Дизайне

Активно развивается направление промдизайна, включающее комплекс инновационной разработки продукта. Дизайн планируется включить в перечень видов деятельности, позволяющих претендовать на статус резидентов финансируемых государством технопарков, в том числе технопарков в сфере высоких технологий.

Промышленный дизайн начал своё развитие и в России, но стать серьезной индустрией он сможет, если предприятия поверят в возможности дизайна, а для потребителей он станет неотъемлемой частью жизни.

Философские проблемы приобретают доминирующий характер. Именно по этой причине онтология и методология философии, осмысленные сквозь призму дизайнерских проблем в междисциплинарной структуре дизайна, становятся особым звеном, объединяющим в себе все аспекты развития дизайна в XXI веке.

Понятие «Дизайн» сегодня ассоциируется с самыми прогрессивными явлениями и самыми техническими достижениями. Произведения дизайна не только созвучны своему времени, но и, как правило, на полшага впереди современности. Благодаря поискам дизайнеров, и изучая динамику потребительского спроса, прогнозируется будущее, создаются перспективные модели уже для покупателей завтрашнего дня с их разнообразными запросами и изысканным вкусом.[2]

Роль дизайна в гуманизации задач традиционного инженерного проектирования вполне очевидна. Будучи связанным с промышленным производством, проектирование вместе с тем участвует в формировании жизненных и культурных ценностей. Проектирование оказывается важной составной частью процесса общественного историко-культурного развития. При этом оно наполняется новым общественным содержанием.

Рост достижений в области высоких технологий, развитие программных интерфейсов, виртуальная реальность, нанотехнологии, компьютеризированная одежда - все это и многое другое говорит о стремительном прогрессе и безграничности человеческой мысли. XX век сыграл решающую роль в окончательном утверждении дизайна как проектно-художественной деятельности, а научно-технический прогресс продолжает вносить свои коррективы в понимание эстетики.

Перспективы развития дизайна в России:

 Выделение в отдельное направление «Дизайн», в классифкации специальностей высшего профобразования из группы «Культура и искусство»;

 Повышение уровня профессионального образования;

 Промышленный дизайн как приоритет государственной промышленной политики;

Важнейшие из направлений дизайна:

- повышение роли эргономики, инженерных, эстетических, психологических составляющих в дизайне;

- стремление к индивидуализации внешнего вида предметов потребления – отказ от массовых тиражей в пользу ограниченных серий, расширение модельного ряда изделий, широкое применение принципов мобильности;

- развитие национального дизайна;

- модернизация дизайна виртуальной среды и активное использование виртуального пространства, развитие кибердизайна;

- дизайн становится средством межпрофессиональной коммуникации;

- использование в дизайнерской деятельности ультрасовременных информационных технологий и т.д.

Реальным результатом утверждения парадигмы устойчивого развития стал процесс формирования новой ценностной установки в отношении к природе, обществу и человеку.

Устойчивое развитие как онтологическое представление само оказывается ценностью, оно связано с изучением проблем исчерпаемости ресурсов, экологии окружающей среды, безопасности жизни и обеспечения достойного бытия новых поколений, а также ставит вопросы нравственного характера, касающиеся моральной ответственности за сохранение природы, взаимоотношений между людьми и государствами.

Экологическая проблема

Научные достижения 20-го в. создали иллюзию почти полной управляемости техникой, технологиями и производственными процессами, однако, хозяйственная деятельность человеческого общества, интенсивное использование природных ресурсов, огромные масштабы отходов – все это входит в противоречие с возможностями поддерживать экологическое равновесие планеты, значение экологического подхода в промышленном дизайне возрастает с каждым годом все больше.

Основными принципами экологического дизайна являются:

• максимальная экономия природных ресурсов;

• максимальная экономия материалов;

• использование восполняемых энергетических ресурсов;

• достижение долговечности изделия.

По мере развития общества постоянно расширяются и усложняются задачи дизайнеров, которые уже не сводятся к простому формообразованию предметов. Еще в 1970-х гг. возникло экологическое направление в дизайне, ставшее откликом на негативные последствия технического прогресса. Оно ориентировано на активное влияние дизайна на охрану и восстановление природной среды, т.е. на максимальную экономию ресурсов и материалов, достижение оптимального соотношения затрат при производстве изделия и его долговечности, разработку новых материалов и технологий, не наносящих вред окружающей среде. Экологический подход к проектированию стал принципиально новым, поставив перед дизайном совершенно новые задачи.

Экологическая ориентация привела к утверждению новой системы ценностей в дизайне, так как преодоление кризиса возможно только при условии изменения ценностей, мышления и отношения человека к окружающему миру. В основе формирования экологического сознания лежит экологическая информация, агитация потребителя в пользу «органичного образа жизни», т.е. экологическая пропаганда. Продукты дизайна должны выступать стимуляторами экологического сознания, наглядными аргументами в пользу экологического и экономного потребления.

Одной из причин экологического кризиса является неумеренное потребление «цивилизованным» человеком материальных благ. Экологизация потребления означает разумное сокращение потребления, распространение норм экологически правильного потребления, возврат к вещам длительного пользования. Проблема экологизации потребления привела к качественному изменению задач дизайна - на первый план вышло не столько совершенствование формы и функции, сколько сокращение избыточного количества продуктов дизайна, пересмотр материалов и технологий, формирование новой структуры потребностей. Снизить объемы потребления можно путем продления срока пользования изделиями, достижения оптимального соотношения затрат на производство вещи и срока ее использования, сокращение количества вещей одноразового пользования, предпочтения качественных вещей длительного пользования.

Важнейшим направлением экологического движения является и экология культуры. Культурологический подход в дизайне рассматривает дизайн-деятельность как закономерный продукт развития человеческой культуры, высоко оценивая способность дизайна не только к инновациям, но и к воссозданию традиционных ценностей.

Экологический дизайн – это создание экологически целесообразной среды обитания человека. «Сегодня «экологический» дизайн – это утверждение принципов экологической этики и ориентация на гармонизацию отношений человека с окружающим миром» [1]. Иногда дизайнеры под направлениями экодизайна понимают фитодизайн, дизайн мебели, одежды, интерьера [2], однако вопрос стоит шире: объектами дизайна могут быть любые объекты, которые связаны с деятельностью человека.

Экологическое направление в дизайне возникло в 70-х годах прошлого века и ориентировалось на активное влияние дизайна на охрану и восстановление природной среды, то есть, на разработку новых материалов и технологий, не наносящих вред окружающей среде; максимальную экономию ресурсов и материалов; достижение оптимального соотношения затрат при производстве изделия и его долговечности; использование альтернативных источников энергии.

В авангарде экологического дизайна стояли Джон и Нэнси Тодд [3]. С 1982 г. супруги Тодд занимались разработкой биотехнологии и проектированием судов, управляемых с использованием ветровой и солнечной энергии. У них свой взгляд на технологии и на транспортные средства. Как писал Дж. Тодд: «С экологической точки зрения можно также взглянуть и на транспортные средства. Я склоняюсь думать о технологии скорее с позиций добра и зла, а не разделять ее на высокую и низкую. Некоторые технологии обладают характеристиками обеих вышеуказанных категорий. Ярким примером может служить автомобиль. Он не отличается безопасностью, расходует много горючего, загрязняет среду, С другой стороны, именно автомобиль позволяет нам сегодня быть вместе!». Нэнси Тодд: «Мы не отвергаем сам автомобиль как таковой, мы против существующего типа автомобилей».

Леа Пойссон, который также являлся одним из первых экодизайнеров, прошел путь от дизайна фирменных знаков и крупных проектов промышленного дизайна до проектирования установок, работающих на солнечной энергии и служащих для удовлетворения потребностей человека в пище, тепле и крове. С 1970 г. он известен как поборник использования альтернативных источников энергии и талантливый дизайнер, осуществляющий на практике свои идеи. В его самом смелом проекте «Солнечный дом Пойссона «Трисол» действует около пятидесяти различных установок. Проект «Трисола» подтвердил, что такое сооружение может функционировать полностью на энергии солнца [4].

Принципы экологического дизайна сформулированы на основе принципов, относящихся к самым различным дисциплинам, таким как экология, энергосбережение, ландшафтная архитектура и естествознание. Первоначально эти принципы сформулировал австралийский зоолог Билл Моллисон в конце 80ых годов прошлого века и в их число вошло: эффективное энергопланирование, использование биологических ресурсов вместо ископаемого горючего, использование природных моделей и др.

В настоящее время создается новая промышленная культура, согласно которой уже на стадиях проектирования и производства должна предусматриваться возможность «разрушения» («деконструкция») изделий после их использования. В основе этой культуры лежит идея «искусственного замкнутого цикла» жизни изделия. Перед проектировщиками стоит задача содействовать формированию процесса «зеленого потребления», то есть, чистому производству чистых изделий.

В помощь экодизайнерам предлагается программное обеспечение ECO-it и ECO-edit, дающее систематический подход к объединенному анализу окружающей среды [6]. Оно призвано помочь при оценке цикла жизни изделия. Значительная часть (от 70 до 90%) «экологического следа» любого изделия может быть проработана на стадии проектирования.

В последнее время внимание к экологии стало одной из ведущих причин редизайна. Марки и компании реагируют на изменение рыночной ситуации и социальные настроения, меняя атрибуты своего бренда: дизайн упаковки, форму логотипа, фирменные цвета, слоганы, рекламные обращения. Иногда даже собственное название, чтобы точнее выразить актуальные сегодня мотивы натуральности и экологичности.

Будущее за альтернативной энергетикой. Энергия солнца и ветра – нергия будущего. К 2025 году четверть всей потребляемой в Германии электроэнергии будет вырабатываться экологически чистым способом – за счет ветра, воды и солнца. Такую цель ставит перед собой министерство по защите окружающей среды. На втором месте по использованию энергии ветра стоят США, на третьем – Испания. Предполагается, что через 30 лет на ветре, солнце, приливах-отливах, вулканах и гейзерах будет производиться 15-20% всей необходимой человечеству энергии. Многие компании мира проводят исследования в этой области. Компания Google проявляет стратегическую инициативу по производству электричества посредством возобновляемых источников энергии и в 2008 году планирует потратить несколько десятков миллионов долларов на эту проблему. Значительное внимание будет уделено солнечной энергии, но также будут вестись работы по исследованию улучшенных геотермальных систем и в ряде других сфер. Япония в течение следующих пяти лет планирует потратить около $1,7 млрд. на развитие технологий водородной энергетики.

Дизайн и его направления развиваются. Ежегодно проводятся конкурсы самых свежих идей и тенденций в области дизайна. Почетную награду международной премии достижений в области промдизайна IDEA (The International Design Excellence Awards) в 2006 году получили 108 человек в 13 номинациях (бизнес и промышленность, компьютерное оборудование, товары народного потребления, дизайн-разведка, стратегический дизайн, экодизайн, окружающая среда, мебель, медицинское и научное оборудование).

Заключение. Новые технологии, решение технических и организационных вопросов, применение методов и средств экодизайна – путь к экологической устойчивости и повышению качества жизни. Имеется множество свидетельств того, что во всем мире многочисленные специалисты (в первую очередь, инженеры, технологи, дизайнеры, политики), ведущие компании и общественные организации уже предпринимают переход к экологической устойчивости. Разработка многочисленных экодизайнерских проектов свидетельствуют, что переход к устойчивому будущему не является ни технической, ни концептуальной проблемой. Это проблема ценностей и политики. Разработка многочисленных экодизайнерских проектов свидетельствуют о том, что переход к экологическому будущему возможен [6]. Необходимо разработать стратегию развития экодизайна в нашей стране


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: