1) объектный подход. Признаки: а) наличие универсального языка для описания всех психических процессов. Б) реактивность субъекта. В) сведение сложного к простому.
2) субъектный подход. Признаки: а) активный субъект. Б) активность оснащена средствами. В) источником средств является прошлый опыт субъекта (онто- и актуал- генез).
3) взаимодействие субъекта и объекта. Признаки: а) мышление и восприятие - самостоятельные процессы. Б) отрицание участия в познании прошлого опыта. В) не допускается моделирование процесса.
(1) 1) структурализм (классическая психология познания). Выделение элементов восприятия. “Чистые ощущения”. Метод: аналитическая интроспекция. Элементы образа = свойства объекта, которые можно выделить только с помощью интроспекции. Это требует активности, но активность субъекта не учитывается в анализе восприятия. Точное соответствие между особенностями стимула и ощущениями, которые он вызывает. Внешние энергии – орган – ощущение. Мюллер: принцип соответствия.
Выделение элементов восприятия – ощущений. Образ образуется путем их суммации. Образ строится, объект осознается по отдельным признакам, сложенным из отдельных элементов. Процесс восприятия – опознание объекта по отдельным свойствам. Условие опознания предмета – образы-представления.
|
|
2) гештальт психология восприятия как особо яркий пример.
Акцент на врождеенный характер перцептивных процессов
Основываеться на целом а не на единицах - пример мелодия, контур треугольника. Самое главное не элементы, а процесс их пораждающий.
Физиологич. Г. - концентрация хим. веществ на окончаниях возбужд. Волокон достигает устойчивого состояния конструкция, представляющая в своем пространственном распределении фигуру будет отличаться от концентрации, представляющей фон. Ионы будут диффундировать - из зоны фигуры в зону фона - вызывая эл ток вокруг контура фигуры.
Принцип изоморфизма (равенство формы) - воспринимаемый квадрат должен соответствовать области возбуждения в виде квадрата в зрительной коре.
Зрительное поле -
Силы, действующие в з.п. 1) чем больше количественное сходство между процессами в зп тем сильнее связ силы между ними 2) чем больше сходство по интенсивности - тем ---/--- 3) чем меньше расстояние между процессами - тем ---/--- 4) Чем меньше временной интервал (3-4 хорошо опис фи-феномен).
Чем сильнее противореч межд связывающими и сдерживающими силами тем больше энергии в зрительном поле способно произвести перцептивную работу (замыкание неполных фигур, искажения, группировка зрительных предметов)
ЗП Имеет тенденцию к минимизации напряжения. Ф-ция сдерживающих сил - сохранение видимой локализации точки, точно соотв месту нахожд возбужд в том распределении, которое связывает стимул.
|
|
Связи: 1) близость по расстоянию 2) сходство по качеству 3) Продолжение (закономерные последовательности) 4)Замкнутость
Выделение фигуры из фона тоже но +Контраст +Непрерывность + Осмысленность.
Критика - нет научения, все врожденное. Фигура или фон - двойственные фигуры
3) Перцептивная психофизика (ранний Гибсон). Основное положение: соответствие стимула и ощущения. Образ – функция стимула. Восприятие – функция стимуляции. Образ обогащает первичный материал. В образе существует все, необходимое для восприятия. Восприятие – процесс различения деталей в стимуле. Реальное зрение соответствует видимому миру, а изображение – видимому полю. Видимое поле – наблюдение изображений объектов. В стимуле есть все необходимое для восприятия, но субъект может не проконтактировать – не извлечь информацию.
(2) моделирование перцептивного процесса как процесса решения задачи. 1) Гельмгольц. Теория бессознательных умозаключений. Восприятие связано с неосознаваемой работой. Перцептивный процесс – бессознательное умозаключение. Первичные ощущения – материя для построения образа. БП: прошлый перцептивный опыт. МП: исходные операции. В: собственно образ. Иллюзия Мюллера - Лайера. БП: принцип линейной перспективы. МП: сетчаточный образ. В: переоценивается / недооценивается.
2) Грегори. “Разумный глаз”: восприятие как мышление. Восприятие – процесс выдвижения перцептивных гипотез в нетипичной ситуации. Любая попытка опознать объект – гипотеза. Гипотеза – промежуточная стадия решения задачи. Ситуации перцептивного конфликта: например, “мех на завтрак”.
3) Дж. Брунер. Восприятие – процесс категоризации прошлого опыта. Перцептивная готовность есть у любой категории. Готовность к использованию – установка. Процесс восприятия: а) первичная категоризация – поиск признаков, которые позволили бы подтвердить принятое решение. Если не находим признаков, то меняем категорию. Б) вторичная категоризация. Процесс принятия перцептивных решений.