Доминаторное общество

Согласно Айслер, доминаторное общество культивирует качества, которые мы традиционно ассоциируем с мужественностью, ценит готовность отдать свою жизнь и деструктивные действия, такие как завоевание территории и война. Эта социальная структура, построенная на неравенстве, как правило, ставит одну часть общества над другой. Несмотря на то, что культурные ценности этих обществ можно назвать сейчас “тяжелыми” или более “мужскими”, доминаторные общества могут быть как матриархальными, так и патриархальными. Группа людей, стоящих выше, удерживает в своих руках власть, берет на себя риск и получает все вознаграждения, оставляя нижестоящую группу лишенной власти и зачастую бедной. Вместо взаимного сотрудничества люди связаны конкуренцией, образуют иерархию, которая в итоге должна поддерживаться силой или угрозой силы. Это создает

атмосферу недоверия и разъединения.

По мнению Айслер, при изучении модели социальных структур становится понятным, что доминаторная модель создает созависимое общество, а партнерская модель ведет к созданию взаимозависимого общества, в котором люди трудятся совместно, чтобы поддерживать друг друга. Если расширить ее модель, то сравнение этих двух обществ может выглядеть следующим

образом:

Созависимое общество: Взаимозависимое общество:

_ создает иерархии, поддерживаемые силой или угрозой силы; _ вышестоящей группе принадлежит власть и право принятия решений, а нижестоящая группа бесправна; _ вышестоящая группа берет на себя ответственность, риск, средства производства и распределяет награды, а нижестоящая обеспечивает поддержку, выполняет работу и получает минимальное вознаграждение; _ пользуется сравнительным способом мышления — “ты или я”; _ созависимая форма взаимоотношений между группами удерживает систему целостной; _ ценностями являются отнятие жизни и деструктивные действия, такие как война и эксплуатация; _ пользуется жесткими сексуальными ролями; _ относится к различиям между людьми с осуждением; _ использует страх, чтобы добиться разделения. _ создает иерархии, в которых люди связаны общими потребностями; _ принятие решений распределено по иерархии равномерно; _ риск, ответственность, капиталовложения, средства производства, награды, выполнение работ и поддержка распределены по иерархии равномерно; _ пользуется кооперативным способом мышления — “ты и я”; _ взаимозависимая форма взаимоотношений внутри одной большой группы удерживает систему целостной; _ ценностями являются появление жизни, воспитательные качества, такие как сострадание и неприменение силы; _ пользуется гибкими сексуальными ролями; _ относится к различиям между людьми без осуждения; _ использует надежду, чтобы добиться единства.

Таким образом, корни созависимости пронизывают всю структуру доминаторной модели общества. Она присутствует во всех гражданских институтах, включая даже религиозные структуры. Христианство, преобладающая религия Запада, в основном поддерживает доминаторную модель. Христианство не только использует иерархию в своей собственной структуре, но и служит культурной “полицейской силой”, которая обеспечивает продвижение вперед и сохранение доминаторной модели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: