Методика Q-сортировки широко известна практическим психологам, имеет несколько модификаций. Здесь представлен краткий вариант методики, разработанный в Университете им. Гумбольдта (Берлин) и адаптированный в Институте им. В. М. Бехтерева.
Методика Q-сортировки позволяет измерить самооценку как степень расхождения между реальным и идеальным образами «Я». С точки зрения многих авторов, этот показатель может рассматриваться и как «индекс невротичности».
Методика состоит из 28 карточек со следующими утверждениями:
1. Я часто испытываю чувство безнадежности.
2. Я чувствую себя беспомощным.
3. Я негармоничный человек.
4. Я чувствую большой недостаток энергии.
5. Я чувствую себя неловко.
6. Я склонен избегать поставленных задач и предъявляемых ко мне требований.
7. Я пытаюсь не думать о своих трудностях.
8. Я не уважаю себя.
9. Я боюсь обнаружить перед окружающими свои трудности и проявления своей болезни.
10. У меня отсутствует уважение к себе.
11. Я не могу сделать выбор.
12. Я боюсь неудач, когда хочу чего-либо достичь.
13. Внутри я чувствую себя неуверенно.
14. Как личность я привлекателен для другого пола.
15. Я уравновешенный человек.
16. Я сам могу себя хорошо понимать.
17. Я хорошо держусь.
18. Я импульсивный человек.
19. Я уравновешенный человек и ничто не может вывести меня из себя.
20. Если я принимаю решения, то обычно их не изменяю.
21. Большинство людей, которые меня знают, хорошо ко мне относятся.
22. Я оптимист.
23. Самая жестокая борьба для меня — это борьба с самим собой.
24. Я открыто выражаю свои чувства.
25. Я могу хорошо управлять собой.
26. Часто я хочу дать себе пощечину за то, что сделал.
27. Я сам виноват в своих трудностях.
28. Я сам предъявляю к себе высокие требования.
Испытуемому даются следующие инструкции (табл. 45).
Инструкция 1 (Я-реальное). Перед вами 28 карточек, каждая из которых содержит высказывание, касающееся определенных качеств и характеристик человека. Вам нужно рассортировать их так, чтобы они описывали Вас таким, какой Вы есть и как можно точнее. Рассортируйте, пожалуйста, все карточки на 6 категорий — от самого похожего на Вас до самого не похожего. В каждой категории должно быть определенное количество карточек:
1 категория — 2 карточки
2 категория — 5 карточек
3 категория — 7 карточек
4 категория — 7 карточек
5 категория — 5 карточек
6 категория — 2 карточки
Таблица 45. Q-сортировка, регистрационный бланк
Инструкция 2 (Я-идеальное). А теперь разложите карточки таким образом, чтобы они описывали Вас таким, каким Вы хотели бы быть.
Вторая инструкция дается только после того, как испытуемый выполнил 1-ю сортировку.
Обработка результатов. Коэффициент корреляции между реальным и идеальным образами «Я», то есть показатель самооценки высчитывается следующим образом:
,
где d — разница между номерами категорий, в которые попала n-я карточка в 2 сортировках.
Например:
1-я карточка при 1-й сортировке (Я-реальное) оказалась во 2-й категории, при 2 сортировке (Я-идеальное) — в 5-й.
Следовательно, d1= 5 - 2 = 3.
2-я карточка при 1-й сортировке (Я-реальное) оказалась во 2-й категории, при 2-й сортировке (Я-идеальное) — во 2-й.
d2 = 2 - 2 = 0 и т. д.
28-я карточка при 1-й сортировке (Я-реальное) оказалась в 6-й категории, при 2-й сортировке (Я-идеальное) — в 1-й.
...
d28 = 6 - 1 = 5.
Знак не учитывается.
Далее все значения dn (от d1 до d28) возводятся в квадрат и квадраты суммируются.
d1 = 3, d12 = 9
d2 = 0, d22= 0
...
d28 = 5, d282 = 25
Σ d2 =
При оценке результатов можно опираться на следующие данные. Диапазон коэффициента корреляции, полученный по группе здоровых — от 0,46 до 0,90 (среднее значение — 0,56).
Диапазон коэффициента корреляции, полученный по группе больных неврозами (F40-F48) — от 0,10 до 0,58 (среднее значение — 0,23).
Значение коэффициента корреляции выше 0,90 может свидетельствовать о некритичности и характерно для лиц с личностными расстройствами (F60-F69).
Значение коэффициента корреляции ниже 0,10 может свидетельствовать о наличии депрессивного радикала (F30-F39).
Полученные результаты могут быть подвергнуты и качественному анализу.
4. Критерий степени улучшения социального функционирования.
Для изучения степени улучшения социального функционирования может быть использована специальная методика, отражающая степень удовлетворенности пациента своим функционированием в различных сферах, а также структурированное интервью, которое может использоваться и в катамнестическом периоде.