Ключевые слова. Управление, организация, цель, мотивация, группа, оценка деятельности, система, системный подход, ситуационный подход

Управление, организация, цель, мотивация, группа, оценка деятельности, система, системный подход, ситуационный подход, процессный подход.

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"


Часть1. Глава 1. Психология управления — самостоятельная научная дисциплина

Глава 1. Психология управления —

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1.1. Цкли, задачи, содержании, сшщифика психологии управления. Сня;н> с другими науками. Методологические подходы

Управление является древнейшей областью человеческой деятельности Оно существует столько, сколько люди живут и трудятся сообществами. Только благодаря скоординированным действиям люди могли развиваться и создавать огромные материальные и социальные ценности.

До начала XX века управление не считалось самостоятельной областью научного исследования Однако с появлением книги Фредерика Уинслоу Тейлора "Менеджмент" или "Управление фабрикой" (1911 г) были выделены основные принципы управленческого труда/1/

В 20-е годы известный французский инженер, управляющий гигантской добывающей и металлургической компании Анри Файоль предложил последовательную систему принципов менеджмента Его считают основателем науки "менеджмента" Книга А Файоля "Основы менеджмента", опубликованная в 20-х гг, стала классической /2/

Благодаря А Файолю управление стали считать особой специфической деятельностью В этой связи возникла особая прикладная междисциплинарная наука — "психология управления".

Прежде чем обратиться к эволюции управленческой мысли, определим основные понятия, которыми оперирует психология управления

Основные понятия психологии управления

УПРАВЛЕНИЕ — совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ее синонимами являются поня-
тия "менеджмент", "организационная психология", "психология
организаций"            

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ- 72035, 70855, 71852


В. А. Розанова

Американцы дают такое определение сущности управления "Делать что-то руками других".

МЕНЕДЖМЕНТ — это управление, руководство, дирекция, администрация.

В основе понятия менеджмент лежит английский глагол "to manage", что в переводе на русский язык означает "управлять"

Менеджер это субъект, осуществляющий управленческие функции Слово "менеджер" уже давно прочно вошло в практику зарубежного управления. Важным практическим принципом в менеджменте является следующее утверждение- "Кто управляет — не производит, кто производит — не управляет" (по В. Зигерту и Л Ланг) /3/.

Современные немецкие исследователи проблем управления В. Зигерт и Л. Ланг дают такое определение управления "Управление — это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем" /3/

Известный американский ученый П Друкер также дает определение понятию "управление". С его точки зрения "управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу" /4/.

ОРГАНИЗАЦИЯ — 1. Структура, в рамках которой проводятся определенные мероприятия для достижения определенных значимых целей 2 Одна из функций управления

Для того чтобы группа могла называться организацией, необходимо выполнение нескольких обязательных требований. К ним относятся:

а) наличие по меньшей мере двух людей, которые считают себя членами этой группы,

б) наличие хотя бы одной цели как конечного состояния или результата, которую принимают как общую для всех члены этой группы;

в) существование членов группы, которые сознательно и намеренно работают сообща для достижения значимой для них всех цели /13/

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"


Часть!. Глава 1. Психология управления — самостоятельная научная дисциплина

Приведенные требования были высказаны одним из классиков зарубежного менеджмента Ч. Барнардом в 30 —40 гг, который первым дал определение организации /18/.

Отправным пунктом управления является постановка организационных целей. Применительно к организации Цель — это конкретное состояние или искомые результаты, которые достигаются совместными усилиями работников, объединенных в группы.

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ - это часть комплексной науки управления

ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ - разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ - деятельность руководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческих функций

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ - разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: