Выборка (виды)

Выборка квотная (от лат. guota - часть приходящая на каждого) - в., воспроизводящая структуру генеральной совокупности, элементов объекта исследования в виде квот (пропорций) распределения по этим элементам рассматриваемого качества. Например, нам известен процент лиц в стране, имеющих высшее, среднее специальное, среднее, не полное среднее образование и т. д. Изучая проблему связи образования людей со степенью акцентуации их характера, мы должны отобрать для исследования группу лиц, уровень образованности которых адекватно отражает уровень образованности всей генеральной совокупности исследуемых. Нередко такую выборку называют типической (типологической, стратифицированной).

Выборка малая (непредставительная) - в., в которой представлено статистически недостаточное количество информации для получения выводов заданной точности и достоверности в проводимом исследовании. В количественном отношении она зависит от генеральной совокупности и колеблется от 5-10 до 50.

Выборка стихийная - в., в которой не учитывается соответствие структуры выборочной совокупности испытуемых генеральной их совокупности. Это, так сказать, выборка первых встречных, в процессе которой исследователь нередко бессознательно руководствуется личной симпатией или антипатией, тем самым снижая объективность результатов исследования.

Выборка вероятностная - в., основанная на ряде важнейших теорем теории вероятности, составляющих закон больших чисел, при учете которого возникает объективная возможность оценить степень точности полученного научного результата на основании самих выборочных данных и получить результаты по точности мало уступающие результатам сплошного наблюдения, исследования всех элементов генеральной совокупности. В. в. воспроизводит закон распределения генеральной совокупности с достаточной степенью точности. Различают простую, систематическую и серийную (гнездовую) вероятностные в.

Выборка вероятностная простая - в. в., в соответствии с которой исследователь судит о соответствии выборки генеральной совокупности по стабилизации дисперсии исследуемого явления. Стабилизация дисперсии служит индикатором достаточности достигнутой выборки для вероятностной оценки по ней исследуемых свойств генеральной совокупности.

Выборка вероятностная систематическая - в. в., в соответствии с которой исследуемые отбираются по определенному формализованному количественному признаку. (Например, каждый второй в списке фамилии, составленных в алфавитном порядке). Отбор единиц выборки осуществляется в этом случае через один и тот же интервал из исходного алфавитного или пронумерованного списка. Этот отбор уже не по личному наитию исследователя (выборка стихийная), а по определенному объективному признаку, что повышает точность полученных результатов исследования.

Выборка вероятностная серийная - в. в., в соответствии с которой отбираются не отдельные испытуемые, а определенные группы их, в которых они объединяются по качественному признаку (например, по национальной принадлежности; по образованию; по результатам тестирования интеллектуальными тестами и др.)

ВЫБОР ПРОФЕССИИ — сознательное определение человеком области деятельности, которой он намеревается овладеть и длительно заниматься. Выбирая профессию, человек учитывает ее социальную значимость, престижность, взвешивает свои способности, оценивает возможность добиться успеха, оптимально самовыразиться. В В. п. проявляются интересы и отношение человека к самому себе, его самосознание, самооценка, ответственность. Мотивы В. п. обусловлены социальными условиями, представлениями об особенностях профессиональной деятельности, информацией о ней, состоянием здоровья. Повлиять на В. п. могут и ситуационные, а нередко даже случайные причины, природа которых различна. Это и увлечение внешней стороной профессии, и неверное представление о содержании будущего труда. Правильно выбранная профессия позволяет человеку реализовать свои физические, умственные и духовные силы, повысить продуктивность своей будущей деятельности.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ - проявление переживаний человека, его состояния, отношений к явлениям действительности, оценок происходящего и т.п. в мимике (улыбке, сжимании губ, сосредоточенности взгляда, нахмуривании или разглаживании лба и др.), пантомимике (движениях тела, жестах, осанке, походке), интонации речи. Выразительные движения сопровождаются изменениями в работе внутренних органов - сердечно-сосудистой системы, дыхательной, гуморальной и других систем.

Ч.Дарвин полагал, что выразительные движения - рудименты (остатки) инстинктивных движений, возникших в поведении живого существа в связи с нападением, обороной, борьбой и т.п. Однако, предположение Ч.Дарвина, в основе которого лежат причины и механизмы биологического характера,, не объясняет всего богатства и разнообразия выразительных движений людей, так как в процессе исторического развития человечества в них произошли очень большие изменения: расширился их репертуар, увеличился спектр их оттенков, помимо их непроизвольного возникновения, люди стали сознательно и активно их использовать, добиваясь осуществления своих целей в самых различных ситуациях общения.

И в онтогенезе первоначально (у младенца) выразительные движения непроизвольны. Однако под влиянием взрослых он постепенно научается управлять своими выразительными движениями и все более адекватно пользоваться ими во время контактов с людьми. При этом и на форме его выразительных движений и их употреблении всегда сказывается воздействие конкретной социальной среды (этнической, культурной, профессиональной и др.), в которой он развивался как объект и субъект общения. Поэтому встречаемость определенных выразительных движений, характеристики их индивидуального тезауруса (объем, наличие индивидуально ориентированных выразительных движений, семантические и психосемантические показатели) высоко информативны при диагностике пола, социально-групповой, национальной и профессиональной принадлежности человека.

ВЫТЕСНЕНИЕ - защитный механизм (реакция) проявляющийся в активном неосознанном устранении из сознательной сферы личности неприемлемых мыслей, переживаний, воспоминаний. При этом вытесненное не разрушается и может долго существовать в бессознательном, индивид по-прежнему может ощущать вызванную неприемлемой информацией тревогу, дискомфорт, беспокойство, неуверенность, психическое перенапряжение, не осознавая при этом причин их возникновения. Познание этих причин - одна из важнейших задач психоаналитика. В. является одним из механизмов психической защиты. Например, в процессе длительной опасности психика, защищая себя от перегрузки, возможных психопатических изменений, может как бы «забыть» о последней. Термин введен З. Фрейдом.

Г

ГЕНЕЗИС (от греч. genesis - происхождение) - происхождение, возникновение и последующее развитие какого-либо явления, приведшее к определенному состоянию, виду этого явления. Различают фило- и онтогенез психики. Профессиональное развитие личности, процесс формирования ее «акме» является конкретным проявлением онтогенетического развития.

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД - термин, имеющий особое значение в психологии - 1) метод исследования истории развития личности или какого-либо психического явления; 2) метод изучения генезиса индивидуальных психических особенностей человека, выяснения соотношения ролей генотипа и среды в их формировании. Г.м. весьма эффективен при анализе взрослого человека, его проблем развития.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ (от лат. genius - дух) исключительное качество наиболее выдающихся людей, высший уровень развития способностей человека, высшая степень подъема его творческих сил, проявляющаяся в достижении им таких результатов творческой деятельности, которые определяют ход общественного, научного или культурного развития в конкретный исторической период. Г. общественно-исторически обусловлена, она связана с качественно новыми, уникальными открытиями, изобретениями, достижениями. Гений обладает «акме» в сфере своей компетентности.

ГЕНИЙ - человек, обладающий высшей степенью творческой одаренности, «акме», выразившейся в достижении им таких результатов творческой деятельности, которые являются эпохальными в общественном, научном или культурном развитии общества.

ГЕНОТИП (от греч. genos - происхождение, typos - форма, образец) - наследственная основа организма, генетическая модель данного организма, заложенная в совокупности его генов и полученная им от родителей.

ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА — система мер, направленных на длительное сохранение высокой умственной работоспособности. Русский ученый Н. Е. Введенский отмечал, что многие люди работают малопроизводительно, быстро устают, потому что не умеют организовать свой труд. Он считал, что сохранить работоспособность и предотвратить переутомление можно, если придерживаться определенных условий: начинать любую работу надо постепенно; соблюдать последовательность и систематичность в любом виде деятельности; чередовать разные виды труда, работу и отдых. Работоспособность меняется на протяжении суток, недели, года. При интенсивном умственном труде утомление может наступить довольно быстро. Монотонность и однообразие утомляют. Аккуратность, соблюдение планов, сосредоточенность внимания, творческий подъем, усидчивость, настойчивость повышают эффективность умственного труда. Для соблюдения Г. у. т. имеют значение ненапряженная поза, достаточная освещенность рабочего места, благоприятная температура и чистота воздуха, окраска стен, тишина, активный отдых, физические упражнения и др.

ГИПЕРМНЕЗИЯ (СВЕРХЗАПОМИНАНИЕ) - способность к запоминанию больших массивов информации в объемах, превышающих психологические барьеры усвоения информации. Ранее предполагалось, что способностью к сверхзапоминанию обладают лишь уникальные личности. Однако в работах Г.К.Лозанова показано, что такой способностью обладает и средний контингент учащихся, если в процессе обучения используются интенсивные технологии обучения. Возможность использования таких технологий и является показателем высшего профессионализма преподавателя, изучением которого занимается акмеология.

ГИПОТЕЗА – научно оформленное (или житейское) предположение, включающее вопрос, требующий проверки, исследования или обоснованного доказательства. Гипотеза – одна из составляющих научного мышления, направляющая и организующая исследовательский поиск.

В акмеологии гипотезы возникают не только в ходе исследования, но как предположения на основе диагностики состояния личности, взаимоотношений людей, организации и т.д. о причинах этого состояния и способах его оптимизации.

Гипотетические утверждения организуются системой вопросов, выдвижение которых составляет особую составляющую культуры мышления при поиске возможностей расширения объема и качества знания. Она базируется на процедуре проблематизации.

ГОТОВНОСТЬ ВНУТРЕННЯЯ (в акмеологии) - высокий уровень развития мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых процессов личности, коллектива, который обеспечивает успех предстоящей деятельности; это адекватная установка, мотивация и мобилизация психологических ресурсов для предстоящей деятельности.

ГУМАНИЗМ (от лат. humanus - человеческий, человечный) (в акмеологии)- исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - нормой отношений между людьми. Г. выступает важным компонентом «акме» личности многих профессий, особенно связанных с работой с людьми.

ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ (ГТЗ) - это знание акмеологическое(см. акмеологическое знание), поскольку оно интегративно и технологично. ГТЗ – одно из необходимых условий развития субъекта профессиональной деятельности, благодаря которому процесс развития осуществляется наиболее эффективно и технологично. ГТЗ служит основой для разработкигуманитарных технологий. Применяется как теоретическое, теоретико-прикладное и практическое знание. Выполняет ценностно-мировоззренческую, духовно-ориентирующую функции развития. Содержит комплекс сведений о социокультурной среде, целостности Я-профессионала как индивиде, личности, субъекте деятельности, индивидуальности, а также о средствах, способах освоения деятельности, методах воздействия и самовоздействия.

ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ГТК) – часть общей культуры индивида, которая в своем содержании интегрирует сведения наук о человеке, полученные им на основе приобретения жизненного и профессионального опыта как субъекта деятельности при использовании гуманистических средств и способов достижения поставленных целей на благо человека. ГТК – содержательный, ценностно-мировоззренческий и духовный критерий профессиональной зрелости субъекта деятельности, характеризующий смысл его практических действий, поступков, воплощенных в конкретных технологических способах освоения социокультурной действительности. ГТК включает способы, механизмы реализации культуры мышления, эмоций, воли, общения, здорового образа жизни и пр.

ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ (ГТО) – качество профессиональной зрелости субъекта деятельности, характеризующее сформированность его личностных, деловых особенностей и способностей, степень выраженности знаний, умений, необходимых для работы с людьми.

ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ГТ) – практическая область акмеологии, в которой раскрываются способы, механизмы реализации гуманитарных знаний, образованности, культуры субъекта деятельности как профессионала в процессе обучения, развития, деятельности. Целевая направленность, предназначение ГТ не только отражает общественные (социокультурные), личностные, деятельностные проблемы, но и характеризует способы их решения в виде определенного набора процедур и операций. В этой связи: 1).ГТ изучается и применяется как процесс, наука, образование, сторона общественных отношений, способ(вид, момент) деятельности субъекта. 2).ГТ рассматривается как средство практического и творческого достижения поставленных целей. 3). "Творческое" в ГТ выражает этимологию феномена «технология»: "искусство", "мастерство". 4). Определенный "момент", "способ", "прием" ГТ имеет содержание и форму конкретной техники. Подобная гуманитарная техника применяется как "сила воздействия", характеризуется как "манера", используется как "контроль"(ситуации, поступков, состояний). 5). При разработке ГТ используется акмеологическое знание(см.: акмеологическое знание), технологизированное по критериям, соотносимым с сущностными проекциями субъекта деятельности как индивида, личности, профессионала и индивидуальности.

Имея акмеологическую основу, ГТ включают комплекс социальных, естественнонаучных и гуманитарных знаний и способны наиболее полно раскрыть " синтезирующую духовность " личности(Н.А.Бердяев). Психологический( эмоции, воля, восприятие, мышление, психическая регуляция), физиологический ( функциональные состояния, индивидуальные различия), медицинский (психотерапия, психогигиена, психопрофилактика, психокоррекция) аспекты ГТ позволяют моделировать и развивать интеллектуальную, эмоциональную, волевую культуру психической активности госслужащих( см.: культурный психосинтез). Социально-психологический, педагогический, управленческий, этический - коммуникативную и профессиональную культуру делового и межличностного общения, взаимодействия субъекта. Экологический, правовой, социологический аспекты - социальную и морально-нравственную нормативность.

Структуру ГТ представляет матрица, на базе которой разрабатываются любые виды ГТ: цель и задачи; методологическая основа; принципы разработки; условия технологического процесса; анализ конкретной ситуации; характеристики субъекта и объекта технологии, особенности их взаимодействия; этапы, приемы(стратегические, тактические) достижения цели; способы прогнозирования результатов; внедрение.

Гуманитарная технология самопознания –способы, механизмы сознательного выявления индивидом своих потенциальных возможностей и реальных(сформированных, наличных) знаний, способностей как субъекта профессиональной деятельности. ГТ самопознания индивида, его сильных и слабых сторон предполагает развитие такой способности как способность на уровне высокой психологической культуры, включающей навыки самоанализа, самооценки, рефлексии, интроспекции «разделить» себя на субъект и объект познания. Освоение ГТ самопознания позволяет субъекту: познать природные индивидуально-психологические особенности, изменять и влиять на них; адекватно реагировать на изменение определенных личностных проявлений в процессе развития и деятельности; регулировать предел допустимых(недопустимых) психофизиологических нагрузок; защищать себя от накопления негативных психофизиололгических состояний4 наилучшим образом мотивировать достижение желаемой цели; в полной мере реализовать имеющиеся возможности.

Гуманитарная технология саморазвития – отражает сознательное стремление субъекта деятельности сохранить и развить свою индивидуальность(Я-самость). Цель, направление, средства изменения и развития определяются самим субъектом на основе его процесса самопознания с учетом возможных альтернатив наиболее благоприятного развития в конкретных условиях жизни и деятельности. Освоение ГТ саморазвития целесообразно лишь в том случае, если у индивида на нее сформировался осознанный запрос, поскольку задачи саморазвития под силу ставить лишь тем, кто сознательно использует средства самосовершенствования, зная свои сильные и слабые стороны, расширяя пределы имеющихся знаний, умений, навыков, способностей, опыта. Освоение ГТ саморазвития позволяет субъекту выработать новые, альтернативные способы поведения и действий в достижении поставленных целей с учетом новых условий среды.

Гуманитарная технология самореализации составляет основу Я-концепции субъекта профессиональной деятельности, раскрывая потенциал личности посредством реализованных способностей. Реализованные способности являются технологическими, поскольку они востребованы, а их применение свидетельствует о наличии у субъекта конкретных умений и навыков. ГТ самореализации позволяет субъекту реализовать внутренние и внешние модальности его Я посредством специальных техник инвентаризации, программирования, саморегуляции, самоутверждения. Владение техникой инвентаризации развивает способность субъекта к адекватной самооценке знаний, качеств, способностей, умений, навыков, привычек, ценностных ориентаций, стереотипов. Подобная способность значительно повышает возможности адаптации, продуктивности деятельности, обеспечивает адекватность поведения в нестандартных, пограничных и экстремальных ситуациях. Техника самопрограммирования включает развитие навыков аутогенной тренировки, овладение методами психогигиены. Способность субъекта к самоорганизации является показателем его культурно-профессиональной зрелости. Способность к самоорганизации позволяет не только познать себя, адекватно оценить сильные и слабые стороны, но и реализовать лучшие возможности по отношению к себе, окружающим, обществу в целом. Данная способность является интегральной совокупностью природных, социальных и технологических свойств индивида, воплощенная в осознаваемые усилия воли, интеллекта, мотивы поведения и реализуемая в деятельности конкретными умениями и навыками. Техника саморегуляции развивает навыки индивида самостоятельно регулировать, контролировать и корректировать свои психические процессы и состояния, поведение, мотивы, побуждения. Она также совершенствует духовность субъекта, поддерживает его социальное, профессиональное, нравственное, психофизиологическое здоровье. Развитие технологической способности субъекта к саморегуляции соотносится с глубиной самосознания, адекватностью и устойчивостью его самооценки, позволяя продвинуться от Я-реального к Я-идеальному. Техника самоутверждения направлена на претворение целей, позиций, мировоззренческих идеалов, достижение и реализацию профессионального акме субъекта. Развитие технологической способности к самоутверждению есть путь самовыражения, выбор собственной позиции, особенно в проблемных ситуациях. Таким образом, техники инвентаризации, программирования, саморегуляции, самоутверждения как субъективные рычаги личностного и профессионального роста индивида, согласно его Я-концепции, развивают соответствующие технологические способности, необходимые ему в профессиональной деятельности и как субъекту ГТ самопознания, саморазвития и самореализации.

Д

ДЕГРАДАЦИЯ ЛИЧНОСТИ — утрата психической уравновешенности, устойчивости, ослабление активности и работоспособности. На Д. л. указывает повышение раздражительности, расстройство внимания и памяти, снижение адаптационных возможностей, сужение интересов. Д. л. может выражаться и в развитии благодушия, беспечности, безволия. Деградация личности, учитываемый в акмеологии регресс развития, который необходимо диагносцировать с точки зрения его обратимости (необратимости) для определения способов его преодоления, компенсации средствами психотерапии, различными способами реабилитации или акмеологической поддержкой личности.

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ - психический компонент работоспособности; способность к эффективной психической и прочей деятельности. Д. - качественная характеристика профессионализма личности.

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ — состояние отчужденности личности от самого себя, неадекватное восприятие человеком своего «Я. Д. может привести к комплексу неполноценности. Причины Д. могут быть психофизиологические (определенные заболевания), авторитарный стиль руководства группой, в которую входит личность, неумение саморегулировать свое состояние в случае эмоциональных перегрузок, длительная изоляция личности от благоприятного общения.

Преодоление Д. связано с возвращением интеллектуальной, эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности в нормальное русло на основе осознания ею своей значимости для других, необходимости психического развития для достижения перспективных жизненных целей, на основе акмеологической поддержки, а также овладения приемами аутогенной тренировки.

ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determinare - определять) - причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. В акмеологии особую значимость имеет куммулятивно-факторная концепция причин, детерминизма.

ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ - изменение психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональных обязанностей, снижение уровня профессиональных знаний, навыков, умений до неприемлемого уровня.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - общественно-организованный способ реализации, социальной и личностной активности, удовлетворение жизненных и творческих потребностей. В философии в качестве ее структуры рассатривается цель, средство и результат, в психологии в эту структуру включаются мотивы, а на личностной уровне - притязания, инициатива и ответственность, а также удовлетворенность-неудовлетворенность как субъективное переживание результата; рассматривается соотношение деятельности и ее составляющих, соотношение внешней и внутренней деятельности, превращение внешней во внутреннюю (А.Н.Леонтьев), единство сознания и деятельности.

Акмеология рассматривает проблему совершенствования личности как субъекта деятельности, оптимизации деяельности (прежде всего, профессиональной), мастерства, творчества. Введение категории деятельности позволяет рассматривать ряд ее существенных механизмов - саморегуляции, самоорганизации, регуляторной роли сознания (С.Л.Рубинштейн), а также исследовать специфику совместной и коллективной деятельности.

ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — определение индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития. Психодиагностика — необходимая предпосылка профессионального отбора, совершенствования обучения и воспитания, комплектования трудовых коллективов. Д. п. р. проводится путем тестирования и длительного изучения человека, его биографии, деятельности, взаимоотношений с другими людьми. Когда обнаруживаются отклонения в психическом развитии, вырабатываются меры по их исправлению и компенсации.

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - теория и практика выявления и измерения социально-психических особенностей личности, групп людей с помощью специальных психодиагностических методик; раздел психодиагностики.

ДИСПОЗИЦИЯ (предиспозиция) (от лат. dispositio - расположение) - готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их определенной последовательности. Комплекс предрасположенности к определенной реакции субъекта на внешнюю среду образует черты личности, систему ее установок, ценностей и т. д.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. differentia - различие) отрасль психологии, изучающая психические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий. Акмеология, изучая психологические особенности людей с различным уровнем развития у них профессионализма, смыкается с д. п.

ДУХОВНОСТЬ - индивидуальная выраженность в системе потребностей, мотивов субъекта двух фундаментальных - познания и жить, действовать "для других". Д. - компонент «акме» личности.

Ж

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ – понятие научно представленное и концептуально обоснованное немецким психологом Ш.Бюллер (см. Ш.Бюллер). В отечественной психологии концепция жизненного пути личности разработана С.Л.Рубинштейном в философско-психологическом ключе и Б.Г.Ананьевым – в контексте человекознания. С.Л.Рубинштейн по мере разработки проблемы жизненного пути на протяжении 20 лет, ставит акцент на роли личности как субъекте своей жизни, ее сознательно строящей и – одновременно не ограничивает трактовку личности ее абстрактной структурой, рассматривает ее во времени и пространстве - масштабе всей жизни. Концепция Б.Г.Ананьева, названная им “жизненным циклом”, ценна стремлением соединить возрастную и социальную периодизацию жизни личности, исследовать закономерные комплексные связи развития разных психических функций, рассмотреть личность как систему, вписанную в социальную систему и системы социальных групп, своим эмпирическим характером и введением в поле зрения психологии и психологов проблем взрослой личности (поскольку большинство конкретных исследований личности, имели своим объектом личность ребенка), ее зрелости, достижения ее вершин своей жизни “акме”, раскрытии индивидуальности как высшего уровня развития, и, наконец, включением (признанием) проблемы старости как закономерного этапа жизни человека, требующего своего изучения и осмысления (поскольку понятие геронтологии в отечественной науке практически отсутствовало).

Идеи Б.Г.Ананьева о личности взрослого, о зрелости как особом ее качестве, об “акме” как высших ее жизненных достижениях открыли перспективу возникновению современной комплексной научной дисциплины – акмеологии. Она интегрирует все понятия индивидуального уровня бытия человека – “индивид”, “личность”, “индивидуальность”, “субъект”, ставя своей задачей оптимизацию развития человека во всех качествах.

Проблема жизненного пути продолжала разрабатываться учениками и сотрудниками С.Л.Рубинштейна. К.А.Абульхановой-Славской была представлена концепция субъекта жизненного пути как организатора, регулятора своей жизни, разрешающего ее противоречия и развивающегося “по восходящей”, структура жизненного пути, включающая жизненную позицию, линию, перспективу и смысл жизни, эмпирически исследована способность личности к организации времени жизни. Л.А.Анциферова рассмотрела круг проблем развития личности, картину жизни, стратегий совладания личности с трудными жизненными ситуациями, в том числе – ее старения.

З

ЗАДАТКИ - врожденно обусловленные анатомо-физиологические и в некоторой степени психические особенности индивида, составляющие основу развития его способностей. Задатки предшествуют появлению «акме» личности.

ЗДОРОВЬЕ - по определению ВОЗ (1968) - есть состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека. Таким образом, в основу понятия здоровья закладывается системно-функциональный подход, при которым главным его принципом является не только или не столько отсутствие болезней и физических дефектов, сколько возможность полноценной жизнедеятельности. Анализ теоретических исследований, посвященных разработке концепций здоровья в медицине, свидетельствует об игнорировании его важнейшего постулата. В медицине, здоровье и болезнь рассматриваются как взаимоисключающие состояния. До настоящего времени не выявлено какой-либо особой первоосновы или субстрата здоровья человека. Само здоровье при этом оказывается количественно неизмеримым: оно либо есть, либо его нет. Выделение подобного типа здоровья (полного, абсолютного) практически осуществляется методом последовательного исключения у конкретного лица клинических и морфологических признаков всех известных заболеваний, перечень которых расширяется. Поиски абсолютно здоровых лиц на основании данного подхода оказались малоуспешными. Появился термин «практическое здоровье», или «третье состояние», т.е. относительное, не абсолютное, в котором, по мнению многих исследователей находится ни много ни мало больше половины всей популяции людей.

Приводим несколько наиболее принятых определений понятию здоровья.

Ю. П. Лисицын [1973] рассматривает здоровье человека как гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными явлениями.

В. П. Казначеев [1974] определяет здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни. При этом автор обращает внимание на необходимость создания таких условий и таких гигиенических систем, которые обеспечивали бы не только сохранение здоровья человека. по и его развитие.

Рассматривая здоровье как социальную ценность. М. Попов и П. Михайлов [1975], Р.М. Баевский [1979] определяют его как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической. психической и социальной сущности человека. Авторы считают удовлетворение здоровых потребностей средством в укреплении, поддержании или восстановлении здоровья; с другой стороны, потребность в здоровье представляет последующее звено па пути к достижению высших целей. Г. И. Царегородцев [1983] определяет здоровье как состояние гармоничной саморегуляции и динамического равновесия со средой, совокупность психосоматических состояний организма, обеспечивающих возможность оптимального функционирования человека в разнообразных сферах жизни. Здоровье - не только отсутствие болезни, но также и способность организма и личности быстро и своевременно приспосабливаться к изменяющейся социально-психологической и природно-экологической обстановке и выполнению различных социально-биологических и социально-трудовых функций.

В монографии «Медицина и общество» [1983] О.П. Щепин, Г.И. Царегородцев, В.Г. Ерохин дают определение индивидуальному здоровью как состоянию оптимальной жизнедеятельности человека, обеспечивающему полноту реализации его сущностных сил. Под сущностными силами авторы понимают человеческую жизнедеятельность.

В.П. Петленко и Г.И. Царегородцев [1979] обращают внимание на то, что многие заболевания не влияют отрицательно на способность полноценно трудиться. Вместе с тем критерий трудоспособности для характеристики оптимальной жизнедеятельности человека имеет большое теоретическое и практическое значение. Из работ отечественных и зарубежных геронтологов [Маньковский и др., 1985; Ishii, Sternby, 1978, Franke, Schramm, 1980] известно, что при патолого-анатомических вскрытиях долгожителей выявлено наличие у ряда из них множественной патологии, что рассматривается как парадокс долгожителей, заключающийся в их способности жить и сохранять определенный диапазон работоспособности на фоне множественных и разнообразных патоморфологических изменений в органах и тканях. Отличительными чертами долгожителей являются высокая социальная активность и, как правило, доброжелательный характер.

Таким образом, в определении сущности здоровья, возможностей его оценки остается много неясного. Теоретические предпосылки остаются на уровне эмпиризма. Из предложенного множества трактовок понятия «здоровье» ни одна не нашла применения в практике, так как ни один из авторов не предлагает конкретных методов оценки здоровья, иными слонами, все определения носят абстрактный характер.

Центральной методологической проблемой акмеологии здоровья является разработка науки о здоровье, которая должна быть интегральной, базироваться на достижениях профилактической медицины, развиваться на стыке биологии, экологии, медицины, психологии и других наук. Как интегральная наука, она должна отражать связь между специальными знаниями и философским мышлением.

При таком методологическом подходе следует отказаться от деления людей на здоровых и больных, появляются возможности определить конкретное состояние здоровья. В зависимости от выраженности, степени развития, количественного проявления всех элементов системы, их согласованности, уравновешенности с внешней средой можно и необходимо каждому человеку определить и оценить целостное состояние здоровья (с учетом имеющегося заболевания), выявить слабые его показатели, угрожающие ухудшением здоровья (их принято называть факторами риска), или, наоборот, увидеть сильные стороны, обеспечивающие высокий уровень здоровья (факторы благополучия).

ЗАЩИТА ПСИХИЧЕСКАЯ - бессознательный, спонтанный регулятивный механизм устранения тревоги, неприятных, психотравмирующих переживаний, эмоций, любого психического дискомфорта, связанного с осознанием конфликта. Функцией з. п. является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний (см.: вытеснение, сублимация и др.). З. п. ведет к специфическому изменению содержания сознания как результату функционирования ряда защитных механизмов: подавления, отрицания, проекции, идентификации, регрессии, изоляции, рационализации, конверсии и др. З. п. может выступать как одной из причин, сдерживания развития «акме», так и механизмом сохранения психического здоровья личности путем снижения ее профессиональной активности.

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ - психические явления, реакции с помощью которых достигается гармония, равновесие между сознательным и бессознательным. В настоящее время к з. м. принято относить такие явления как вытеснение, идентификация, противоположная реакция, компенсация, гиперкомпенсация, замещение (перенос), сверхценные идеи, подавление, установка, реактивная реакция, проекция, символизация, фиксация, регрессия, диссоциация, сопротивление, сублимация, конверсия, фантазирование и др. З. м. проявляются и в процессе формирования профессионализма личности.

ЗРЕЛОСТЬ – длительный возрастной период, среднее звено жизни человека между юностью и старостью (примерно от 25 до 65 лет); характеристика высокого уровня отдельных сторон психического развития.

Ранее считалось, что в период зрелости психическое развитие стабилизируется и образует ровное “плато”, за которым после зрелости следуют его спад, остановка, регресс. В современных исследованиях (Б.Г.Ананьев, Е.И.Степанова, Л.И.Анцыферова и др.) показано, что в период зрелости психическое развитие не прекращается. Этот возраст характеризуется появлением новых качеств, психических новообразований, таких как активность человека по интеграции пройденных им этапов жизненного пути, анализ достижений и ошибок прошлого опыта, мудрость, способность к варьированию и экспериментированию социальных ролей, к выработке индивидуальных стратегий адаптации и компенсации, креативный тип отношения к жизни и др. Эти позитивные тенденции на этапе зрелости могут сопровождаться переходными периодами, кризисами, потерями в развитии. Развитие в период зрелости включает оптимумы, пики, спады (А.А.Бодалев, Н.В.Кузьмина). Оптимумы и спады развития в период зрелости определяются характером деятельности и активности человека: наиболее интенсивно развиваются психические функции, которые востребованы в ходе профессиональной деятельности и в процессе непрерывного образования. Наступление зрелости человека как субъекта познания, труда и общения не совпадает по времени (Б.Г.Ананьев), что вызывает неравномерность и гетерохронность развития.

В контексте акмеологии зрелость трактуется как наиболее значительный период в жизни человека, знаменующийся достижением наиболее высоких результатов в профессиональном и личностном развитии человека. Акмеология исходит из возможности развиваемости, упражняемости, тренируемости, пластичности большинства психических качеств человека в период зрелости, из целесообразности опоры на накопленный человеком профессиональный и личностный опыт, на возрастающую в период зрелости активность человека как субъекта своего жизненного пути.

И

ИГРА - это особый тип поведения людей, их взаимодействия, осуществляемый в рамках специально созданных сюжетов, правил, принципов. В игре в различной степени совмещается "искусственное" (произвольность замысла) и "естественное" (воспроизведение реальности жизни людей). Произвольность замысла, вводимых правил предопределяется идеей создания условной действительности, в рамках которой можно было бы реализовать те потребности в самореализации и самораскрытии, которые нельзя осуществить иным путем. Наиболее искусственным типом игры является игра по правилам.

ИГРА (типы):

Игра деловая — ролевое воссоздание предметного и социального содержания той или иной деятельности, характерных для нее особенностей взаимодействия, общения и взаимоотношений. Мотивация взаимовосприятия, нормы поведения участников Д. и. позволяют достигать дидактических и воспитательных целей. Применяются различные виды Д. и.: ролевые ситуационные, ролевые статусно-позиционные и предметные. Специфика ролевого поведения учащегося выражается в положительном отношении к изучаемому предмету, повышенной требовательности к самому себе. Установлено, что в игре ситуационно активизируются эмоции и чувства обучаемых, влияющие на формирование адекватного ролевого учебного поведения, что в свою очередь влияет на эффективность усвоения учебного материала. При организации обучения и формировании стиля обучения в системе «педагог — учащийся» целесообразно учитывать некоторое повышение внушаемости и эмоциональности учащихся, а также их интеллектуальных возможностей. Вид Д. и. следует выбирать в зависимости от характера учебного материала и этапа работы над его усвоением. В учебных заведениях создаются банки Д. и., которые дают преподавателям возможность отобрать для учебного процесса наиболее целесообразный вид этих игр.

Игра по правилам – это такой тип организации игры, когда в основу кладется фиксированная группа правил. Участник игры свободен в своих действиях и в самоорганизации в пределах рамок, вводимых общими правилами. Но для этого сами правила должны быть настолько абстрактными и выведенными из практики манипулирования и организации действий, чтобы включать в себя достаточную свободу в действиях и самоорганизации игрока. Правила по своему содержанию могут касаться манипулирования с предметами, постановки задач на поведение людей, их взаимоотношений. В том и другом случае правила предполагают их приложение в реальном ходе манипулирования и построения действий. Тип применения правил сводится либо к их конкретизации и переводе в статус нормы действия, правила оперирования, либо к соотнесению с способами оперирования, нормами действия. Возможно рассмотрение правил в качестве средств организации нормативных или корректировочных процедур. Если игра по правилам является субъективно значимой не только по окончанию игры, но и в ходе игры и возникает подчеркнутый, внутренне и внешне, интерес к результату или ходу игры. то повышается вероятность возникновения склонности не только к усвоению правил и ситуационно-формального, субъективно отчужденного их применения, но и к тщательному, систематическому слежению за ролью правил в конструировании игрового сюжета. Последовательное слежение за развитием реального хода игры, принятием решений партнера, конструированием сюжетов и соотношений игроков на игровом поле, с одной стороны, и содержательно-процессуальных проявлений правил игры, с другой стороны, позволяет прогнозировать ход игры и поведение партнера, проектировать возниконовение проблемных ситуаций для партнера, целеустремленно реализовывать игровые установки.

Игра ролевая – это тип организации игрового процесса, в котором главным фактором выступает фиксация содержания предполагаемых ролей. Основу роли в такой игре составляют особенности бытия фиксированного персонажа. В зависимости от типа игры роли могут быть субъективно ориентированными и нормативно-деятельностно ориентированными. В первом случае определенность характера и личностной структуры составляет ту сущность, проявлением которой становятся конкретное поведение и динамика внутренних состояний. Сценарист строит драматическую линию на столкновении характеров, личных типов. Поэтому для успешного участия в такой ролевой игре актеру или иному участнику в актерской функции приходится акцентировать свое внимание, в ходе идентификации персонажем, на специфичность типа личности, характера. Во втором случае основу игры составляет столкновение типа деятельностной специфики одного персонажа с типа деятельностной спецификой другого персонажа. Сценарий зависит от понимания сущности типов деятельности и их взаимозависимости в конкретных предполагаемых и конструируемых сценаристом обстоятельствах. Актеру в такой игре приходится учитывать типовые деятельностные требования в ходе идентификации с персонажем и в ходе игры. Если в первом типе ролевой игры мир человека в типовых его вариантах субъективно близок и трудности идентификации связаны лишь с консервативностью присущего “актеру” типа личности и характера, то во втором типе игры трудности идентификации предопределены условием сохранности докультурных форм отношений, консервативностью субъективного мира в отношениях с социокультурным миром. В детском варианте ролевых игр сценарная активность детей и подготовленность идентифицированности в ролевом бытии еще низки, несистематичны, неопределенны, случайны. Игра используется в терапевтических целях.

Игровая психотерапия – этот тип психотерапевтической практики, в которой игровой механизм используется в качестве средства решения терапевтических задач. Любой тип игр имеет психокоррекционную значимость, так как в игре существуют условия для самоотношения и организации психокорректировочных воздействий на игроков со стороны игротренеров (игротехников) и самих игроков. Психотерапевт изучает психическое состояние пациента, его динамику, предисторию, тип психических отклонений, связь психотипа, акцентуированности личности с генезисом психического отклонения, органические предпосылки психически отклонений. Затем он намечает “траекторию” измененной психодинамики, механизмов организма и психики, либо комплексов этих механизмов, связи между ними. В рамках этой траектории и формы динамики внутренних качеств психотерапевт определяет те фрагменты-траектории, которые обеспечиваются только психокоррекционными возможностями игры определенного типа. Лишь после этого разрабатывается сценарий игры, учитывающий характер ведущего отклонения, его источника и возможности данного типа игры. Психотренер и психотерапевт может привлекать к осуществлению сценарного замысла профессиональных актеров, как это делается в психодраме, но может использовать и готовность самого пациента к актерскому воплощению. В легких формах психических отклонений участие пациента всегда является предпочтительным, так как наряду с вовлеченностью в сюжет, чувствительность к которому и значимость для человека определяют глубину воздействия на психику. Корректируемый субъективно и органически врабатывается в психодинамическую миниатюру и следует по пути к кульминации и развязке. Мастерство психокорректора состоит в опознавании уровня включенности, соответствия динамики спроектированной траектории, возможных отклонений от сценария, их значимости для выполнения плана психокоррекции и др. Корректируемый человек может опираться как на интуитивные формы прохождения пути, так и на осознавание и соучастие в выполнении намеченного плана. Это наиболее очевидно для развивающих игр с ярко выраженным слоем рефлексивного сопровождения.

Применение игры для укорения процесса формирования и раскрытия способностей человека позволяет превратить игру в особое средство акамеологогических исследований, разработок. Это предполагает вненсение в процесс конструирования инровых требований акмеологических закономерностей, проблем и ориентиров.

ИГРОМОДЕЛИРОВАНИЕ - это процесс моделирования в условиях игры и обеспечение возможности осуществления модели реально. Моделированию, с учетом соответствующих критериев, подлежат профессиональная деятельность или жизнедеятельность включающая взаимодействие людей в формах противодействия, операции и т.д. Игровая составляющая игромоделирования соответствует природе игры, находящей свое оформление в театре, т.е. включает в себя актерские действия перевоплощения и репрезентацию событий на сцене, организацию актерских действий со стороны режиссера-постановщика в пределах содержания сценария, разработку сценария в пределах идеи, замысла игры и на материале прототипа реальной жизни, выявление и введение сверхидеи, ценности будущей игры, организует восприятие, тип наблюдения, формирует отношение к демонстрируемому на сцене. В отличие от игр в художественном театре деловые игры имеют в качестве образцов профессиональную деятельность решение профессиональных задач и проблем. Ведущим процессом в игромоделировании выступает сценарирование и пересценарирование деятельности в рамках решения практических, консультационных, исследовательских, учебных, культурных, диагностических задач и проблем. Источником игромоделирования являются затруднения в реальном пространстве и времени деятельности и первоначальных попытках анализа и преодоления затруднений. В игромоделирование вводятся те проблемные сюжеты, ответ на которые предполагает исследование деятельности и проявлений людей в деятельности, а также сопутствующих этому конфликтов, общения, коммуникации и т.д. Оформление системообразующих вопросов и становится основанием введения критериев игромоделирования. Само игромоделирование является наиболее специфичным средством акмеологических исследований и совершенствования профессиональных способностей и деятельности.

ИГРОТЕХНИКА - это техника профессионального совершенствования людей в игровой форме. Это процесс решения и постановки задач и проблем игротехником, реализация синтетической функции режиссуры и сценарирования игры и организация ее практического проведения. Игротехник как человек, реализующий игротехническую функцию, является особым типом управленца. Специфика решения управленческих задач и проблем предопределяется моделированием и его игровой формой. Поэтому особое внимание игротехник уделяет рефлексивному анализу как действий игроков, так и своих действий, а также всего хода игрового процесса. Моделирование стимулирует обращение внимания на критерии трансформации первоначальных образцов игродействий в общую цель. Методология как источник строго определенных систем понятий и категорий, употребляемых в функции средств организации деятельности, в деятельности самого игротехника приобретает все большую значимость как использование критериальной базы вместе с развитием рефлексивной практики и рефлексивной культуры, именно она позволяет резко повысить определенность и глубину анализа игродействий участников и придать не случайность своим корректирующим действиям. Наряду с интегральной (методологической) критериальной базой игротехник использует дифференциальные (предметные) системы средств, присущим отдельным наукам. В деятельности игротехника выстраиваются особо значимые акценты, среди которых следует отметить акценты на мышление игроков, их личностные качества, на специфику групповых событий. Это приводит к расщеплению технологических форм игротехники на мыслетехнику, психотехнику и группотехнику. Совмещение этих базовых техник в целостности игротехники представляет сложнейшую проблему, а развитие игротехнических способностей предстает как становление высших форм управленческих способностей. Поэтому игротехника составляет предмет особого интереса акмеологии.

ИГРОТЕХНИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ -это рефлексивный процесс, осуществляемый игротехником в ходе игры или после нее своих игротехнических действий, возникших в решении игротехнических задач и проблем затруднений относительно фиксированных рамок игры. Как и любой рефлексивный процесс, он имеет фазы реконструкции ситуации в целом, процессов и их траекторий, касающихся игротехнической работы, реконструкции причин затруднений, оценки этих затруднений и процессуальных последовательностей, выработки принципа более совершенного течения процессов, стратегии и конкретных проектов этих процессов для преодоления затруднений или при допущении возможности изменения конечных целей и критериев будущего действия. Поскольку игротехник выявляет тип причины затруднения и неудачного процесса, то ему приходится располагать конкретное затруднение в различных типовых координатах, присущих форме игропроцесса - в категориях мышления, действия, общения, противодействия, коммуникации и т.д., имеющих свою логику и свои способы снятия возникшего разрыва. Тем более, что сюжет и сценарий сами по себе имеют деятельностный характер и описываются в соответствующей мысленной и деятельностной формах. Относительно модели деятельности, привнесенной в игру, игротехник и осуществляет самоопределение игроков и отслеживание способов реализации их самоопределения. По каждому аспекту слежения за игродействиями игротехник строит свои игротехнические действия, коррекции действий игроков и синтезирует их в единый игротехнический проект. При отслеживании своих действий он воссоздает множество составляющих своих затруднений и использует синтетическую картину для самокоррекции в пределах игрового замысла.

ИГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ - вид тренинга, в котором решаются типовые задачи, моделируемые игротехнически. Тренинг предполагает жесткое оформление содержания и структуры задачи и многократное воспроизведение решения задачи по критерию точности соответствия реальных действий участников содержания задачи. Увеличение полноты этого соответствия по ходу тренинга на его микроэтапах является основным условием его результативности. Игротехнические задачи, в силу их особой сложности в практике игромоделирования, сводимы к однозначности содержания лишь частично. Поэтому тренинг игротехнического типа опирается на выявление различных зон упрощений реальных образцов игротехнической работы. Другим условием сведения модели к значимому для тренинга варианту является тщательная концептуально-понятийная подготовка, в которой содержание модели не только концептуально реконструируется, но и оценивается по критерию простоты и переводимости в практический демонстрационный вариант. Особую роль в подготовке тренинга и формулировке тренировочных задач играет иерархизация типов содержания моделей по уровням их сложности. Концептуально-понятийная работа предоставляет возможность наметить стратегию тренинга. Стратегии тренинга могут быть дифференциальными и интегральными, когда соотносятся уровни сложности различных типов процессов игротехнической работы, что позволяет надежно и постепенно «выращивать» соответствующие способности участников.

ИГРОТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ - это моделирование игротехнической деятельности в игропроцессе. При всей сложности игротехнической работы игротехник или его обслуживающий аналитик осуществляет систематизированную рефлексию. Он реконструирует сложившуюся ситуацию в игропроцессе и в действиях игротехника, воссоздает причины зафиксированных или выявляемых затруднений в игротехнической работе, строит неслучайные, в рамках концептуальных и ценностных критериев, версии коррекций действий игротехника или исходных целевых установок. Рефлексивный цикл используется в моделировании как общее условие трансформации первоначальных действий игротехника или его внутренней самоорганизации. Именно это и является необходимым условием игротехнического моделирования. В качестве достаточного условия следует считать подчинение трансформационного процесса достаточно строгим, однозначным и общим критериям выделения и демонстрационного изучения того момента, той стороны реального игротехнического образца, который поможет ответить на поставленные вопросы. Тем самым в игротехническом моделировании решение игротехнических задач предназначено не для самой решаемости задач, а для поиска новых знаний об игротехнической работе, происходящей или возможной. Поэтому вместе с приобретением этих знаний снимается и необходимость продолжения игротехнического моделирования, а игротехническая работа переходит в ранг практической с установкой именно на решение поставленных задач. В силу поискового характера игр типа ОДИ вероятность необходимости в игротехническом моделировании резко повышается и сами игры превращаются в цепь игротехнических моделирующих процедур, ведущих к интенсивному росту игротехнического мастерства. По той же причине игротехническое моделирование выступает как естественный акмеологический полигон управленческой деятельности.

ИДЕАЛ (от франц. ideal, греч. idea - идея, прообраз) - образ, являющийся воплощением совершенства, образец, высшая цель стремлений человека. И. акмеологичен по своей сути, так как связан с высшими достижениями людей, с их стремлениями к прогрессу, в том числе и в профессионализме.

ИМИДЖ (от англ image) – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально сокращенный образ кого-либо (или чего-либо). Нередко имиджем называют сильное стереотипное впечатление о ком-либо. Проблема имиджа в научных исследованиях разрабатывалась однонаправленно как имидж лидера или политики, существенно меньше исследований имиджа организации, проекта, города, региона, страны. Поэтому в дальнейшем речь пойдет в основном о политическом имидже.

Проблема эффективного имиджа в политической деятельности играет особую роль, т.к. массы в основном склонны реагировать скорее на личность, а не на идею. Политический имидж находится как бы встречном движении отражения особенностей личности лидера и социальных ожиданий масс, т.к. имидж это не столько то, что пропагандируется, сколько то, кому пропагандируется. Основными характеристиками имиджа являются его целостность, стереотипность, яркая образность, прагматичность, целенаправленность. Эффективный имидж должен удовлетворять нескольким общим требованиям: в нем должны быть черты победителя, черты “отца”, стереотипная многоклановость (подстройка под социальные ожидания различных групп), открытость (видимая доступность). Кроме того, эффективный имидж формируется в результате активных и разноплановых коммуникаций.

Имидж политика формируется под влиянием трех групп факторов: личность кандидата; отображение его в средствах массовой информации (СМИ); исторические события или трудности данного периода времени. Основными психологическими технологиями формирования эффективного политического имиджа являются: а) опора на идеальный (“вычисленный”) образ кандидата; б) опора на психологические модели (в основном применяются трех-четырех звенные: “интеллект-потенциал-нравственные качества”, или “харизма-интеллект-потенциал-нравственные качества”); в) использование социально-психологических феноменов “ореола”, “новизны”, “контраста” и “подобия”; г) политическая реклама. Имидж лидера в многонациональном регионе должен содержать этнопсихологические инварианты (т.е. черты, обладающие одинаковой привлекательностью для всех народностей).

Формирование эффективного имиджа требует от политика развития специфических профессионально важных качеств и умений. В первую очередь, коммуникативных и телекоммуникативных, яркой образности, стрессоустойчивости, направленности на взаимодействия, артистизма.

С течением времени имидж должен корректироваться. Данная коррекция должна осуществляться строго целенаправленно в соответствии с изменившимися социальными ожиданиями масс, но не носить радикального характера.

ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ – понятие, обозначающее реальные жизненные житейские представления людей, например, об интеллекте (умном человеке), личности, ответственности, которые отличаются от научных теорий, опирающихся на научные теории и критерии. Имплицитные теории принадлежат обыденному сознанию и всегда имеют культурно-специфический характер, различаясь в том или ином обществе, у разных наций, разных групп.

Имплицитные теории интеллекта личности стали, в свою очередь, предметом особенно острого интереса в последнее десятилетие (Sternberg, R. Conway D., Azuma H., Koshiwagi K., Fitzgeralol J., Mellor, S. и др), а У.Найсером было выдвинуто понятие “прототипа”, которое по существу содержит строгую модель переходов от реальной личности, реального интеллекта и т.д., абстрактность определения которых на бытовом уровне оказывается достаточно низкой, на более высоком уровне абстракции в прототип входят этнические, возрастные, культурно-специфические особенности. В отечественной психологии в последние десять лет был проведен целый цикл исследований имплицитных теорий, которые фактически являлись социальными представлениями (в терминах концепции С.Московичи) об интеллекте, своей личности соотносительно с обществом, ответственности, правде и лжи, счастье (удовлетворенности-неудовлетворенности) и т.д.

Проведенное Н.Л.Смирновой сравнение прототипов интеллектуальной личности в американской, японской, финской и российской выборках показали, например, что для американцев характерна совокупность трех факторов: способности к практическому решению проблем, вербального интеллекта, и социальной компетентности, для японцев, кроме социальной компетентности, оказался важным фактор социальной эффективности и оригинальности, для финских мужчин лидирующей оказалась способность решения проблем. Обобщая можно обнаружить, что ведущим для американского и финского общества является когнитивный фактор (в разных его конкретных модификациях), а в японском и российском – социальный фактор (в России – социально-этический).

ИНДИВИД ( от лат. individuum - неделимое) - 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, врожденного и приобретенного, носитель индивидуальных черт. 2) Отдельный представитель человеческой общности.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - интегральное свойство личности, совокупность индивидуально-психологических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой. «Акме» личности всегда индивидуально.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ - устойчивое сочетание различных структурных компонентов психики личности, предопределяющее ее индивидуальность, стиль деятельности и воплощающееся в ее качествах. И.-п. о. пронизывают профессионализм личности.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД — психолого-акмеологический принцип, согласно которому надо учитывать личностные особенности и условия жизни каждого человека.

В И. п. находит свое выражение гуманное отношение к людям, понимание их как исключительных ценностей. Успешное осуществление И. п. предполагает: глубокое изучение личности, ее деятельности и индивидуальных особенностей; определение ближайших конкретных и более отдаленных целей и задач формирования тех или иных качеств (или преодоления недостатков); применение принципов, методов, средств и приемов воздействия соответственно задачам воспитания и обучения данной личности с учетом ее особенностей и деятельности; анализ результатов применения воздействий к тому или иному человеку.

Важное значение для осуществления И. п. имеет знание и учет трудностей, ошибок, недостатков и успехов каждого в деятельности. И. п.— это уважительно-активное, целеустремленное и наиболее целесообразное для данного человека применение различных воздействий. Поддерживая стремление человека к самореализации и самоутверждению, акмеолог может способствовать развитию у него необходимых личностных качеств, овладению знаниями, навыками, умениями. И. п. к каждому, изучение и учет уникальности его личности — важный компонент педагогического мастерства.

И.п. - важный психологический принцип обучения и воспитания, согласно которому в учебно-воспитательной работе принимаются во внимание индивидуальные особенности каждого учащегося (Б.Г.Ананьев, Анцыбор, Кирсанов, Ратунский, И.Унг и др.).

Индивидуальный подход обычно начинается с учета преподавателем наличных, уже сложившихся особенностей умственного и личностного развития и с фактического приспособления к ним; в этих случаях индивидуальный подход чаще применяется к слабоуспевающим учащимся с целью облегчения усвоения ими программного материала и для коррекции неблагоприятных проявлений психического развития учащихся.

Вместе с тем индивидуальный подход может иметь не только адаптивный, но и конструктивно-опережающий характер (А.К.Маркова); в этом случае он может состоять в целенаправленном проектировании, формировании, упрочении будущих желательных качеств учащихся, в помощи педагога учащемуся при осознании им своей индивидуальности, в совместной работе педагога и учащегося по усилению черт каждого ученика как неповторимой, уникальной личности.

По мере взросления человека индивидуальный подход к нему в ходе обучения и воспитания не свертывается, а приобретает иные формы.

В акмеологии индивидуальный подход может осуществляться в ходе акмеологического сопровождения профессионального роста работника при выборе и построении индивидуальной траектории профессионального развития специалиста – акмеограммы. Индивидуальный подход создает условия для раскрытия внутренних резервов человека, определения перспектив дальнейшего профессионального и личностного роста человека, стимулирования специалиста к построению собственной индивидуальной программы саморазвития.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - направление, разработанное отечественными психологами (Е.А.Климовым, В.С.Мерлиным, Е.П.Ильиным с сотр.). Это направление отличается от зарубежных "деятельностным", а не "личностным" подходом к детерминации стиля; его "исходными идейно-теоретическими положениями" стали идеи Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, В.С.Мерлина). Индивидуальный стиль деятельности определяется, в узком смысле, как обусловленная индивидуальностью субъекта "устойчивая система приемов, способо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: