2.2.1. Причинами происхождения аварий на магистральных трубопроводах являются:
дефекты материала (труб, фасонных изделий, арматуры и др.);
коррозия;
брак строительно-монтажных работ;
механические повреждения при производстве работ вблизи трубопровода;
ошибки эксплуатационного персонала;
стихийные явления (землетрясения, наводнения, оползни и т.п.);
действия сторонних организаций;
действия физических лиц.
2.2.2. Способы обнаружений аварий на магистральных нефтепродуктопроводах подразделяются на:
визуальные (по выходу перекачиваемого продукта на поверхность; обнаруживаются либо при контрольном обходе специальными патрульными группами, либо работниками других служб трубопровода, а также посторонними лицами);
специальные автоматизированные системы обнаружения аварий;
косвенные (по изменению технологических параметров перекачки: падению давления, снижению производительности и т.п.).
2.2.3. В зависимости от расположения дефектов на трубопроводе аварии подразделяются:
|
|
по основному металлу труб;
в сварных соединениях (продольный или поперечный швы);
на запорной арматуре;
на устройствах трубопровода (вантуз, отборы давления, указатель прохождения средств очистки и диагностики).
2.2.4. По условиям трассы и климата (аналогично характеристике участков трубопровода) аварии происходят на:
равнинных участках трассы;
переходах через препятствия;
болотистых участках трассы;
горных и скальных участках трассы;
подводных участках трубопроводов.
2.2.5. Последствия аварий всех видов в зависимости от тяжести разделяются на три категории.
2.2.5.1. К последствиям 1 категории относятся аварии, приведшие:
- к смертельному случаю или травматизму с потерей работоспособности или групповому травматизму;
- к воспламенению нефтепродукта или взрыву его паров;
- нарушению работоспособности объекта МНПП более 24 часов или потерям перекачиваемого продукта в окружающую среду свыше 100 куб. м.
2.2.5.2. К последствиям 2 категории относятся аварии, приведшие к нарушению работоспособности объекта МНПП от 8 до 24 часов или потерям перекачиваемого продукта в окружающую среду от 10 до 100 куб. м.
2.2.5.3. К последствиям 3 категории относятся аварии, приведшие к нарушению работоспособности объекта МНПП от 0,5 до 8 часов или потерям перекачиваемого продукта в окружающую среду от 1 до 10 куб. м.
2.2.6. Нарушение герметичности трубопровода, не подпадающее под определение аварии, классифицируется как повреждение.
Организация производства АВР
3.3.1. С момента получения сигнала об аварии должно быть организовано выполнение мероприятий плана ликвидации возможных аварий, которое осуществляются в три этапа.
|
|
Этап 1. Поиск места аварии и определение ее характера. Организует и отвечает за его выполнение начальник ЛПДС или руководитель подразделения, за которым закреплена трасса.
Этап 2. Сбор, выезд и доставка персонала и технических средств АВС к месту производства восстановительных работ. Ответственным исполнителем является начальник АВС.
Этап 3. Организация и выполнение аварийно-восстановительных работ на трубопроводе. Ответственный - назначенный приказом (распоряжением) по АО или ПО АО из числа руководителей АО, ПО АО, АВС, ЛПДС, ПС.
До начала аварийно-восстановительных работ ПО АО их руководителем должны быть уточнены и доведены до сведения каждого работника конкретные обязанности, объемы и сроки предстоящих работ, меры техники безопасности и пожарной безопасности, а также действия на случай возможных обвалов, осыпей, селей и др. опасных явлений. При необходимости назначается ответственное лицо за выполнение работ по локализации и сбору нефтепродукта.
4. ПРОИЗВОДСТВО АВАРИЙНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ