Понятие, структура, виды профессионального общения юриста

Общение — тонкий, многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов, обусловлены совместной жизнью, деятельностью людей, их отношениями, которые складываются по самым различным поводам.

Можно сказать, что общение — особый, самостоятельный вид профессиональной деятельности юриста, особенно когда речь идет о допросе, судебном рассмотрении дела и т.п.

Говоря о профессиональном общении юристов, необходимо подчеркнуть одну важную особенность: оно нередко протекает в особом процессуальном режиме с соблюдением определенных, строго очерченных форм коммуникации, таких, например, как прием заявлений у граждан (ст. 141 УПК РФ, ст. 133 ГПК РФ); допрос в ходе предварительного следствия (ст. 187—-191 УПК РФ); допрос в суде при рассмотрении уголовных дел (ст. 275, 277, 278, 282 УПК РФ), допрос и получение соответствующих объяснений у лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве (170, 174, 177—180 ГПК РФ); судебные прения сторон, обмен репликами, произнесение последнего слова подсудимым (ст. 294—295 УПК РФ); судебные прения, обмен репликами сторон в судебном заседании при рассмотрении гражданско-правовых споров (ст. 190 ГПК РФ).

Особые вид и режим процесса профессиональной коммуникации предусмотрены законодателем и при вынесении приговора по уголовным делам (ст. 296—313 УП К РФ), в ходе принятия решения по гражданско-правовым спорам (ст. 194 —214 ГПК РФ).

Необходимо учитывать в профессиональном общении юриста не только его процессуальные (допрос, очная ставка и т.д.), но и не процессуальные формы, в основе которых лежат принятые в обществе, в той или иной социальной среде правила речевого поведения, устойчивые этикетные формулы обращения, отражающие внешние проявления отношения любого человека к окружающим его людям, различным социальным ценностям. В контексте подобных весьма распространенных случаев общения следует говорить о не процессуааьном общении юриста. В структуре общения юриста выделяются три его непременные составные части:

1)коммуникативная сторона, состоящая в обмене информацией между людьми;

2)перцептивная сторона, т.е. процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения и установления на этой основе взаимопонимания между ними;

3)интерактивная сторона, заключающаяся в организации взаимодействия, совместных действий (деятельности) партнеров общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: