Инструкция. Направлена на установление определенных отношений между однородными и разнородными понятиями. Позволяет судить об уровне обобщения, умении выделять родовые и видовые понятия, способность к абстрагированию (табл. 33).
Таблица 33. Методика «Сходство»
| Сходство | Оценка 0 1 2 | ||
| Апельсин — банан | |||
| Пальто — платье | |||
| Топор — пила | |||
| Собака — лев | |||
| Стол — стул | |||
| Глаз — ухо | |||
| Север — запад | |||
| Поэма — статуя | |||
| Яйцо — зерно | |||
| Поощрение — наказание | |||
| Древесина — спирт | |||
| Воздух — вода | |||
| Муха — дерево | |||
| Общая оценка |
Методика «Дополнение»
Инструкция. Используется в детской практике, а также для оценки интеллектуального развития, характера ассоциативной деятельности. В заданном рассказе необходимо написать пропущенные слова, закончив предложения.
Над городом низко повисли снеговые __________. Вечером началась __________. Снег повалил большими __________. Холодный ветер выл как дикий __________. На конце пустынной и глухой __________ вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с __________ пробиралась по __________. Она была худа и бедно __________. Она подвигалась медленно вперед, валенки хлябали и __________ ей идти. На ней было плохое __________ с узкими рукавами, а на плечах __________. Вдруг девочка __________ и наклонившись начала что-то __________ у себя под ногами. Наконец она стала на __________ и своими посиневшими от __________ ручонками стала __________ по сугробу.
В качестве образцов патопсихологических исследований больных, проведенных с диагностической целью, ниже приведены три психологических заключения, составленные Лонгиновой (1-е и 3-е) и Лебедевой (2-е).






