28.Экологический подход к зрительному восприятию вкратце:(не только элементарные ощущения, но и более сложные образы сознания строго детерминированы стимулами,т.е.экологическими воздействиями).
Гибсон. Восприятие – непосредственное извлечение информации.
Сравнение классического (субъектный, объектный) и экологического (взаимодействие) подходов .
Классический подход . Экологический подход .
1. Субъект. Абстракция наблюдателя. Исследователь внешнего мира. Обитатель мира, часть окружающей среды. Он включен в мир.
Мир. Набор изображений.
Гибсон: видимое поле, открывающееся глазу субъекта. Сами объекты. Внешний мир – жизненное пространство.
Наличного сенсорного материала не хватает для построения образа, обогащение прошлым опытом.
Фазы восприятия : 1) получение первичного материала. 2) его интерпретация. Восприятие – опосредованный процесс. Восприятие – непосредственный контакт с реальностью.
2. Пространство. Идеальное протяженное 3-мерное пространство. В нем есть фигуры, обладающие свойствами. Земная поверхность, на которой живем. В нем есть сочетание объектов. Они состоят из веществ. Человек существует в мире поверхностей, имеющих текстуру. Они переходят друг в друга. Объект – встроенная часть жизненного пространства как компоновки поверхностей, встроенных друг в друга.
|
|
Время. 4 измерение пространства. Идея прошлого, настоящего и будущего. Событие во времени может рассматриваться в разном объеме. События во времени встроены друг в друга.
Источник извлечения возможности – окружающая среда. Экологическая оптика. Зрительная информация извлекается из светового потока. Предметы освещены – каждая точка жизненного пространства обеспечена световым потоком. Воспринимаем не свет, а объемлемые им поверхности. Структура светового потока постоянно меняется во времени. Восприятие инвариантов. Поверхности имеют текстуру, которая закономерно меняется. Градиент текстуры – закономерное, инвариантное изменение текстуры поверхности. Градиенты – источники зрительной информации.
В мире нет разницы между тем, что кажется, и тем, что есть на самом деле. “Изучаю только реальное восприятие”. Основной механизм извлечения возможности – внимание к объекту. Это есть активность. Из светового строя субъект извлекает информацию не только о мире, но и о себе. На границах поля происходит постоянные изменения, которые дают субъекту информацию о себе. Субъект восприятия целостен, встроен в мир..