Основание

Факультет «Экономики и финансов»

Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры Национальной и региональной экономики «_____»_________________2013г. Протокол №__ Зав. кафедрой_________ С.Г. Тяглов УТВЕРЖДАЮ Декан факультета д.э.н., профессор _________ М.Ю. Денисов «_____»_________________2013 г.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

цикла Б3.Б.10

направления 080500 «Бизнес информатика»

Составитель

ст.преподаватель (подпись) Л.П. Туриченко

Ростов-на-Дону

СОДЕРЖАНИЕ

1. Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»  
   
2. Краткое изложение программного материала (сокращенный курс лекций)……….………………………………………………………………………  
   
3. Методические указания по изучению дисциплины……………………………  
   
4. Методические указания (рекомендации)………………………………………. 4.1. Методические рекомендации по выполнению рефератов………………….. 4.2. Методические рекомендации по самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям …………………………………………………………….  
   
5. Контроль знаний (тесты, вопросы для зачета) ……………...............................  
5.1. Тесты для контроля знаний по курсу………………………………………...  
5.2. Вопросы для подготовки к зачету по курсу………………………………….  
   
6. Сведения о ППС ……………………………………… ………………………..  
   
7. Деловые игры и хозяйственные ситуации, используемые при проведении практических занятий ……………………………………………………………..  
   
8. Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе… ………………………………………………………  
   
9. Глоссарий ………………………………………………………………………...  

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.Б.10 «Безопасность жизнедеятельности»

(индекс дисциплины по учебному плану) (наименование дисциплины)

НАПРАВЛЕНИЕ

080500 «Бизнес информатика»

(код) (наименование)

ПРОФИЛЬ

нет

(код) (наименование)

ФАКУЛЬТЕТ   Экономики и финансов
КАФЕДРА   Национальная и региональная экономика

(код) (наименование)

ОБЩИЙ ОБЪЕМ* работы студента в час. ФГОС уч. план Очная форма Заочная форма
    4г 00м 5г 00м 3г 06м (в) 3г 06м (с)
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:        
- лекций, по семестрам        
1 сем. 1 курс    
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам        
       
- практические занятия, по семестрам        
1 сем. 1 курс    
В интерактивной форме, час        
Всего самостоятельной работы, час, в том числе:        
- контрольные работы по семестрам        
- курсовые работы по семестрам        
- курсовые проекты по семестрам        
- др. виды работы по семестрам     переат. переат.
Зачеты, по семестрам, час 1 сем. 1 курс, 9 часов 1 курс 1 курс
Экзамены, по семестрам, час        
Всего ЗЕТ по учебному плану    

* Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.

ОСНОВАНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 «Бизнес-информатика» (квалификация (степень) бакалавр) утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. N 27; Учебный план подготовки бакалавра по профессионально-образовательной программе направление 080500 «Бизнес-информатика» одобрен Ученым советом вуза 27.02.13 г протокол № 7______________________________________________

Нормативные документы и реквизиты (ФГОС, ПрООП, Учебный план, и др.)

АВТОР ст.пр.   Л.П.Туриченко  
(ученая степень, звание, должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

Кафедрой Национальной и рег.эк-ки   С.Г. Тяглов  
(наименование) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)
Методическим советом направления   Д.Н. Карасев  

(подпись) (Ф.И.О.) (дата)

Учебно-методическим управлением   Е.А. Иванова  
  (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом требований ФГОС)

Целью изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является ознакомление студентов с принципами обеспечения взаимодействия человека со средой обитания (как природной, так и техногенной), получение информации о последствиях воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов среды обитания, принципах их идентификации и предупреждения, ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, методах и средствах оказаний первой медицинской помощи. В процессе преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» решаются задачи получения студентами следующих знаний: · изучение современных состояний и негативных факторов среды обитания, принципов их идентификации; · рассмотрение принципов безопасности взаимодействия человека со средой обитания; · изучение основ анатомо-физиологических механизмов воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; · систематизация средств и методов повышения безопасности технических средств и технологических процессов, основ проектирования и применения экобиозащитной техники; · изучение методов исследования устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в ЧС; · получение понятия о мероприятиях по защите населения и производственного персонала объектов экономики в ЧС и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; · приобретение основных навыков адекватного поведения и оказания первой помощи при ЧС мирного и военного времени.

1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Обучающийся должен знать основные виды негативных факторов среды обитания и последствия их воздействия на человека, правила поведения и основные способы защиты в ЧС, приемы оказания первой помощи пострадавшим, способы само- и взаимопомощи, правила пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты с целью предупреждения поражения населения, максимального снижения степени воздействия поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени.
Обучающийся должен уметь проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий в соответствии с нормативными требованиями; эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в ЧС и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Обучающийся должен владеть проблемами обеспечения безопасности жизнедеятельности в различных аспектах – в зависимости от конкретных задач, которые будут решаться будущими специалистами.
У обучающегося должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) - владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).

1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих и предшествующих дисциплин Перечень последующих дисциплин, видов работ
Экология Раздел: Качество окружающей среды и экологическое нормирование. Источники загрязнения окружающей среды Концепции современного естествознания

2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) ПГ
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения  

Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».

2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Очная форма обучения    
      Лекции    
1-4     Модуль 1. «Введение в дисциплину Безопасность жизнедеятельности»    
1-2 3-4     Тема. «Введение в дисциплину. Цель, задачи, основные понятия. Классификация опасных и вредных факторов» Тема. «Анатомо-физиологические механизмы обеспечения безопасности и защиты человека от негативных воздействий: нервная система, условные и безусловные рефлексы, анализаторы, иммунитет. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности» М,Д,Э М,Д,Э ОК-15 ОК-15
5-8     Модуль 2.. Воздействие негативных физических и химических факторов на человека и среду обитания    
5-6     Тема. «Характеристика естественного освещения. Микроклимат и терморегуляция. Механические колебания. Ультразвук. Действие электрического тока на организм человека. Атмосферное давление. Виды излучения и их влияние на организм человека». М,Д,Э ОК-15
7-8     Тема. «Химические факторы среды обитания- естественные и антропогенные. Понятие о биогеохимических провинциях и причинах их формирования; геохимические заболевания. Источники загрязнения окружающей среды антропогенными химическими факторами. Понятие о нормировании опасных и вредных факторов: ПДК, ПДУ, ОБУВ, ПДВ, ПДС, ДОК и т.д.» М,Д,Э ОК-15
9-14     Модуль 3. Экологические основы безопасности в окружающей среде.    
9-10     Тема.«Учение о биосфере. Основные понятия экологии: среда обитания, экологические факторы и их классификация; понятие об ограничивающих факторах; экологическая валентность. Особенности человека, как биологического вида, имеющего всесветное распространение. Круговорот веществ в биосфере. Человек как звено в экологической цепи. Понятие об экологической пирамиды». М,Д,Э ОК-15
11-12     Тема. «Понятие об адаптации и акклиматизации; адаптивные типы людей; роль акклиматизации в сохранении здоровья и работоспособности человека; понятие о едином интегральном критерии качества среды обитания. Особенности антропоэкологических систем как среды обитания человека». М,Д,Э ОК-15
13-14     Тема. «Особенности техногенных систем как среды обитания человека. Региональные особенности формирования и регулирования среды обитания человека. Основы повышения безопасности среды обитания- экобиозащитные мероприятия.Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые и нормативно-технические вопросы безопасности. Экономические последствия и материальные затраты общества от увеличения риска во всех сферах жизнедеятельности» М,Д,Э ОК-15
15-18     Модуль 4. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях    
15-16     Тема. «Классификация ЧС мирного и военного времени. Оружие массового поражения. Организация защиты населения при ЧС и в очагах ОМП». М,Д,Э,П ОК-15
17-18     Тема. «Организация и способы оказания первой помощи в ЧС и ОМП». М,Д,Э,П ОК-15
      Практические занятия /семинары    
1-4     Модуль 1 «Введение в дисциплину Безопасность жизнедеятельности»    
1-2     Тема. «Введение в дисциплину. Цель, задачи, основные понятия. Классификация опасных и вредных факторов. Интегральный показатель безопасности жизнедеятельности. Э, ПБ, И ОК-15
1-2     Тема. Аксиома о потенциальной опасности и ее сущность. Понятия: опасность, опасные ситуации, опасные зоны: количественная оценка опасности; риск, методы оценки риска, принятые в международной практике». Э, ПБ, И ОК-15
3-4     Тема. «Анатомо-физиологические механизмы обеспечения безопасности и защиты человека от негативных воздействий: нервная система, условные и безусловные рефлексы, анализаторы, иммунитет. Э, ПБ, И ОК-15
3-4     Тема. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности. Умственный и физический труд, утомление и переутомление» Э, ПБ, И ОК-15
5-8     Модуль 2 «Воздействие негативных физических и химических факторов на человека и среду обитания»    
5-6     Тема. «Характеристика естественного освещения. Микроклимат и терморегуляция. Механические колебания. Ультразвук.» Э, ПБ, И ОК-15
5-6     Тема. Действие электрического тока на организм человека. Атмосферное давление. Виды излучения и их влияние на организм человека. Э, ПБ, И ОК-15
7-8     Тема. «Химические факторы среды обитания- естественные и антропогенные. Понятие о биогеохимических провинциях и причинах их формирования; геохимические заболевания.» Э, ПБ, И ОК-15
7-8     Тема. Источники загрязнения окружающей среды антропогенными химическими факторами. Понятие о нормировании опасных и вредных факторов: ПДК, ПДУ, ОБУВ, ПДВ, ПДС, ДОК и т.д Э, ПБ, И ОК-15
9-14     Модуль 3 «Экологические основы безопасности в окружающей среде»    
9-10     Тема.«Учение о биосфере. Основные понятия экологии: среда обитания, экологические факторы и их классификация; понятие об ограничивающих факторах; экологическая валентность» Э, ПБ, И ОК-15
9-10     Тема. Особенности человека, как биологического вида, имеющего всесветное распространение. Круговорот веществ в биосфере. Человек как звено в экологической цепи. Понятие об экологической пирамиды Э, ПБ, И ОК-15
11-12     Тема. «Понятие об адаптации и акклиматизации; адаптивные типы людей; роль акклиматизации в сохранении здоровья и работоспособности человека; понятие о едином интегральном критерии качества среды обитания..» Э, ПБ, И ОК-15
11-12     Тема. Особенности антропоэкологических систем как среды обитания человека Э, ПБ, И ОК-15
13-14     Тема. «Особенности техногенных систем как среды обитания человека. Региональные особенности формирования и регулирования среды обитания человека. Основы повышения безопасности среды обитания- экобиозащитные мероприятия.Управление безопасностью жизнедеятельности.» Э, ПБ, И ОК-15
13-14     Тема. Правовые и нормативно-технические вопросы безопасности. Экономические последствия и материальные затраты общества от увеличения риска во всех сферах жизнедеятельности Э, ПБ, И ОК-15
15-18     Модуль 4 «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях»    
15-16     Тема. «Классификация ЧС мирного и военного времени. Оружие массового поражения.» Э, ПБ, И ОК-15
15-16     Тема. Организация защиты населения при ЧС и в очагах ОМП Э, ПБ, И ОК-15
17-18     Тема. «Организация и способы оказания первой помощи при ЧС и в очагах ОМП: ранениях (правила наложения повязок и бинтования); кровотечениях; переломах; ожогах; электротравмах; шоке; комбинированных поражениях» М, П, Д, Э ОК-15

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Заочная форма обучения    
      Лекции    
      Тема. «Введение в дисциплину. Цель, задачи, основные понятия. Классификация опасных и вредных факторов» Тема. «Характеристика естественного освещения. Микроклимат и терморегуляция. Механические колебания. Ультразвук. Действие электрического тока на организм человека. Атмосферное давление. Виды излучения и их влияние на организм человека» Тема. «Учение о биосфере. Основные понятия экологии: среда обитания, экологические факторы и их классификация; понятие об ограничивающих факторах; экологическая валентность. Особенности человека, как биологического вида, имеющего всесветное распространение. Круговорот веществ в биосфере. Человек как звено в экологической цепи. Понятие об экологической пирамиды» М,Д,Э М,Д,Э М,Д,Э ОК-15 ОК-15 ОК-15
      Практические занятия Лабораторные занятия Семинары    
      Тема. «Характеристика естественного освещения. Микроклимат и терморегуляция. Механические колебания. Ультразвук. Действие электрического тока на организм человека. Атмосферное давление. Виды излучения и их влияние на организм человека». Э, ПБ, И ОК-15

2.2. Самостоятельная работа обучающегося - очная форма обучения

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
  5-6 1-18   Самостоятельное изучение отдельных тем курса: -Влияние на организм естественных и антропогенных физических факторов среды обитания: электрический ток, ионизация атмосферы, барометрическое давление, ионизирующие излучения (ОЛБ), шум, вибрация, УВЧ, СВЧ. Тематика рефератов: 1. Понятие о производственном микроклимате. Влияние перегревающего и охлаждающего микроклимата на организм работающих. 2. Идентификация опасных и вредных факторов в работе операторов ЭВМ. 3. Идентификация опасных и вредных факторов в деятельности служащего банка. 4. Идентификация опасных и вредных факторов машиниста электропоезда. 5. Понятие о производственном травматизме. Причины, последствия, предупреждение. 6. Понятие об эргономике. Цели, задачи. 7. Промышленная эстетика. Понятие, цели, задачи. 8. Естественные химические факторы среды обитания. Понятие о биогеохимических провинциях. 9. Методы оценки тяжести и напряжённости труда. 10. Основные анатомические и физиологические механизмы безопасности. 11. Понятие об анализаторах. Значение анализаторов для обеспечения безопасности жизнедеятельности. 12. Что такое иммунитет? Виды иммунитета. 13. 1 и 2 сигнальная система. Роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности. 14. Количественная оценка опасности. Понятия: риск, промышленный риск. 15. Классификация опасных и вредных факторов: естественные и антропогенные. 16. Техногенные системы, их экологическая характеристика. 17. Современные способы переработки и утилизации промышленных отходов. 18. Экономический и социальный ущерб от стихийных бедствий (на конкретном примере наводнения в районе Кав. Мин. вод). 19. Экономический и социальный ущерб от стихийных бедствий (на примере землетрясения в районе Нефтегорска). 20. Экономический и социальный ущерб от аварий и катастроф (на примере Чернобыльской аварии). 21. Правовые вопросы охраны окружающей среды (экологическое право). 22. Правовые вопросы безопасности жизнедеятельности (трудовое законодательство). 23. Современное состояние вопроса об уничтожении запасов химического оружия. 24. Региональный комплекс опасных и вредных факторов (на примере города Ростова-на-Дону). 25. Наиболее характерные проявления террора. Защита. Предупреждение. 26. Современные виды обычных вооружений; поражающее действие. 27. Антропогенные экосистемы. Трансформация загрязнений в окружающей среде. 28. Способы экономической оценки эффективности природоохранных мероприятий. 29. Современные виды обычных вооружений. Поражающее действие. 30. Способы расчёта экономических потерь от заболеваемости с временной утратой трудоспособности. 31. Экономическая эффективность оздоровительных мероприятий и улучшения условий труда. 32. Структура атмосферы. Трансформация загрязнений атмосферы. 33. Антропогенные экосистемы. Взаимоотношения организмов и среды обитания в антропогенной экосистеме. Усвоение текущего учебного материала Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента ОК-15 ОК-15 ОК-15 ОК-15

Самостоятельная работа обучающегося - заочная форма обучения, срок обучения 5 лет

Неделя Кол. час   Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
    Самостоятельное изучение отдельных тем курса: -Влияние на организм естественных и антропогенных физических факторов среды обитания: электрический ток, ионизация атмосферы, барометрическое давление, ионизирующие излучения (ОЛБ), шум, вибрация, УВЧ, СВЧ. -Пожаро-взрывоопасные объекты. Классификация. Меры безопасности. Средства и способы тушения пожаров. -Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности. Трудовое законодательство. Экологическое право. -Понятие о производственном микроклимате. Влияние перегревающего и охлаждающего микроклимата на организм работающих. -Идентификация опасных и вредных факторов в работе операторов ЭВМ. -Идентификация опасных и вредных факторов в деятельности служащего банка. -Идентификация опасных и вредных факторов машиниста электропоезда. -Естественные химические факторы среды обитания. Понятие о биогеохимических провинциях. -Понятие об анализаторах. Значение анализаторов для обеспечения безопасности жизнедеятельности. -Региональный комплекс опасных и вредных факторов (на примере города Ростова-на-Дону). -Способы экономической оценки эффективности природоохранных мероприятий. Тематика рефератов: 1. Понятие о производственном микроклимате. Влияние перегревающего и охлаждающего микроклимата на организм работающих. 2. Идентификация опасных и вредных факторов в работе операторов ЭВМ. 3. Идентификация опасных и вредных факторов в деятельности служащего банка. 4. Идентификация опасных и вредных факторов машиниста электропоезда. 5. Понятие о производственном травматизме. Причины, последствия, предупреждение. 6. Понятие об эргономике. Цели, задачи. 7. Промышленная эстетика. Понятие, цели, задачи. 8. Естественные химические факторы среды обитания. Понятие о биогеохимических провинциях. 9. Методы оценки тяжести и напряжённости труда. 10. Основные анатомические и физиологические механизмы безопасности. 11. Понятие об анализаторах. Значение анализаторов для обеспечения безопасности жизнедеятельности. 12. Что такое иммунитет? Виды иммунитета. 13. 1 и 2 сигнальная система. Роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности. 14. Количественная оценка опасности. Понятия: риск, промышленный риск. 15. Классификация опасных и вредных факторов: естественные и антропогенные. 16. Техногенные системы, их экологическая характеристика. 17. Современные способы переработки и утилизации промышленных отходов. 18. Экономический и социальный ущерб от стихийных бедствий (на конкретном примере). 19. Экономический и социальный ущерб от стихийных бедствий (на примере). 20. Экономический и социальный ущерб от аварий и катастроф (на примере). 21. Правовые вопросы охраны окружающей среды (экологическое право). 22. Правовые вопросы безопасности жизнедеятельности (трудовое законодательство). 23. Современное состояние вопроса об уничтожении запасов химического оружия. 24. Региональный комплекс опасных и вредных факторов (на примере города Ростова-на-Дону). 25. Наиболее характерные проявления террора. Защита. Предупреждение. 26. Современные виды обычных вооружений; поражающее действие. 27. Антропогенные экосистемы. Трансформация загрязнений в окружающей среде. 28. Способы экономической оценки эффективности природоохранных мероприятий. 29. Современные виды обычных вооружений. Поражающее действие. 30. Способы расчёта экономических потерь от заболеваемости с временной утратой трудоспособности. 31. Экономическая эффективность оздоровительных мероприятий и улучшения условий труда. 32. Структура атмосферы. Трансформация загрязнений атмосферы. 33. Антропогенные экосистемы. Взаимоотношения организмов и среды обитания в антропогенной экосистеме. Усвоение текущего материала   ОК-15 ОК-15 ОК-15

2.3. Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в

образовательном процессе

Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

Наименование основных форм Краткое описание и примеры, использования в модулях (темах), место проведения Часы
1. Деловые и ролевые игры Идентификация опасных и вредных факторов в различных сферах жизни и деятельности человека (например, проидентифицировать опасные и вредные факторы в деятельности оператора ЭВМ, бухгалтера, оператора банка, работника библиотеки, шахтера, работника мебельной фабрики, врача-хирурга, студента и т.д.). Каждый студент получает отдельное задание.  
Практическое занятия по теме «Организация и способы оказания первой помощи при ЧС и в очагах ОМП: ранениях (правила наложения повязок и бинтования); кровотечениях; переломах; ожогах; электротравмах; шоке; комбинированных поражениях» проводится в форме ролевой игры, в процессе которой студенты после студенты самостоятельно ставят диагноз «условно пострадавшим» и проводят соответствующие манипуляции по спасению жизни». При этом используется материальное оснащение, имеющееся на вооружении. Студенты заранее получают задание для подготовки (по учебному пособию) и отрабатывают манипуляции на практических занятиях.  
2. Разбор конкретных ситуаций Рассмотрение конкретных хозяйственных ситуаций, приведенных в данном УМК по темам: «Химические факторы среды обитания- естественные и антропогенные. Понятие о биогеохимических провинциях и причинах их формирования; геохимические заболевания. Источники загрязнения окружающей среды антропогенными химическими факторами. Понятие о нормировании опасных и вредных факторов: ПДК, ПДУ, ОБУВ, ПДВ, ПДС, ДОК и т.д», «Особенности техногенных систем как среды обитания человека. Региональные особенности формирования и регулирования среды обитания человека. Основы повышения безопасности среды обитания- экобиозащитные мероприятия.Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые и нормативно-технические вопросы безопасности. Экономические последствия и материальные затраты общества от увеличения риска во всех сферах жизнедеятельности»  
3. Использование информационных ресурсов и баз данных Компьютерная презентация по темам курса. Информационные ресурсы сайтов Интернет используются при изучении всех разделов курса  
4. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий Использование электронного варианта курса лекций по изучаемой дисциплине. Электронная версия учебного пособия «Безопасность жизнедеятельности» Хван Т.А., Хван П.А., 8-е издание, ОАО «Московские учебники», 2008 г, 468 с  

3. Средства обучения

3.1.Информационно-методические

№ п/п Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке
Основная литература:
  Михайлов, Л. А., Соломин, В. П. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них: учеб. для вузов / под ред. Л. А. Михайлова. - СПб.: Питер, 2008. - 235 с.    
  Горелов, А. А. Экология: учеб. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 400 с.    
  Хван, Т. А., Хван, П. А. Безопасность жизнедеятельности: практикум. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 316, [1] с.    
  Хван, Т. А., Евсеев, А. В. и др. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов. - 7-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 414, [1] с.    
  Хван, Т. А., Хван, П. А. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие. - 8-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 415 с.    
  Хван, Т. А., Хван, П. А. Безопасность жизнедеятельности: практикум: руководство к лаборатор. занятиям по курсу "Безопасность жизнедеятельности" для студентов вузов. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 316 с.    
  Экология: учеб. пособие / А. И. Ажгиревич, В. В. Гутенев, И. А. Денисова [и др.]. - 3-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: МарТ, 2006. - 768 с. Экология: учеб. пособие / А. И. Ажгиревич, В. В. Гутенев, И. А. Денисова [и др.]. - 3-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: МарТ, 2006. - 768 с.    
  Маринченко, А. В. Экология: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2008. - 328 с.    
  Дополнительная литература:    
  Бурашников, Ю. М., Максимов, А. С. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда на предприятиях пищевых производств: учеб. - СПб.: ГИОРД, 2007. - 416 с.    
  Пузанова, Т. А. Экология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. спец. и напр. - М.: Экономика, 2010. - 287 с.    
  Маринченко, А. В. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие. - М.: Дашков и К, 2007. - 360 с.    
  Электронная версия учебного пособия «Безопасность жизнедеятельности» Хван Т.А., Хван П.А., 8-е издание, ОАО «Московские учебники», 2008 г, 468 с    
  Передельский, Л. В., Коробкин, В. И. и др. Экология: электрон. учеб. - М.: КНОРУС, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).    
  Экологическое право: учеб. / под ред. Ю. Е. Винокурова. - М.: Экзамен, 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).    

3.2.Материально-технические

№ ауд. Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
  1. Методика оценки микроклимата аудитории. Методические рекомендации Оборудование для проведения практических занятий
  2. Оценка освещенности производственного помещения. Методические рекомендации Оборудование для проведения практических занятий
  Компьютерный класс, оборудованный мультимедийными средствами обучения, обеспечение индивидуального доступа для каждого обучающегося рабочими местами с доступом к сети Интернет. Проведение семинарских занятий по темам № 3 и № 6 с презентацией итогов исследовательской работы студентов.

4.Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

Тесты, темы курсовых работ/проектов, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену
1. Форма контроля по Модулю 1 «Введение в дисциплину Безопасность жизнедеятельности» Тест 1) Что является интегральным показателем безопасности жизнедеятельности? а) отсутствие опасностей. б) развитие цивилизации, прогресс науки. в) продолжительность жизни. г) создание средств защиты от опасных и вредных факторов. 2) В связи, с чем увеличивается риск для здоровья и жизни современного человека? а) вторжение в природу, формирование искусственной среды обитания — техносферы. б) использование различных видов энергии, создание машин, в) отставание нравственного и общекультурного развития общества от темпов научно-технического прогресса. г) превышение уровнем воздействия негативных факторов пределов адаптации организма человека. 3) Что ведет к появлению опасных и вредных факторов в производственной среде? а) неправильная эксплуатация технических систем. б) несоблюдение правил техники безопасности. в) превышение пределов эксплуатационной возможности тех­нических устройств и технологических процессов. г) отсутствие защитных устройств на рабочих местах. 4) Что такое приемлемый риск? а) степень риска, не приводящая к гибели человека. б) риск, при котором защитные мероприятия позволяют под­держивать достигнутый уровень безопасности. в) риск, оцениваемый вероятностью смертельных случаев в единицу времени. г) риск, не представляющий непосредственной угрозы здоро­вью и жизни человека. 5) Какие ситуации называют экстремальными? а) чрезвычайные ситуации, возникающие внезапно. б) чрезвычайные ситуации с непредсказуемо сильными воз­ действиями опасных и вредных факторов. в) ситуация, когда физические и психологические нагрузки достигают пределов, при которых человек теряет способ­ность поступать адекватно сложившейся ситуаций. г) опасная ситуация с непосредственной угрозой жизни чело­века. 6) Что такое реактивность организма? а) компенсаторные реакции организма на воздействие нега­тивных факторов. б) способность организма к адаптации в определенных усло­виях. в) свойство организма как целого отвечать изменениями жизнедеятельности на воздействие окружающей среды. г) сохранение постоянства внутренней среды. 7) Назовите структурную и функциональную единицу нервной системы. а) спинной мозг. б) головной мозг. в) нервный узел. г) нейрон — нервная клетка. 8) Что такое рецептор? а) скопление нервных клеток, обладающее избирательной чувствительностью. б) специализированная нервная клетка, обладающая избиратель- ной чувствительностью к определенным факторам среды. в) нерв, осуществляющий связь между органом и централь­ной нервной системой. г) скопление нервных волокон, идущее от нервного узла. 9) Что такое рефлекс? а) проведение нервного возбуждения по нервному волокну. б) раздражение рецептора и возникшая в нем волна возбуж­дения. в) реакция организма на раздражение из внешней или внут­ренней среды, осуществляемая при посредстве централь­ной нервной системы. г) возбуждение в нервах, распространяющееся с одного ней­рона на другой. 10) Что является физиологической основой сознания, вос­приятия, памяти, мышления, воли? а) головной мозг, спинной мозг. б) нервные узлы, нервные корешки, нервные сплетения, пе­риферические нервные окончания. в) процессы, протекающие в коре головного мозга, способ­ствующие выработке временных связей. г) функциональные способности центральной нервной системы, обеспечивающие анализ раздражений из окружающей среды. 11) Дайте определение безусловного рефлекса. а) временная рефлекторная связь организма с окружающей средой. б) унаследованная от предков рефлекторная реакция, сло­жившаяся в ходе эволюции. в) индивидуально приобретенная в процессе жизнедеятельности реакция, обеспечивающая приспособление организма изменяющимся условиям среды. г) реакция организма на речевые обозначения предметов или явлений. 12) Дайте определение условного рефлекса. а) временная рефлекторная связь организма с окружающее средой. б) унаследованная от предков рефлекторная реакция, сло­жившаяся в ходе эволюции. в) индивидуально приобретенная в процессе жизнедеятельно­сти реакция, обеспечивающая приспособление организма к изменяющимся условиям среды. г) реакция организма на речевые обозначения предметов или явлений. 13) Что такое сон? а) торможение в коре головного мозга, возникающее в ответ на воздействие сильных и продолжительных раздражителей. б) торможение условнорефлекторной деятельности коры боль­ших полушарий. в) торможение в коре головного мозга и в подкорковых отделах. г) высшая форма торможения в коре головного мозга и неко­торых подкорковых отделах, предохраняющая нервные клетки от переутомления и истощения. 14) Какова необходимая продолжительность сна здорового взрослого человека? а) 20 часов. б) 7-8 часов. в) 10-11 часов. г) 2-3 часа. 15) Каким понятием характеризуется чувствительность ана­лизаторов? а) интенсивность воздействия фактора окружающей среды. б) порог восприятия. в) порог узнавания фактора. г) минимальная величина воздействия фактора. 16) Назовите вид приобретенного наиболее крепкого, про­должительного иммунитета, часто пожизненного. а) активно приобретенный естественный иммунитет. б) пассивно приобретенный естественный иммунитет. в) видовой, естественный иммунитет. г) активно приобретенный искусственный иммунитет. 17) Что такое специфический иммунитет? а) все виды иммунитета, связанные с образованием антител. б) защитные механизмы, обеспечиваемые способностью к фа­гоцитозу. в) защитные механизмы, обеспечиваемые бактерицидными свойствами крови и тканевой жидкости. г) защитные свойства кожи и слизистых оболочек. 18) На что направлены иммунные реакции организма? а) освобождение от чужеродных для организма агентов и ве­ществ. б) сохранение постоянства внутренней среды — гомеостаза. в) защита от опасных, вредных факторов. г) разрушение и выведение из организма чужеродных агентов. 19) Создание какого вида иммунитета обеспечивает быст­рую защиту организма от уже проникших в него микробов или токсинов? а) активно приобретенный естественный иммунитет. б) пассивно приобретенный естественный иммунитет. в) пассивно приобретенный искусственный иммунитет. г) активно приобретенный искусственный иммунитет. 20) Что же такое динамические мышечные усилия? а) состояние, когда мышцы постоянно сокращены. б) преобладание времени сокращения мышц над расслаблением. в) правильное чередование во времени сокращения и рас­слабления мышц. г) преобладание расслабления мышц над сокращением. 21) Назовите критерии тяжести труда. а) энергозатраты в килоджоулях (кДж) в единицу времени. б) мощность внешней механической работы; максимальная величина передвигаемых или поднимаемых грузов в едини­цу времени; наклоны туловища свыше 50° в единицу вре­мени при работе стоя; число шагов, совершаемых в едини­цу времени и т. д. в) напряжение внимания, плотность сигналов и сообщений в единицу времени и т. д. г) напряжение анализаторов; монотонность работы; длитель­ность сосредоточенного наблюдения в процентах от общего времени смены. 22) Что такое динамический стереотип? а) функциональные возможности организма человека, связан­ные с трудовой деятельностью. б) целевая установка, программа действий, формирующаяся в ЦНС, учитывающая пространственные, временные и по­ рядковые показатели трудового процесса. в) система рефлексов, обеспечивающая выполнение тех или иных действий. г) приспособление организма к изменяющимся условиям тру­довой деятельности. 23) В чем значение формирования динамического стерео­типа? а) точность и своевременность реакции организма при фор­мировании трудовых навыков. б) формирование программы действий для закрепления тру­довых навыков. в) «экономия» энергии в результате исключения излишних действий, выработка автоматизма в работе, отдаление утом­ления и предупреждение переутомления. г) уменьшения тяжести и напряженности труда в результате выработки автоматизма действий. 24) Как уменьшается работоспособность человека во вре­мени? а) постоянно нарастает независимо от продолжительности трудового процесса. б) постепенно снижается в связи с наступлением утомления. в) различают фазы врабатываемости, относительно устойчи­вой оптимальной работоспособности, снижения работоспо­собности в связи с утомлением. г) может нарастать и снижаться в зависимости от условий трудовой деятельности. 25) Как оценивается тяжелая работа по потреблению кис­лорода и энерготратам? а) 1,0 и более л/мин; более 5,0 ккал/мин. б) 0,5—1,0 л/мин; 2,5—5,0 ккал/мин. в) до 0,5 л/мин; до 2,5 ккал/мин. г) 2,5 л/мин; 10,0 ккал/мин. 26) Как оценивается легкая работа по потреблению кисло­рода и энерготратам? а) 1,0 и более л/мин; более 5,0 ккал/мин. б) 0,5—1,0 л/мин; 2,5—5,0 ккал/мин. в) до 0,5 л/мин; до 2,5 ккал/мин. г) 2,5 л/мин; 10,0 ккал/мин. 27)Какой этап энергетического обмена является наиболее продуктивным? а) бескислородный. б) подготовительный. в) кислородный. г) этап образования молекул АТФ. 28) Что такое «эргономика»? а) процесс изучения влияния автоматизации на снижение тру­довых затрат. б) наука, изучающая все виды взаимодействий в системе «че­ловек — машина», направленная на оптимизацию орудий и условий труда. в) наука, осуществляющая системный подход к трудовым процессам. г) наука, изучающая требования, предъявляемые к психоло­гическим особенностям человека, проявляемым при его вза­имодействии с техническими средствами. 29) Что такое «инженерная психология»? а) процесс изучения влияния автоматизации на снижение трудовых затрат. б) наука, изучающая все виды взаимодействий в системе «че­ловек — машина», направленная на оптимизацию орудий и условий труда. в) наука, осуществляющая системный подход к трудовым процессам. г) наука, изучающая требования, предъявляемые к психоло­гическим особенностям человека, проявляемым при его вза­имодействии с техническими средствами. 30) Какова работоспособность женщин по сравнению с муж­чинами? а) такая же, как и у мужчин. б) в связи с выполнением специфических функций (вына­шивание ребенка, роды, вскармливание детей) женщинам можно планировать работу не более 60—70% от на­ грузки мужчин. в) 50—60% от нагрузки, которую может выполнять мужчина средних физических возможностей. г) выраженные половые различия в осуществлении физиоло­гических функций снижают работоспособность женщин на 50% по сравнению с мужчинами. 31) Перечислить защитные механизмы организма челове­ка, сложившиеся в ходе эволюции. а) иммунитет, защитные рефлексы. б) условные и безусловные рефлексы, иммунитет. в) условные и безусловные рефлексы, I и II сигнальные систе­мы, анализаторы, иммунитет г) анализаторы, I и II сигнальные системы. Форма контроля по Модулю 2 «Воздействие негативных физических и химических факторов на человека и среду обитания» Тест 1) Какой микроклимат является комфортным для орга­низма человека? а) поддерживающий комфортные теплоощущения. б) при котором терморегуляция осуществляется без напря­жения процессов теплопродукции и теплоотдачи. в) при котором температура тела остается постоянной. г) микроклимат, не влияющий на постоянство внутренней среды. 2) Какие показатели нужно определить для оценки микро­климата? а) освещенность помещения и рабочего места. б) прямые и косвенные показатели освещенности. в) температуру воздуха, относительную влажность, радиаци­онную температуру и скорость движения воздуха. г) скорость ветра, абсолютную влажность воздуха, темпера­туру воздуха. 3) Что такое отрицательный радиационный баланс? а) человек теряет тепла больше, чем получает. б) потеря тепла организмом равна его получению. в) организм получает тепла больше, чем теряет. г) процессы теплообмена, при которых наблюдается перегре­вание. 4) Назовите основные показатели оценки освещения. а) световой поток, сила света, освещенность, яркость. б) острота зрения, контрастная чувствительность. в) скорость различения, устойчивость ясного видения. г) коэффициент естественной освещенности, угол падения света, угол отверстия. 5) Что называется адаптацией глаза? а) процесс приспособления к ясному видению на различном расстоянии. б) процесс приспособления глаза к тому или иному уровню освещенности. в) процесс приспособления глаза к ясному видению под раз­личным углом зрения. г) изменение функций глаза при изменении цветовой гаммы. 6) Что называется аккомодацией? а) приспособление к ясному видению на различном рас­стоянии. б) приспособление глаза к тому или иному уровню освещен­ности. в) приспособление глаза к ясному видению под различнымуглом зрения. г) изменение функций глаза при изменении цветовой гаммы. 7) Что в наибольшей степени влияет на способность глаза к аккомодации и снижение остроты зрения? а) ухудшение функционального состояния глаза в результате недостатка в организме вит. Д при недостаточном пребы­вании под влиянием солнечных лучей. б) постоянная работа при слабом освещении. в) приближение и значительное удаление рассматриваемого предмета к глазу, особенно при чтении. г) повышенная яркость или контрастность текста при чтении. 8) Какие показатели принимаются во внимание при опре­делении разряда зрительной работы? а) наименьший размер объекта различения, точность рабо­ты, постоянное или периодическое наблюдение за ходом производственного процесса. б) степень требований к точности выполняемой работы; ра­бота со светящимися материалами или изделиями. в) косвенные показатели освещенности на рабочем месте. г) прямые показатели освещенности на рабочем месте (в люксах). 9) В чем опасность понижения парциального давления О2 во вдыхаемом воздухе? а) нарушение дыхания клеток и тканей с последующей ги­белью. б) нарушение внешнего (легочного) дыхания. в) нарушение функции клеток коры головного мозга с после­ дующей гибелью через 4-5 мин. г) развитие состояния, называемого «клинической смертью». 10)К чему может привести резкое уменьшение атмосфер­ного давления? а) ухудшение функционального состояния органов и систем организма. б) нарушение всех жизненно важных функций организма человека.. в) декомпрессионные расстройства — выход газов из жидко­стей и тканей, образование пузырьков, вызывающих эмбо­лию сосудов. г) дефицит кислорода в органах, тканях и нарушение их деятельности. 11) Что такое острое отравление химическими веществами? а) сильное отравление, требующее продолжительного лече­ния. б) симптомокомплекс, развивающийся при однократном по­ступлении определенного количества химического вещества в организм. в) отравление, возникающее при многократном или повтор­ном поступлении химического вещества в организм в не­больших количествах. г) отравление, возникающее при продолжительном поступ­лении химического вещества в организм. 12) Что такое «порог острого действия» химического веще­ства на организм? а) максимальная концентрация вещества, вызывающая дос­товерные изменения в организме. б) минимальная концентрация вещества, которая вызывает достоверные изменения в организме при однократном воз­ действии. в) концентрация вещества, являющаяся исходной при нор­мировании. г) величина, необходимая для уточнения ориентировочного уровня воздействия. 13) Что такое ПДК химического вещества в объектах окру­жающей среды? а) величина, определяющая безопасный уровень воздействия на организм человека. б) ориентированный безопасный уровень воздействия хими­ческого вещества. в) санитарный норматив, используемый для оценки среды обитания. г) концентрация химического вещества в окружающей среде, при воздействии которой периодически или в течение всей жизни, прямо или опосредованно через экологические системы, не возникает изменений в состоянии здоровья насто­ящего и последующих поколений. 14) Как подразделяется вибрация по способу воздействия на организм и последующему развитию формы вибрационной болезни? а) с высоким уровнем виброскорости и с низким уровнем виброскорости. б) острое однократное воздействие или повторяющееся воз­действие на организм. в) общая, передающаяся через опорные поверхности на тело, и локальная, передающаяся через руки. г) превышающая или не превышающая порог чувствитель­ности организма. 15) Что такое ультразвук? а) упругие колебания с частотой более 16000 Гц. б) уровень звука, превышающий порог чувствительности орга­на слуха. в) упругие волны с частотой менее 16 Гц. г) упругие волны с частотой около 8 Гц. 16) Где накапливаются атмосферные электрические заря­ды, притягивающие молнии? а) на остриях или отдельно стоящих объектах, близких по форме к остриям. б) в воздухе, создавая разность потенциалов между облаками и Землей. в) на облаках, сближающихся разноименными зарядами. г) на облаках, в результате трения их между собой. 17) Электрический ток какой силы ведет к параличу дыха­тельных мышц и остановке дыхания? а) 1 мА. б) 12-15 мА. в) выше 25 мА. г) 100 мА. 18) Как правильно выходить из зоны «растекания тока» вблизи упавшего электрического провода? а) соединив ноги вместе, медленно, так чтобы при передви­жении ступня одной ноги не выходила полностью за ступню другой. б) очень быстро, не прикасаясь к земле руками. в) по доске и другому неэлектропроводному материалу. г) только после отключения тока в линии электропередачи. 19) В каких пределах определяются генетически значимые для населения дозы ионизирующего излучения? а) 7—55 мбэр/год. б) 100 бэр на поколение. в) 150—400 рад при однократном излучении, г) 5 бэр в год. 20) Каково значение предельно допустимой дозы (ПДД) иони­зирующего излучения для населения, не нарушающей общего состояния, функций кроветворения и воспроизводства? а) 5 бэр в год. б) 100 бэр на поколение. в) 100 бэр в год. г) 25 бэр в год. 21) Что такое антидоты? а) средства профилактики инфекционных заболеваний при заражении. б) вещества или препараты, способствующие нейтрализации или разрушению ОВ (отравляющих веществ) в организме. в) вещества или препараты, способствующие выведению из организма или нейтрализации РВ (радиоактивных веществ). г) средства, направленные на выведение из организма или нейтрализацию ОВ, РВ и БС. 22) Что такое комбинированное действие химических ве­ществ на организм? а) это комбинация опасных веществ, поступающих в орга­низм одновременно. б) это усиление действия химических веществ при одновре­менном поступлении в организм. в) в условиях нарастания процессов урбанизации поступле­ние в организм одновременно нескольких или многих хи­мических веществ. г) ослабление действия одного вещества другим при одновре­менном поступлении их в организм. 23) Какие системы организма человека наиболее чувстви­тельны к биологическому воздействию радиоволн промышлен­ных частот (3-300 Гц)? а) почки, эндокринные железы. б) желудочно-кишечный тракт. в) половые железы, железы внутренней секреции. г) центральная нервная система, сердечно-сосудистая система. 24) На какие классы делятся АОХВ по показателям ток­сичности и опасности? а) высокоопасные и умеренные. б) чрезвычайно, умеренно, высокоопасные. в) чрезвычайно, умеренно и малоопасные. г) 4 класса: а) чрезвычайно опасные; б) высоко опасные; в) умеренно опасные; г) малоопасные 25) Перечислите основные звенья анализаторов. а) раздражение и ответная реакция на него. б) органы чувств и центральная нервная система. в) рецепторы органов чувств, проводящие пути, участок коры головного мозга, преобразующий раздражение в соответствующее ощущение. г) центральная и периферическая нервная система. 26) Перечислите косвенные показатели для оценки освещенности помещения и рабочего места. а) коэффициент естественной освещенности (КЕО), угол отверстия. б) световой коэффициент (СК), коэффициент заложения (КЗ) угол падения света, угол отверстия. в) освещенность на рабочем месте, выраженная в люксах (лк) г) отношение площади застекленной части окон к площади пола. 27) Что такое статические мышечные усилия? а) состояние, когда мышцы не работают. б) преобладание времени сокращения мышц над расслабле­нием. в) правильное чередование сокращения и расслабления мышц. г) преобладание расслабления мышц над сокращением. 28) Что такое шум? а)механические колебания в упругих средах. б) упругие волны с частотами от 16 до 20 тысяч герц. в) совокупность звуков различной частоты и интенсивности, беспорядочно изменяющихся во времени. г) интенсивность звука, при котором ухо ощущает давление и боль. Форма контроля по Модулю 3 «Экологические основы безопасности в окружающей среде» Тест 1) В чем состоит главная функция биосферы? а) создание среды обитания для всех живых организмов. б) обеспечение круговорота химических элементов, осуществ­ляемого при участии всех населяющих планету организмов. в) обеспечение односторонне направленного потока энергии. г) использование неорганических веществ для обеспечения жизни всех населяющих планету организмов. 2) На чем основан круговорот веществ и энергии в био­сфере? а) наличие в биосфере растительных и животных организ­мов. б) способность растительных организмов к фотосинтезу. в) наличие в биосфере двух типов питания живых организ­мов — аутотрофного и гетеротрофного. г) способность гетеротрофов разрушать биомассу до простых минеральных соединений. 3) Какова важнейшая роль растений в существовании био­сферы? а) при фотосинтезе растения превращают солнечную энергию в энергию химических связей и создают биомассу планеты. б) листья растений испаряют влагу и поддерживают микроклимат планеты. в) растения обеспечивают круговорот воды и химических эле­ментов. г) растения составляют первый трофический уровень любого биоценоза. 4) Какие функции осуществляет живое вещество в ноо­сфере? а)совокупное влияние растительных и животных организмов определяет процессы почвообразования. б) живое вещество определяет ход геохимических и энергети­ческих процессов в биосфере. в) определяет круговорот веществ и энергии. г) осуществляет газовую, концентрационную, окислительно-восстановительную функции. 5) Что такое ограничивающий фактор? а) компонент среды обитания, оказывающий прямое влияние на организм. б) жизненно важный фактор, отсутствие или изменение кон­центрации которого в биосфере делает невозможным освое­ние среды особями определенного вида. в) фактор среды обитания, отклонение которого от оптималь­ной величины неблагоприятно для живых организмов. г) компонент среды обитания, отклонение которого от опти­мальной величины отрицательно влияет на поддержание гомеостаза живы

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow