Высокая значимость личностных качеств претендентов

Наиболее существенными недостатками этой системы являются
относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике; слабая предсказуемость политического поведения; вероятность частой смены курса; высокая внутренняя конфликтность внутри элиты; вероятность выдвижения людей, склонных к популизму и внешнему эффекту.
Особую разновидность системы гильдий представляет номенклатурная система рекрутирования. Она была распространена в странах социализма. Ее особенность заключается в том, что замещение ключевых должностей во всех сферах общественной жизни осуществлялось только партийными организациями определенного уровня. При такой системе исключаются серьезные конфликты внутри элиты, обеспечивается преемственность политического курса, культивируется личная преданность руководству, угодничество, показная активность. Со временем способные, талантливые и самостоятельные люди все реже допускаются к власти.

Институт бюрократии необходим для нормального функционирования государства. В обыденной жизни мы называем бюрократами административный персонал и часто употребление этого слова носит отрицательный смысл, так как означает волокиту, рутину. Но в политологии оно нейтрально и делает упор на административном аспекте организаций, то есть ту сторону отношений, которая направлена на поддержание формальных механизмов деятельности организаций. Это люди, осуществляющие только управленческие функции, обеспечивают жизнеспособность организации. В переводе с французского «бюрократия» - это власть канцелярии.

Классическую теорию бюрократии создал немецкий политолог начала ХХ века Макс Вебер. Суть ее в следующем:

В организации должно быть четкое разделение труда и высокая специализация, что повышает профессионализм работников.

Должности в организации располагаются по иерархическому принципу (каждый ответственен перед вышестоящими и обладает властью над нижестоящими).

Организация имеет специальный административный штат из служащих разного уровня, которые должны обеспечить ее нормальное функционирование.

В марксистской литературе понятию бюрократия придается негативный смысл, она оторвана от народа, чужда ему и управляющая им система, которая заботится о собственном сохранении и воспроизводстве. Это государство в государстве. Для бюрократа вышестоящий чиновник - самый высокий авторитет. При этом бюрократия тесно связана с демократией, бюрократия является спутником становления демократических институтов. Так было на Западе, так происходит сегодня в России.

Структура элит современных государств весьма сложна. Выделяют 3 уровня элиты: высшая, средняя элита, административная элита.
Высшая непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства (на 1 млн. населения 50 человек в западной демократии). К средней элите относят 5% населения, выделяющихся по 3 признакам - доходу, профессионализму, образованию. Лица, обладающие высшим показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите. Элита административная (чиновники) предназначена для исполнительской деятельности и обладает большим влиянием на политику.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные (так называемая аристократия), ценностные (лица, занимающие влиятельные государственные позиции), властные (непосредственные обладатели власти), функциональные (профессионалы-управленцы).

Среди элит различают правящую, оппозиционную, открытую, закрытую. Правящая элита непосредственно обладает государственной властью. Оппозиционная (контрэлита) - стремится к власти. Открытые элиты допускают приход новых членов, осуществляют саморегуляцию своего сообщества. Закрытые - регулируют мобильность своих членов посредством специальных органов. Принципом формирования открытых элит служит экономический вес, политический статус, известность, а закрытых - преданность системе или вождю. В открытой элите доминирует высокий профессионализм, в закрытой - исполнительность.

Политическая элита в России. До 1917 г. политическая элита страны формировалась по сословно-бюрократическому принципу, допускавшему возможность существования контрэлиты, в годы советской власти – по бессословно-номенклатурному, исключавшему даже гипотетическую возможность появления какой-нибудь оппозиции. Суть номенклатурной системы состояла в назначении лиц на сколько-нибудь социально значимые руководящие должности лишь по рекомендации соответствующих партийных органов КПСС, в подборе элиты сверху.

Начиная с 1990 г., перед стремящимися к властным высотам России людьми открылся весь набор средств, имевшихся для этого как в странах Запада, так и Востока. В политическую элиту стало возможно войти как через “номенклатурную дверь” исполнительной власти, так и через парламент, опираясь на поддержку партий. Номенклатурное прошлое стало одной из характерных черт посткоммунистической российской элиты. Ее низкие деловые и нравственные качества во многом объясняют перманентность и глубину кризиса российского общества в последние десятилетие, массовое распространение коррупции и безответственности. Нынешняя российская политическая элита не стала принципиально новым политико-культурным явлением, в руководстве остались в основном кадры, которые начали свой политический путь в советское время и выдвинулись на сколько-нибудь значимые посты в годы перестройки, что позволило ядру номенклатурной элиты сохранить свои позиции и в новом российском обществе.

Вместе с тем в 90-е годы ХХ в. начала формироваться так называемая новая элита ”, которую представляли молодые, энергичные лидеры, активно занимавшиеся бизнесом. Они сегодня выражают интересы не только быстро обогащающихся групп финансового, торгового капитала, но и криминальных структур. Некоторые из них пошли в политику, другие остались в бизнесе, активно пользуясь в своей деятельности поддержкой политико-административных структур и органов.

Важной тенденцией политических процессов в России является выдвижение в республиках, регионах влиятельного слоя этнократии (интеллектуальных, политических, культурных лидеров, носителей местного или национального сознания), ставшего важной, ведущей частью региональной политической элиты. Следует также отметить, что с изменением политической системы источники элитообразовательного процесса (власть, собственность, деньги, сила) сконцентрировались в руках исполнительных органов - президента, его администрации, правительства. Это позволило им контролировать и направлять процессы формирования элиты. В настоящее время политическая элита России все больше превращается в замкнутое образование, подбор кадров все больше напоминает процедуры номенклатурного подхода.

Опыт развития современных демократических государств свидетельствует, что успешное реформирование возможны лишь при использовании системы формирования элит, основанной на конкурентных началах и высоких требованиях к деловым и нравственным качествам политических и административных руководителей. Весьма слабая политическая активность граждан, низкая результативность деятельности современной российской элиты, незавершенность формирования современного, то есть соответствующего “вызовам истории” руководящего слоя и в то же время его первостепенная значимость для преобразования страны - все это делает проблему политической элиты особенно актуальной для настоящего и будущего российского общества.

ТЕМА 6. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Политология рассматривает лидерство как один из важнейших механизмов регулирования отношений людей, социальных групп, институтов в сфере политики. Лидер (в переводе с английского (" leader ") означает "ведущий", "руководящий") - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности. Лидерство - это, прежде всего, влияние на других, авторитет, власть и контроль над ними, но оно должно быть постоянным, воздействовать на всю группу, быть приоритетным. Лидерство - это управленческий статус, руководящая должность, это особого рода предпринимательство на политическом рынке. В политике различают лидеров трех уровней: малой группы, общественного движения и политика, действующего во властных отношениях.

Теории лидерства. Значительный вклад в исследование политического лидерства внесли Н.Макиавелли, Т. Карлейль, Р. Эмерсон.

Концепцию лидерства, оказавшую заметное влияние на последующую политическую мысль и практику, разработал Фридрих Ницше. Он пытался обосновать необходимость формирования высшего биологического типа - человека-лидера, сверхчеловека. “Цель человечества, - писал Ницше, - лежит в его высших представителях... Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей - в этом и ни в чем ином состоит его задача”. Сверхчеловек не ограничен нормами морали, его отличают высокие жизненные силы и воля к власти.

Непосредственное воздействие на современные концепции лидерства оказал Габриель Тард. Он пытался доказать, что основной закон социальной жизни - подражание лидеру. Большинство населения не способно к самостоятельному социальному творчеству. Единственный источник прогресса общества - открытия, сделанные инициативными и оригинальными личностями.

Марксизм ограничивает возможности активности политических лидеров исторической необходимостью и классовыми интересами. Политический лидер выступает сознательным выразителем воли класса. Они предупреждали рабочих обезопасить себя от собственных чиновников. В.И.Ленин и особенно И.В.Сталин упростили представления о соотношении масс и политического лидера. Отрицание исторической роли лидеров свойственно и немарксистским исследователям. Так, например, Б.Мацлих утверждает, что лидеры не имеют никакого значения. Массы и окружающая среда в целом диктуют поведение лидеров, влияют на ценности и цели, определяют средства достижения цели, контролируют их действия с помощью конституций, партий и других институтов.

Большинство современных исследователей лидерства полагают, что не следует недооценивать автономию и активность политических лидеров, их воздействия на общество.

В структуре лидерства обычно выделяют 3 главных компонента: индивидуальные черты лидера; ресурсы или инструменты, которыми он располагает; ситуацию, в которой он действует и которая оказывает на него влияние. Все эти компоненты прямо влияют на эффективность лидерства.

Феномен лидерства пытаются объяснить многие теории. Старейшая из них - теория черт. Она основывается на выявлении качеств, присущих идеальным лидерам - героям. В настоящее время эта теория ставится под сомнение. Не всегда нужны выдающиеся качества. Они порой даже мешают. Набор этих качеств меняется в зависимости от исторических ситуаций, географического расположения государства и т.п.

Факторно-аналитическая теория различает качества лидера и характерные для него черты поведения.

Ситуационная теория. Лидер - функция определенной ситуации. Обстоятельства делают лидера. Например, лидер-пророк не победит на прагматичном Западе, но будет вождем в исламском Иране.

Теория конституентов на первый план ставит последователей лидера - лидера «делают» его ученики (конституенты). Яркий пример - лозунги большевиков в октябре 1917 года («Мир - народам», «хлеб - голодным», «землю - крестьянам»), выборы на должность президента Б.Н.Ельцина, заслужившего доверие людей критикой партийного руководства.

Психологические концепции лидерства делают упор на подавленном либидо (влечении сексуального характера). Неудовлетворенное либидо по З.Фрейду приводит человека к мысли самоутвердиться в политике, т.е. обладание руководящими позициями выполняет субъективно-компенсаторные функции, позволяют преодолеть чувство неполноценности.

Вклад в развитие психоанализа внесли Эрих Фромм, Теодор Адорно и др. Они выявили тип личности, предрасположенной к авторитаризму. Такая личность формируется в нездоровых общественных условиях, порождающих неврозы. Человек убегает от этого в сферу господства. Это спасение для авторитарной личности. Такой тип поведения в психологическом смысле - проявление не силы, а слабости.

Все эти интерпретации лидерства позволяют увидеть разнообразные стороны лидерства, но не дают полной картины. Попытку решить задачу, осуществить комплексное исследование лидерства предлагает интерактивный анализ. Он учитывает следующие главные моменты лидерства: черты лидера; задачи, которые он призван выполнять; его последователей и конституентов; систему их взаимодействия, механизм взаимоотношений лидера и его конституентов. И все же создать единую универсальную концепцию лидерства невозможно.

Каковы признаки политического лидера? Это:

- наличие собственной политической программы;

- необходимость бороться за осуществление программы. Отсюда такие личные качества как воля, целеустремленность, настойчивость;

- умение завоевывать массы, популярность;

- время и возможности, чтобы доказать свое лидерство;

- сохранение своего политического лица независимо от наличия официального поста или потери его.

Типология лидерства. Какие же существуют подходы к классификации лидерства?

Известна классификация, определяющим фактором которой является авторитет лиц, осуществляющих власть (по М. Веберу). Согласно этой классификации, выделяют:

традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций (сын монарха сам становится монархом). Такой тип лидерства характерен для доиндустриального (докапиталистического) общества;

бюрократическое лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка и его "разумность" В нем лидер - чиновник выступает не как индивид, от которого исходит власть, а как агент определенной государственной функции, рациональной с точки зрения целостности системы. Личные качества здесь вторичны, главное - целостность системы. Этот тип лидерства характерен для "индустриального" общества;

харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные особенности вождя, культе его личности.

Различия между типами в том, что традиционное и бюрократическое лидерство функционируют в стабильных социальных структурах и приспособлены к решению повседневных задач. Харизматическое же возникает на крутых поворотах истории. Очевидно, что страны Восточной Европы и СНГ в последнее время столкнулись с процессом "харизматизации" политического лидерства. Кризисные явления создают в большинстве стран острую, неустойчивую обстановку. И как это уже не раз бывало в истории, она порождает в политическом сознании надежды на некое “чудо”, способное разом решить все проблемы. В этих условиях знания начинает заменять вера.

Существуют и другие попытки классификации лидерства. Так, политологи А. Танненбаум, Б. Бэсс и др. выделяют 3 разновидности лидерства, в основе которых лежит тип проявления: авторитарный (пытается повысить активность подчиненных административными методами), демократический (все мероприятия в коллективе облекаются в форму предложений и советов), невмешивающийся (старается уйти от решения проблем, ответственности, перекидывая ее на подчиненных).

Американский политолог Р. Такер дает типологию лидерства с точки зрения механизма власти. Он выделяет:

лидера-реформатора, который верит в общественные идеалы и видит противоречия между ними и фактическим поведением людей, поэтому призывает их изменить свое поведение (Н.С. Хрущев, Ф.Рузвельт);

лидер-консерватор не желает изменений, противодействует им, обладает независимо от личных качеств сильными союзниками, поддерживающими его (Л.И. Брежнев).

В современной политологии используется и такая типология лидерства - знаменосец, служитель, торговец и пожарный. Первыми были Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни. Они увлекали массы за собой. Лидер-служитель всегда учитывает интересы масс и ориентируется на них. Лидер - торговец заставляет массы «купить» его идеи. Лидер-пожарный ориентируется на сиюминутные проблемы, насущные требования момента.

Существует деление лидеров на обычных ("реальных") и великих ( как великих "героев", так и великих"злодеев"). Первые не оставляют заметного личного следа в истории. Вторые пытаются осуществить в политике перемены.

Проблема политического лидерства возникает лишь при наличии политических свобод. Ее непременным условием является политический плюрализм: многопартийность, фракционная деятельность внутри парламентов и партий, когда идет непрерывное политическое и интеллектуальное состязание людей в политической жизни общества. Главное, чтобы оно осуществлялось в рамках закона и носило конструктивный характер.

Сегодня в России складывается поистине уникальная ситуация. С одной стороны, продолжают существовать партийно-государственные руководители, не обладающие качествами политических лидеров. Часть из них была выдвинута еще в застойные годы, часть позднее, но по старой схеме. Сосредоточив в своих руках власть, эти люди в большинстве случаев не пользуются политическим авторитетом, не воспринимаются в качестве лидеров. С другой стороны, процессы обновления в государственном руководстве выделяют из его среды на всех уровнях деятелей, обладающих лидерскими качествами.

Таким образом, лидерство связано со стремлением к власти. Важно, чтобы современные политические лидеры концентрировали внимание не столько на использовании ее как таковой, сколько на формировании с ее помощью мотивов активной деятельности людей, здоровой общественной атмосферы.

От лидерства принципиально отличается массовое политическое поведение. Лидерство основано на активистской форме политического поведения, а массовое поведение характеризуется разной степенью активности и участия в политическом процессе. Но его главное отличие - это не пассивность, а ведомость, поддержка целей, выдвинутых лидерами, зависимость от внешних стимулов политической активности. Индивиды и группы, обладающие массовым политическим поведением, могут быть объединены в организованные группы (классы, нации, профессиональные общности, общественные организации и т.п.), либо участвовать в случайных, временных образованиях.

Ярким примером такого временного образования является толпа - общность, возникающая на основе физического и эмоционального взаимодействия людей (например на митинге, собрании, шествии) Толпа не имеет устойчивых факторов общности, что практически блокирует способность отклика на связанную, логическую аргументацию, она ее просто выводит из зыбкого эмоционального равновесия и, наоборот, открывает возможность быстрого ответа на импульсивное, эмоциональное воздействие.
Массовым политическим поведением обладает также публика - особая социальная общность, формирующаяся на основе интеллектуального взаимодействия. Ее составляют, например, читатели одной газеты, слушатели определенной передачи, люди, увлеченные тем или иным занятием, видом досуга. Тип связи, складывающийся здесь, в достаточной степени случаен, но он постоянен, более или менее устойчив. У публики отсутствует специальная организация, она разнородна, состоит из представителей различных социальных групп, повод ее образования достаточно случаен, но практически всегда она формируется на более или менее устойчивой, рациональной основе, ею, как правило, является или общая информация, или общий интерес.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: