Структура, права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Единая централизованная система состоит из центрального республиканского органа гос управления (ФНС РФ), управлений министерства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, а также инспекций по районам, городам.

ФНС РФ входит в систему центральных органов гос управления страны и подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.

Федеральная служба налоговой полиции – обеспечивает предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений. Осуществляет оперативно-розыскную деятельность в процессе контроля за исполнением налогового законодательства. Обеспечивает безопасность налоговых инспекций и защиту сотрудников налоговых органов от противоправных посягательств. Осуществляет предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Главная задача нал органов – контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и сборов, установленных законодательством РФ, органами гос власти субъектов РФ, а также нормативными актами органов местного самоуправления.

Налоговые органы вправе:

1) требовать от налогоплательщика документы по установленным формам которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

2) проводить налоговые проверки;

3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков;

6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды

8) требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени;

Пеня представляет собой денежную сумму, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налога или сбора в более поздние по сравнению с установленными нал законодательством сроки.

10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков сумм налогов и пени;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов

6) соблюдать налоговую тайну (практически любые сведения о налогоплательщике);

7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Должностные лица налоговых органов обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с НК и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, НК, иными федеральными законами о налогах и сборах, а также иными федеральными законами.

Таможенные органы осуществляют привлечение к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов

Минфин РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК и иными федеральными законами.

Элементы налогообложения, их характеристика.

Субъект налога (налогоплательщик) – лицо, на которое возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Налог непременно должен сокращать доходы субъекта налогообложения. Налогоплательщика, и плательщиками сборов признаются организации и физические лица. Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания, с четом которого различают два типа субъектов налогообложения: резиденты и нерезиденты.

Резиденты имеют постоянное местопребывание в государстве; налогообложению подлежат их доходы, полученные на территории и за рубежом (полная налоговая обязанность). Нерезиденты не имеют постоянного местопребывания в государстве; налогообложению подлежат только те доходы, которые получены ими в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность)

Предмет налогообложения – реальные вещи (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели и т.д.), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств.

Объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог. К ним относятся: совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство, получение дохода и другое.

Источник налога – резерв, за счет которого налогоплательщик вносит налоговый платеж. Реальными источниками налогов определены: для НДС – выручка; для земельного налога – себестоимость; для налога на рекламу, налога на имущество предприятий – финансовый результат; для налога на прибыль и большинства местных налогов – соответственно налогооблагаемая чистая прибыль; для НДФЛ – совокупный доход в денежной и натуральной форме.

Масштаб налога – установленная законом характеристика измерения предмета налога; отражается через экономические и физические характеристики. Как элемент налога масштаб необходим для определения налогооблагаемой базы.

Единица налога – часть дохода, принятая за основу для исчисления размера налога. Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба. Например, при обложении земель в исковом качестве выступают гектар, квадратные метр; при налогообложении добавленной стоимости – рубль; при исчислении транспортного налога – лошадиная сила.

Налоговая база – это количественное выражение объекта налогообложения. Поэтому база налога выступает основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

Налоговый период – срок, в течение которого формируются налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства. Необходимость данного элемента объясняется тем, что многим объектам налогообложения (получение дохода, реализация товара) свойственна повторяемость, протяженность во времени.

Ставка налога – размер налога на единицу налогообложения. Ставки налога можно классифицировать с учетом различных факторов. Различают равные ставки, твердые ставки и процентные ставки. Ставки подразделяются на общие, повышенные, пониженные (в том числе нулевая ставка).

Порядок исчисления налога – это совокупность действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В качестве информационного обеспечения по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет используются данные не только бухгалтерского учета, но также и налогового учета.

Порядок и сроки уплаты налога – нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет. Существуют различные способы взимания налога, имеющие свои преимущества и недостатки. К основным способам взимания налога относятся следующие: кадастровый, т.е. налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. Безналичный способ – уплата налога по декларации, т.е. на налогоплательщика возлагается обязанность представить в налоговый орган официальное заявление о полученных доходах и произведенных расходах за истекший отчетный год. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате. Третий способ, это уплата налога в момент расходования доходов, например, например когда налог входит в цену товара. Этот способ наиболее эффективен, ибо дает наибольший удельный вес поступлений в бюджет.

Сроки упоаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому из них. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти.

92.Специальные налоговые режимы. Упрощенная система налогообложения. С 1 янв усн до-расх сами устан ставку. 5% стало по некот видам деят – турбизнес, металлоконструкции, производство больш масштабов.

Специальный налоговый режим - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

Виды спец. нал. реж: Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей(налогоплательщиками при данном налоговом режиме являются сельскохозяйственные товаропроизводители, добровольно перешедшие под этот режим.

Упрощённая система налогообложения(особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса и облегчение ведения налогового учёта)

Единый налог на вменённый доход(налог, вводимый законами субъектов Российской Федерации и заменяющий собой уплату ряда налогов и сборов, существенно сокращает и упрощает контакты с фискальными службами).

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции(д анный налоговый режим применяется при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции").

В связи с применением УСНО, налогоплательщики освобождается от уплаты следующих налогов:

· организации: от налога на прибыль организаций; налога ни имущество организаций; НДС (кроме налога, уплачиваемого в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности));

· индивидуальные предприниматели: налог на доходы физических лиц; налог на имущество физических лиц; НДС. Объект налогообложения (по выбору налогоплательщика):доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога:6% (при выборе объекта налогообложения «доходы»);15% (при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы», на основании п.2 ст. 346.20 НК РФ законами субъекта РФ ставка может быть снижена до 5%. Упрощенная система налогообложения для налогоплательщиков существенно снижает налоговую нагрузку по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Данные меры принимаются правительством для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей из теневого в легальный бизнес.Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом. Не имеют права применять упрощенный налоговый режим организации, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и т.д. (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: