double arrow

Часть V. Заключительные положения

9. Доходы гос бюджета включают в себя:

1. собственные налоговые доходы фед бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ 2.собственные неналоговые доходы. 3. доходы субъектов РФ, централизуемые в фед бюджете для целевого финансирования централизованных мероприятий.

Налоговые доходы фед бюджета:

1) фед налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются фед законом «О фед бюджете на очередной фин год».Таможенные пошлины и сборы и др таможенные платежи.Гос пошлина в соответствии с законодательством РФ.

Неналоговые доходы фед бюджета:

1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности.

2) Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении гос органов власти РФ.

3) Часть прибыли унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах устанавливаемых Правительством РФ

4) Прибыль банка России, остающейся после уплаты налогов, по нормативам, установленным фед законами

5) Доходы от внешнеэкономической деятельности

Все доходы бюджета можно классифицировать по следующим признакам:

1. по источникам образования - налоги с юрид лиц;- налоги с физ лиц;- займы;- поступления от гос собственности 2. по методу взимания доходов- налоговые доходы- неналоговые доходы

3. по видам налогов: - НДС;- акцизы;- НДФЛ; - налог на прибыль организаций

10. Расходы фед бюджета РФ классифицируются:

1) – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы

2) – на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности и др.

Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера. Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие закупки товаров и услуг, труд гос служащих, начисления на з/п, платежи по внутренним займам и гос внешнему долгу.

Текущие расходы бюджетов – это расходы обеспечивающие текущее функционирование органов гос власти, бюджетных учреждений, расходы на оказание гос поддержки другим бюджетам и отраслям экономики.

Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, кап ремонт, расходы на инвестиции.

Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное его сальдо, или дефицит бюджета.

Профицит – положительное сальдо бюджета – превышение доходов над расходами.

Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны.

11. Бюджетное устройство РФ.Содержание бюджетной системы РБ.

Бюджетное устройство прописано в законе РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» и в бюджетном кодексе. Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетная система страны представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований и местных бюджетов. Государственная бюджетная система РФ включает: федеральный (республиканский) бюджет,21 республиканский бюджет в составе РФ,55 краевых и областных бюджетов,городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга,10 окружных бюджетов автономных округов,бюджет Еврейской автономной области,около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских). Консолидированный бюджет свод бюджетов на данной территории. Консолидированный бюджет РБ включает: 1.республиканский бюджет 2.бюджеты городов РБ 3. консолидированные бюджеты сельских районов.

Принципы бюджетного устройства в РФ:

1) Единство бюджетной системы РФ – Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Самостоятельность бюджетов –Полнота отражения доходов и расходов бюджетов Сбалансированность бюджета Превышение доходов над расходами – профицит и наоборот дефицит.Эффективность и экономность использования бюджетных средствГласность – обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполненииДостоверность бюджета реалистичность расчета доходов и расходов бюджетаАдресность и целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются конкретным получателям с указанием конкретных целей использования. Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев (уровней):

1 фед бюджет РФ2 бюджеты субъектов РФ – бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краев, областей, автономных областей, бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга3 местные бюджеты – городские, районные, сельские, поселковые

12. Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории «публичные финансы». Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:

-формировании денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

-распределении этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления

-контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти.

Доходы местных бюджетов так же, как и доходы других уровней бюджетов, формируются за счёт налоговых и неналоговых доходов. К последним относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

Расходы местных бюджетов связаны прежде всего с планами экономического и социального развития соответствующих территорий.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

содержание органов местного самоуправления;

формирование муниципальной собственности и управление ею;

организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

содержание муниципальных органов охраны общественного порядка

организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

организация утилизации и переработки бытовых отходов;

содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов; и др.

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др.

13. Государственный долг России и его структура. Управление государственным долгом на современном этапе.

Гос долг – долговые обязательства Правительства РФ перед физ и юрид лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Долговые обязательства РФ могут существовать в следующих формах:

1. кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

2. государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

3. договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

4. договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

5. соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ.

Гос долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и местных органов власти, если они не были гарантированы Правительством РФ.

Всю совокупность гос займов можно разделить на внутренние и внешние гос займы.

Гос внутр долг РФ имеет следующую структуру:

- кредиты, полученные правительством РФ

- госзаймы от имени правительства РФ

- долговые обязательства, гарантированные правительством РФ

- задолженность прошлых лет

Под управлением гос долгом понимается совокупность мероприятий гос-ва по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуск новых гос ценных бумаг.

В процессе управления гос долгом происходит подготовка к выпуску и размещению гос ценных бумаг, регулирование гос рынка гос ценных бумаг, обслуживание и погашение гос долга.

Методы управления гос долгом:

1) рефинансирование гос долга – это погашение старой задолженности путем выпуска новых займов

2) конверсия – это изменение доходности займов. Гос-во в целях снижения расходов по управлению гос долгом чаще всего снижает % выплачиваемые по займам. Однако может быть и повышение доходности гос ценных бумаг.

3) Консолидация гос долга – это увеличение срока действия уже выпущенных займов. Правительство может совместить консолидацию с конверсией, т.е. изменить доходность ценных бумаг и изменить срок их действия.

4) Унификация гос займов – это объединение нескольких займов в один. Когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

5) Обмен облигаций по регрессивному соотношению. Несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.

6) Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшие операции по выпуску новых займов неэффективны для гос-ва

7) Аннулирование гос долга – это мера, когда гос-во полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам, это может быть по 2 причинам:

Финансовая несостоятельность гос-ва и Приход к власти новых политических сил, которые отказываются признать финансовые обязательства предыдущей власти.

14.Межбюджетные отношения. Методы бюджетного регулирования. Межбюджетные отношения – это отношения между органами гос власти РФ, органами гос власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса.

В бюджетном кодексе РФ регламентированы основы межбюджетных отношений в РФ:

1) за каждым уровнем бюджетной системы закреплены расходы.

2) на постоянной основе закреплены нормативы регулирующих доходов по уровням бюджетной системы

3) равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с фед бюджетом, равенство местных бюджетов с бюджетами субъектов РФ

4) равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований

5) в межбюджетных отношениях проводится политика выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.

Бюджетный федерализм это отношение между федеральной властью и властями национально-государственных и административно-территориальных образований по поводу оптимального распределения доходов и расходов бюджета каждого уровня.

Бюджетное регулирование это перераспределение фин ресурсов между бюджетами различных уровней в связи с недостаточностью собственных доходов бюджетов.

Для осуществления бюджетного регулирования в ходе составления проектов бюджетов, в ходе исполнения бюджетов используются следующие методы:

1) регулирующие доходы - это федеральные или региональные налоги, по которым установлен норматив отчислений, поступающий в нижестоящие бюджеты (сейчас др ставки!?н-р налог на прибыль 24%: 5% в фед бюджет, 17% в региональный бюджет, 2% в местный бюджет).

2) Бюджетная дотация – денежное средство, выдаваемое в безвозвратном порядке из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет для обеспечения сбалансированности бюджета.

3) Бюджетная субсидия – это денежное пособие, выдаваемое из бюджета нижестоящему бюджету, органу власти, субъекту хозяйствования для укрепления фин положения. Субсидия имеет разовый характер и заранее может не планироваться.

4) Бюджетная субвенция – это выделение денежных средств из вышестоящего бюджета в нижестоящий строго по целевому назначению с предоставлением отчета об использовании средств.

5) Бюджетная ссуда – это средство, выдаваемое из одного бюджета в другой с целью покрытия временной потребности в денежных средствах с условием возврата

6) Трансферт – это оказание фин помощи из бюджета субъектам со слабым фин положением. Механизм трансфертов позволяет осуществить горизонтальное выравнивание бюджетных доходов территории на душу населения и оказывать им фин помощь по единым правилам.

Для совершенствования межбюджетных отношений необходимо:

1. не предоставлять фин помощь субъектам РФ, имеющим превышение собственных доходов над расходами.2. оказывать поддержку субъектам РФ таким образом, чтобы не лишать их стимулов к развитию собственных доходных источников3. упорядочить схему группировки территорий по экономическим районам с учетом их экономического потенциала и природных условий4. создать эффективный механизм предоставления инвестиций для выравнивания уровней соц-экономического развития регионов.

15.Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР),

Задачи БОР:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: