double arrow

Ручные способы декорирования


Ручные способы: надглазурная и подглазурная роспись, роспись ангобами, золочение, серебрение, фляндровка, налепные узоры, пальцевые защипы, штампы с контррельефом, тиснение, процарапывание, эстампаж, сграффито, пастилаж.

1-лощение - всю поверхность керамического изделия или отдельные его участки натирают почти до зеркального блеска голышом, полировальной косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком и т. п.

2- налепные узоры – приставные детали к форме (жгуты, катыши и тд) из той же массы, что и само изделие.

3- гравировка - узоры, прочерченные на поверхности глиняного изделия всевозможными палочками, вырезанными из твердой древесины или кости.

4- пальцевые защипы - вид тиснения, где основные, и единственные, инструменты, которыми оно выполняется, — это пальцы рук.

5- тиснение – декорирование накатками, фактурными предметами, лентами, шнурами и тд.

6- процарапывание – линейный рисунок, нанесённый острым предметом.

7- ангобирование - частичное или сплошное покрытие «сырца» беложгущейся или цветной глиняной суспензией – ангобом.

8- томление - В конце обжига в гончарный горн кладут смолистые сосновые дрова, горящие коптящим пламенем, ненужное тряпье, сырой навоз и траву, от которых возникал густой черный дым. После томления посуда выходила из горна глубокого черного цвета, только лощеные узоры на бархатистом фоне отливали металлическим блеском с синевой, как у вороненой стали.




9- пастилаж – В резиновую грушу встав­ляют оттянутую с одного конца стеклянную трубочку (или гусиное перо). Кончик сжатой груши оку­нают в шликер (ангоб) и набирают его. При соприкосновении с сырой поверхностью черепка белый или окрашенный шликер оставляет рельефный след, который и образует рисунок, если равномерно проводить грушей по поверхности изделия.

10- фляндровка - на изделии, которое установлено на турнетке, с помощью рожка, груши отводятся пояса различного цвета ангобами, которые соприкасаются друг с другом. Затем мастер быстрым движением (при круговом вращении турнетки) рассекает эти полосы специально заточенной палочкой или толстой иглой, проводя ряд вертикальных, ритмично чередующихся линий. При этом вязкая ангобная масса сдвигается острием иглы, образуя зигзагообразные волнистые линии, расположенные симметрично по окружности изделия.

11- мраморизация - в разные места наносят пятнами несколько окрашенных шликеров, причем пятна можно смешать с небольшим наплывом одного на другое, легко наклоняя изделие в разные стороны, сразу же после нанесения пятен, пока шликер не впитался в массу.

12- роспись – свободная роспись ангобами.

13-резерваж - Рисунок наносится на материал, например, салом или воском. Затем декорируемое изделие обливают ангобом. В силу того, что последний не пристаёт к жирной поверхности, после обжига на ангобном фоне получается рисунок, который был выполнен жировым веществом, подчёркивающий цвет основного материала.



14- сграффито- Эта техника осуществляется путем процарапывания рисунка острым инструментом сквозь подсушенный ангоб до весьма контрастного выявления основного цвета черепка

15– подглазурная роспись – роспись утильного изделия подглазурными красками

16 Золочение – покрытие поверхности утильного изделия препаратами драгоценных металлов (золота в данном случае)

17 Серебрение - покрытие поверхности утильного изделия препаратами драгоценных металлов (серебра в данном случае)

18. Надглазурная роспись - роспись политого изделия надглазурными красками







Сейчас читают про: