Основная. Гилинский Я.И. Криминология

Гилинский Я.И. Криминология. СПб.: Питер, 2002. Гл. 1.

Иншаков С.М. Криминология. М., 2000. Гл. 1.

Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2004. Гл. 1.

Криминология: Учебник / Под ред. А.И. Долговой. М., 2002. Гл. 1–2.

Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова и Н.М. Кропачева. СПб., 2004. Гл. 1.

Дополнительная

Гилинский Я.И. Криминология. М., 1992. Гл. 1.

Долгова А.И. Преступность и общество // Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом. М., 1992. Вып. 3.

Иванов Л.О., Ильина Л.В. Пути и судьбы отечественной криминологии. М., 1991.

Иншаков С.М. Криминология. СПб., 1992. Гл. 1.

Криминология: Учебник. М.: МГУ, 1994. Гл. 1.

Криминология: Учебник. М.: Инфра М-Норма, 1997. Гл. 1. § 1, 4, 5.Гл. 2. § 1–4.

Криминология: Учебник. М.: Юристъ, 1995. Гл. 1, 2.

Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. СПб., 1999. Гл. 1.

Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992.

Методические указания

Настоящая тема является вводной, предваряющей изучение данного предмета, дает общее представление о криминологической науке, ее методологических основах, основных проблемах, которые она изучает, о соотношении криминологии с другими науками. Знакомство с этой темой подготовит к изучению последующих тем курса, облегчит их усвоение.

Чтобы составить правильное представление о криминологической науке, следует исходить из существования двух основных направлений борьбы с преступностью: уголовно-правового («репрессивного») и собственно криминологического (профилактического). Содержание последнего направления, его отличие от уголовно-правового определяет суть и содержание криминологии как научной основы предупреждения преступности. Понятие криминологии нельзя ограничивать описанием изучаемого ею предмета, а следует выделить те закономерности, раскрытие которых составляет главное содержание криминологии как науки.

Рассматривая предмет криминологии, наряду с основными его элементами (преступность, причины преступности, лица, совершившие преступления, предупреждение преступлений) следует иметь в виду и иные вопросы, изучаемые криминологией в связи с проблемами, составляющими основное содержание ее предмета (история криминологической науки, методика криминологических исследований, прогнозирование преступности и др.). Особое значение имеет вопрос об отнесении к предмету криминологии сопутствующих преступности иных антисоциальных («фоновых») явлений – пьянства, алкоголизма, наркомании, токсикомании, аморальных проявлений, семейно-бытовых конфликтов и т.п.

Важное значение имеет вопрос о методологических основах криминологической науки. Опираясь на полученные при изучении курса философии знания об основных закономерностях социального развития, функционирования общества, следует понять, как философские, социологические категории, закономерности применяются в криминологии, являясь исходными позициями при изучении преступности, ее причин, лиц, совершивших преступления, и методов предупреждения преступлений.

Чтобы составить правильное и полное представление об изучаемой науке, надо сопоставить ее с другими науками, определить ее место в общей системе научных знаний. В связи с этим прежде всего характер криминологии как науки, связанной с социологией и правом; соотношение криминологии с различными отраслевыми юридическими науками, в особенности
с уголовным правом, иными общественными и естественными науками. Следует учитывать, что в криминологии применяются как методики анализа, используемые другими науками, так и данные, касающиеся ее проблематики. Криминология не только пользуется данными других наук, но и сама обогащает и вооружает другие науки выводами и положениями, часто весьма существенными для них. Все эти вопросы должны быть усвоены на конкретных примерах соотношения криминологии с другими науками.

Залогом успешного изучения криминологии, интереса к ней является понимание того значения, которое имеют криминологические знания для успешной практической деятельности органов внутренних дел. Разбираясь в этом вопросе, необходимо оценивать особое значение профилактического направления воздействия на преступность в условиях происходящего ныне социального обновления всех сторон нашей общественной жизни, отказа от командно-репрессивных методов регулирования общественных отношений, признания приоритета общечеловеческих ценностей и прав личности, гуманизации законодательства и демократизации государственных органов.

Контрольные задания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: