Въездного туризма в Беларуси нет? (статья 2006 года)

В прошлом году белорусское государство решительно взялось за проблему малочисленности въездного турпотока, в приказном порядке обязав всех туроператоров заниматься инкамингом (въездом). Уже по итогам 2005 года видно, что государство своего добилось. Оно хотело видеть рост статистических показателей по въезду интуристов? Оно этот рост увидело. Страна двигается даже с опережением самых оптимистических прогнозов. По сравнению с 2004 г. количество прибывших в Беларусь туристов увеличилось более чем на треть - с 67 тысяч почти до 100 тысяч человек. Динамика замечательная. Однако что стоит за статистикой? Каким качественным переменам была подвергнута туристическая отрасль? Как выглядят новые схемы для обслуживания увеличившегося турпотока? Где, наконец, тот турпродукт, на основе которого произошел столь впечатляющий статистический скачок?

Как продать Беларусь?

Ясно, что, говоря о туристическом потоке, мы в большей степени имеем в виду организованные группы интуристов и в меньшей - индивидуалов. Организацией приема тех и других занимаются туристические компании. На сайтах Министерства спорта и туризма и Нацагентства по туризму можно обнаружить несколько десятков фирм, готовых позиционировать себя как специалистов по инкамингу. Но ни для кого не секрет, что лидерами являются 4 компании: "Вокруг света", "Внешинтурист", "Белинтурист" и "СМОКтрэвел". Недавно была озвучена цифра: данные компании держат 25% этого небольшого, но все-таки рынка. Хотя, что касается рынка организованных групп иностранных туристов, то здесь, по мнению профессионалов, на долю четырех лидеров приходится не менее 85%. Причины лидерства в целом вполне объяснимы: три первые из названных компаний имеют солидный опыт и прочные традиции работы во въездном туризме. "СМОКтрэвел" (компания, у которой нет "интуристовского" прошлого) заняла хорошие позиции в большей степени благодаря технологичности выбранной схемы: фирма является представителем "Американ экспресс" в Беларуси - мирового бренда, услугами которого традиционно пользуются путешественники по всему миру.

Любопытно, что приблизительно до 2000 года государство практически не обращало внимания на въездной туризм. Нормативная регламентация в основном шла по линии отдельных ведомств (пограничники, таможенники и т.д.), но никаких общих процессов, даже на уровне деклараций, не происходило. Государство ничего не делало для развития въезда, но и не мешало.

Впервые державная опека проявилась в 2001 г., когда свет увидел документ об обязательном страховании въезжающих иностранных туристов. До сих пор все, кто имеет отношение к организации приема в Беларуси, ничем, кроме лоббирования интересов страховых компаний, данный шаг объяснить не могут. Ведь никакого практического смысла это страхование не имеет. Иностранцы пересекают границу, имея страховые полисы своих компаний, готовых присылать за своими клиентами вертолеты и самолеты в случае форс-мажора или болезни. К тому же долгое время после введения обязательного страхования белорусские учреждения здравоохранения понятия не имели, по какой схеме обслуживать заболевшего интуриста: в лучшем случае, по доброте своей, лечили бесплатно, безо всяких страховок, как обычного гражданина.

Негативный эффект от введения обязательного страхования въезжающих в Беларусь гостей проявился в том, что это еще более затруднило процедуру въезда. Страхование, как правило, происходит на границе, где открыты специальные пункты. На приобретение и заполнение полисов (в которых иностранцы к тому же не видят смысла!) требуется время. Чтобы застраховать группу иностранцев, иногда требуется несколько часов. Порой зарубежные гости прибывают в такое время суток, когда страховые пункты не работают. В этом случае пограничник впускает туриста в страну, но с пометкой, что страховки нет. Ее обязательно нужно будет приобрести в течение пребывания в Беларуси, иначе не выпустят.

Представим себе, что иностранец приехал к нам с познавательными целями всего на несколько дней. На что он будет тратить драгоценное время? На осмотр достопримечательностей? На прогулки по городу? На знакомство с чудесными белорусскими девушками? Отнюдь! Он будет страховаться и (если остановился не в гостинице) регистрироваться…

Дурные слухи расходятся быстро. Благодаря таким непонятным шагам, как обязательное страхование, и зарубежные турфирмы, и обычные туристы хорошо знают, каково это - въезжать в Беларусь. Однако если первый взгляд государства на въездной туризм был брошен искоса и вскользь, то в прошлом году на инкаминг посмотрели в упор и сурово. На то, что выезд многократно превышает въезд, пеняли всегда. Но далее поношения "классово чуждого" выездного туризма дело не шло. Что случилось в прошлом году - можно только догадываться. Возможно, в стране ощутимо пошатнулся валютный баланс. Во всяком случае, государство заявило, что более не намерено сквозь пальцы смотреть на сплошной вывоз валюты за рубеж без ощутимой компенсации по линии ввоза денег встречным потоком туристов.

В связи с этим все белорусские туроператорские компании обязаны теперь заниматься въездным туризмом.

Что конкретно принесло это директивное решение въездному туризму?

Одно из главных последствий касается работы с гостиницами. Сегодня белорусские базы всем фирмам дают одинаковые цены. Туристические компании, не специализирующиеся на въездном туризме и в силу своей специфики не нацеленные на прием как на бизнес, готовы предлагать зарубежным партнерам размещение по себестоимости и даже в ущерб себе, лишь бы добыть туристов для отчетности и сохранить туроператорскую лицензию. Такое вынужденное антирыночное поведение (турфирмы хотят жить и, как любые предприниматели, заниматься тем, что приносит деньги) исподтишка, исподволь уже ломает тот хрупкий рынок, который худо-бедно сложился к этому времени. Партнеры за рубежом недоумевают - что с ценами? Хороших гостиниц мало. На рынке начинается натуральная драка. Но зато все туроператоры занимаются въездным туризмом! И статистика не подкачала.

Впрочем, нельзя упускать из виду, что въезд в Беларусь туристов из США и Западной Европы не вырос. Увеличилось количество российских туристов. Понятно, что эта тенденция находится в контексте, связанном с политической ситуацией в стране.

Но как бы ни был чреват последствиями и в перспективе пагубен принудительный инкаминг, окончательно добьет въездной туризм, считают специалисты, вовсе не он, а простая и невзрачная, по качеству сравнимая с папиросной, бумага под названием "ваучер". Этот документ нового образца, введенный в обращение по инициативе Министерства по налогам и сборам 1 января 2006 г., меньше всего увязывается с государственной концепцией приоритетного развития въездного туризма. Ваучер в его настоящем виде - это бомба замедленного действия под любой турфирмой, которая намерена сколько-нибудь серьезно заниматься въездным туризмом.

Группового ваучера больше не существует. Получить на ваучере требуемую подпись каждого интуриста частенько или не представляется возможным или связано с такими хлопотами и издержками, что легче отказаться от туриста, чем принять его. Ваучер - ценная бумага. Чтобы передать этот документ за границу, не нарушая законов, его надо затаможивать и, соответственно, растаможивать. Указать реальную стоимость тура в ваучере невозможно, поскольку белорусские компании устанавливают цены нетто, а комиссию набрасывает зарубежный партнер. Вся эта "кухня" никак не касается клиента и, по законам бизнеса, должна быть скрыта от него, а вот для налоговой инспекции внутрикорпоративные расчеты выглядят как полная чехарда и хороший повод для того, чтобы штрафовать и штрафовать… Уже есть случаи, когда фирмы просто отказываются принимать группы туристов. "Министерство по налогам и сборам ожидает от введения ваучера валютного всплеска в бюджете? Великолепно! - говорят в туркомпаниях. - Только почему подобные нововведения остаются безымянными? Пусть назовут авторов! Государство будет знать, с кого спросить, когда въездной туризм рухнет окончательно. А если радужные надежды оправдаются, чиновникам нужно будет дать б-о-о-льшие премии!"

Что продавать в Беларуси?

Запутанные схемы приема, бумажная волокита, проблемы на границе. Все так. Но, как ни странно, вовсе не эти обстоятельства являются самыми важными, когда речь идет о въездном туризме в Беларуси.

"Я бы хотел смотреть в корень проблемы, - говорит директор одной из компаний, специализирующихся на въездном туризме. - Что мы продаем? МЫ ПРОДАЕМ ПЯТЬ ГОСТИНИЦ ГОРОДА МИНСКА. В Беларуси не существует турпродукта и туруслуг. Въездной туризм в нашей стране - это фикция. Есть какие-то небольшие естественные потоки туристов, которых мы размещаем в гостиницах. Кроме этих нескольких отелей, нам предложить нечего. Сегодня более-менее реален только транзитный туризм. Это автобусные группы, которые направляются в Россию и на сутки останавливаются в Минске. Причем этот турпродукт в свое время был создан не нами, а коллегами из России. Правда, в связи с формальностями на белорусской границе транзитники все чаще предпочитают двигаться через Прибалтику либо вовсе лететь в Москву самолетом".

Фраза "нам нечего продавать" на первый взгляд выглядит довольно странно. Приехали! Как нечего? А Мирский замок? А прекрасная нетронутая природа, нацпарки и заповедники? А горнолыжные комплексы?..

Теперь представьте себе, что все это по отдельности преподносится как приманка для избалованного всевозможными чудесами света туриста. Ехать за тысячу километров, чтобы посмотреть несколько полуотреставрированных замков, вокруг которых ничего нет? Разве сопоставимы в этом случае затраты со впечатлениями от нескольких (пусть и старинных!) стен?! Дикая природа, будем откровенны, привлекает ученых, ботаников и орнитологов, но отнюдь не массового туриста, которому нужен комфорт и развлечения. И вряд ли найдется мотивировка, которая принудит интуриста высидеть стандартный 10-дневный тур на Нарочи, пусть даже и в комфортных условиях. Что касается наших так называемых горнолыжных курортов, то нельзя забывать, что зимнего туристического сезона в Беларуси нет. 95% интуристов приезжают к нам с мая по октябрь. А показывать зарубежным гостям лыжные комплексы летом - это, м-м-м, согласитесь…

Странным, на опытный взгляд профессионалов турбизнеса, выглядит и непомерное упование государства на агротуризм. В настоящее время готовится даже специальный высочайший указ в поддержку сельского туризма - вероятно, с серьезной надеждой на то, что данный вид туризма компенсирует те отклонения от нормы, от общемировых туристических тенденций, которые мы себе позволили и которые, судя по всему, и не собираемся исправлять. Понятно, что агротуризм приемлем для государства, потому что, как говорится, дешево и сердито. При этом абсолютно не принимается в расчет, что нигде в мире сам по себе агротуризм не является турпродуктом для массового потребления. Допустим, в год 200-300 иностранцев побывают в белорусских усадьбах. Хорошо. Но вряд ли это можно назвать панацеей. Агротуризм, отдых в усадьбах - это даже не бизнес. Это просто способ существования (и надо сказать - весьма достойный!) хозяев этих усадеб. Маленькое семейное дело с благородным гуманитарным подтекстом. Но невозможно привезти группу иностранцев в страну, прельстив их рассказом о том, что они долго будут жить в обычном деревенском домике, с утра до вечера любоваться незатейливыми белорусскими пейзажами, а по вечерам в качестве аттракции либо хлестать водку после бани, либо доить корову.

Так что же получается - Беларуси нечего предложить зарубежным гостям, и на въездном туризме можно ставить крест? Конечно, нет!

Нам есть что показать, но все наши прелести, увы, существуют в виде отдельных неудобопоказуемых сегментов. Это все равно, что предлагать покупателям в качестве средства передвижения отдельно руль, колеса, пару сидений… А где же наш автомобиль? Где наш сверкающий, отполированный турпродукт с хорошо отлаженным механизмом и приемлемой, просчитанной, разумной ценой? То, что не могут или не хотят осмыслить и сделать реальностью государственные мужи, от которых зависят политика и экономика в стране, давно поняли профессионалы по въездному туризму, да и, думается, многие опытные чиновники тоже.

"За все годы независимости Беларуси в стране так и не появился настоящий турпродукт, - сходятся во мнении руководители туристических компаний. - В то же время мы неоднократно указывали на схему его создания. Специалисты четко определяют маршрут - например, обзорный тур по богатой историческими памятниками Западной Беларуси плюс, естественно, Минск. Максимальное расстояние между городами - 300 км. Иностранцы не могут 5 часов ехать без остановки. Значит, нужно продумать, где построить рестораны, трактиры, сувенирные лавки. Банальный вопрос - нужны туалеты. Ни на одной белорусской трассе нет благоустроенных туалетов. Отреставрировать памятник - этого мало. Обязательно надо привести в порядок прилегающие территории, округу. Чтобы туристы не скорбели у стен замка в Мире или Фарного костела в Несвиже. Необходимы хорошие, европейского уровня кафе, магазинчики, уличные музыканты, народные умельцы, которые занимаются своим промыслом прямо на глазах туристов. И вот когда маршрут будет досконально рассчитан по минутам и километрам, когда каждый новый объект инфраструктуры (а их нужно довольно много!) найдет в общей схеме свое место и жесткую мотивировку - вот тогда нужно объявить тендер на строительство новых конкретных объектов (гостиниц, ресторанов, магазинов, парковок, сувенирных лавок и т.д.) и обязательно предоставить серьезные налоговые преференции. Государство должно сказать: "Ребята, разбирайте! Вкладывайте и обогащайтесь. Вместе с вами будет обогащаться вся страна!" При таких условиях можно довольно быстро создать замечательный 7-дневный тур по Беларуси, с которым не стыдно выйти на туристические выставки в Лондоне, Берлине, Вильнюсе или Варшаве. Когда несколько базовых маршрутов будет готово, вот тогда турфирмы начнут фантазировать: а почему бы не отклониться от основного маршрута и не заехать на денек в колоритную агроусадьбу? Или, в случае хорошей погоды, не махнуть на Нарочь, чтобы погонять на скутерах? Наши заповедники - это круто. Агротуризм - прелестно. Горнолыжные комплексы - замечательно. Но в отдельности, к сожалению, все это мало чего стоит. Объекты должны быть обыграны и правильно преподнесены. Во всем мире туризмом совместно занимаются турбизнес, государство и частные инвесторы. А мы продолжаем игнорировать здравый смысл".

Что дальше? (в качестве эпилога)

Если кардинально ничего не поменяется, то предугадать будущее белорусского инкаминга, в общем-то, несложно. Без сомнения, будет плановый рост статистики. Найдутся умные головы, которые придумают, как одних и тех же туристов посчитать 10 или, если потребуется, 20 раз. Через 5 лет Беларусь выйдет на желанные сотни тысяч туристов. Правда, бюджет в реальности от этого ничего не получит. А весь инкаминг для турфирм будет сводиться к тому, чтобы, используя свои связи, добраться до крупненьких, выгодных заказов, связанных с размещением делегаций или, скажем, спортивных болельщиков, и как-нибудь продержаться на плаву.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: