУРА, МАНУФАКТУРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

- господствовавший в Западной Европе в 16-18 вв. способ производства и тип предприятий, характеризуемый разделением труда и его кооперацией, но при сохранении ручного труда, ремесленничества, низком уровне используемой техники.

К началу 16 столетия во всех основных отраслях промышленного производства были значительно усовершенствованы орудия труда и технология производства. Различные механические приспособления и примитивные машины позволили поднять производительность труда.

Технический прогресс, определивший возможность перехода к мануфактурному производству, проявлялся в развитии специализации инструментов, в появлении технических приспособлений, которые приводились в движение силой человека, падающей воды или рабочего скота. Техника на этапе мануфактурной промышленности была основана на станках без механического или парового двигателя, что будет характерно для более поздней стадии развития - фабричной индустрии. В текстильной промышленности это была самопрялка, которая позволяла одновременно делать несколько операций, усовершенствовался и ткацкий станок.

Мануфактура - это капиталистическое предприятие, основанное на ручной технике, разделении труда и подетальной его специализации. Мануфактура являлась переходной формой организации производства от простой кооперации к фабрике. Возникновение мануфактур стало возможным в результате совершенствования технической и технологической базы производства, постепенного изменения социально-экономических отношений. Несмотря на незначительные масштабы, в мануфактурном производстве имела место капиталистическая эксплуатация труда.

Мануфактурное производство основывалось на ручной технике, но имели место специализация и разделение труда. Работники мануфактуры выполняли преимущественно отдельные, специализированные производственные операции, а не изготовляли продукт полностью самостоятельно, что повышало производительность их труда. Рост специализации производства приводит к созданию более эффективных специализированных орудий труда, возрастают точность и скорость операций. Разделение труда требовало роста мастерства и профессионального уровня работника; возрастала производительность труда и снижались затраты на производство.

В этот период сложились следующие основные формы мануфактур:

- централизованные мануфактуры - наиболее развитый тип мануфактур; организовывались и управлялись, как правило, бывшими цеховыми мастерами, соединяющими рабочих и средства производства в одном помещении. Такие мануфактуры могли также создаваться за счет купеческого или торгового капиталов. Централизованные мануфактуры получили наибольшее распространение в тех отраслях, где технология производства требовала применения большого числа работников - в металлургии, горнодобывающем производстве и т. д.;

- казенные (государственные) мануфактуры, созданные за счет средств государственного бюджета и выпускающие продукцию, необходимую, как правило, стране в целом. В России казенные мануфактуры создавались в отраслях, производящих военную продукцию или продукцию, необходимую для оснащения флота;

- рассеянные мануфактуры, работники которой не были объединены в одном производственном здании. Такие мануфактуры создавались, как правило, купцами. Рассеянная мануфактура формировалась тогда, когда ремесленники, проживающие в различных поселениях, выполняли работу на заказ, брали у купца во временное пользование орудия труда, материалы или деньги в долг на их приобретение, а ему передавали готовый продукт (рис.10). В результате ремесленник уже не выступал в экономической роли самостоятельного мелкотоварного производителя, а становился фактически наемным работником, получавшим заработную плату, был лишен права собственности на средства производства и созданный продукт.

Рассеянные мануфактуры получили значительное распространение в сельской местности, где отсутствовали цеховые ограничения. Не имея возможности самостоятельно организовать производство, сельские ремесленники начинали сразу работать на купца-скупщика. В результате в деревнях возникали целые районы, население которых было занято на рассеянных мануфактурах. Такие мануфактуры получили большое распространение в России и Германии. Рассеянная мануфактура была по существу капиталистической формой организации производства, но сохраняла форму мелкотоварного производства;

- вотчинные мануфактуры формировались на основе ремесленной деятельности крестьян. В таких мануфактурах применялся капитал феодала и труд крепостных.

Более медленными темпами капиталистические отношения и мануфактуры развивались в отраслях, в которых почти целиком сохранилась ремесленная техника: в производстве шерстяных и льняных тканей, предметов роскоши, изделий из кожи и др.

В период становления мануфактурной промышленности практически во всех странах экономическая политика государства была направлена на поддержание роста национальной промышленности. Происходило объединение разрозненных ранее отдельных регионов страны, отменялись внутренние таможенные пошлины, проводилась политика протекционизма, направленная на ограничение конкуренции импортных товаров.

История России конца 17 - первой четверти 18 в. неотделима от имени одного из крупнейших политических деятелей России - Петра I. Значительные новшества вторгаются в это время не только в область культуры и искусства, но и в промышленность - металлургию, кораблестроение и т. д.

Поощряемые государством, растут мануфактуры, причем как в центральных областях страны, так и на периферии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: