Тема 3. Политическая система. Государство в политической системе

Для того, чтобы разобраться во взаимоотношениях различных органов власти, способах и формах взаимодействия политических структур, политология использует системную теорию, которая позволяет рассматривать мир политического как сложно организованную целостность, состоящую из множества взаимодействующих друг с другом элементов, когда изменение характера каждого из них ведет к изменению качества всего “ансамбля”.
Считается, что одним из основоположников системного подхода современного типа был русский ученый Александр Александрович Богданов, создавший в первые десятилетия XX века “всеобщую организационную науку”, где учение об организации примерно соответствует нынешнему смысловому значению системы. Понятие политической системы позволяет, с одной стороны, увидеть политическую жизнь как целостную картину поведения людей, а с другой - учесть взаимодействие политики с ее окружающей средой.

В современной политической науке насчитывается более двух десятков определений политической системы, которые трактуют ее как комплекс идей, совокупность разнообразных элементов, взаимодействие политики с другими общественными феноменами или сферами и т.д. При этом существуют три подхода к анализу политической системы: структурно-функциональный, институциональный, системный.

Структурно-функциональный подход (Т.Парсонс, Г.Алмонд, У.Митчелл) применяет понятия «ввод» и «вывод» как каналов влияния на политическую систему и обратное воздействие системы на среду. Существуют 4 функции «ввода» - социализация, участие граждан, артикуляция интересов, агрегирование институтов и 3 функции «вывода» -разработка законов, контроль, соблюдение законов. По Г.Алмонду, главным для политической системы является не целевой характер функционирования, а обеспечение легитимного принуждения, направленного на стабилизацию власти в обществе. В этой связи центральное место в политической системе отводилось политической культуре.

Институциональный подход особенно ярко представлен в марксизме.

Политическая система возникает лишь в классовых обществах, в бесклассовых она отмирает. В политической системе есть собственно политические организации и организации, носящие незначительный политический аспект, но особую роль играют экономические факторы.

Третий подход - системный. Д. Истон рассматривал политическую систему как совокупность разнообразных, взаимосвязанных видов деятельности, которые влияют на принятие и исполнение решений.Процесс функционирования системы этот ученый описывал как процесс взаимодействия трех ее элементов: “входа”, “конверсии” и “выхода”. На “вход” подаются различные требования общественности или выражения солидарности и поддержки гражданами властей по различным вопросам. В результате переработки элитарными кругами этих требований принимаются те или иные решения, которые передаются на “выход” системы, где они в виде актов государственной политики предлагаются для ознакомления и выполнения. Последний элемент системы включает механизм “обратной связи”, обеспечивающий самоконтроль и саморазвитие политической системы. Это обуславливает динамизм системы, устраняет напряженность в обществе.

Политическая система общества - целостная интегрированная совокупность политических институтов, структур и отношений, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих им реализовывать свои цели и намерения. Она складывается из ряда подсистем - нормативной, идеологической, институциональной, коммуникативной, культурной и сформирована по принципу пирамидальной иерархии с массовой социальной базой в основе и вершиной в виде государственной власти. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры (от массовой базы - к руководящим органам), - партии, союзы граждан, общественные организации.

Основополагающими функциями политической системы являются:

- определение целей, задач и путей развития общества, организация деятельности общества по выполнению целей и программ, распределение материальных и духовных ценностей;

- согласование разнообразных интересов социальных общностей и государства

- разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе;

- обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности;

- формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;

- контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.

Указанные функции характерны для стабильных, сформировавшихся политических систем. Если политическая система еще не сформировалась и находится в переходном состоянии (как, например, нынешняя российская), то для нее будут характерны и некоторые другие функции, в частности функция преодоления кризисов, особенно политических.

Исходя из характера взаимоотношения с внешней средой, политические системы подразделяются на закрытые и открытые. Закрытые политические системы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.

Государство как политический институт. Государство является центральным элементом политической системы, интегрирующим общество. Оно концентрирует в себе и реализует властные полномочия, обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные процессы. В мировой политической мысли по вопросу происхождения государства высказывается множество идей и концепций:

теологическая теория. Согласно ей утверждается, что происхождение государства и каждый акт государственной власти санкционируется волей сверхъестественного существа (волей Бога);

патриархальная концепция. Государство возникло в процессе механического соединения: род - племя - большие общности вплоть до государственных образований. При этом на всех этапах сохраняется принцип патриархальной опекунской власти, и эта власть осуществляется во имя общего блага. Патриархальная концепция исходит из трактовки государства как одной большой патриархальной семьи, в которой вся полнота власти принадлежит правителю - отцу;

теория общественного договора, т. е. государство - результат общественного договора, который заключается между властителями и подданными. Подданные сами добровольно пришли к необходимости передачи власти тому, кто обеспечивал бы нормальную жизнь, безопасность, неприкосновенность их собственности;

«теория насилия». Государство, согласно этой теории, в его первоначальной форме было организацией господства победителей над побежденными;

марксистская теория происхождения государства исходит из того, что государство возникает в результате деления на господствующие и угнетенные классы, владеющие собственностью и неимущие. Для поддержания и защиты интересов господствующего класса и его собственности и возникают специальные социальные институты в виде государства.

Каковы же общие признаки государства, характеризующие его как специфическую организацию? К ним относятся:

1) территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Эти территориальные единицы называются в разных странах по-разному: районы, области, края, округа, провинции, дистрикты, муниципии, графства, губернии и т.д.;

2) население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д. Именно "через население" в рамках государства происходит объединение людей, и они выступают в качестве целостного организма - общества;

3) наличие публичной власти, выделенной из общества, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и все население;

4) система налогов, податей и займов, необходимых для материального обеспечения государственной политики, содержания государственного аппарата;

5) суверенитет - присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях;

6) право, которое юридически оформляет государственную власть и делает её легальной;

7) монополия на легальное применение силы, принуждения (возможность лишать граждан высших ценностей - жизни и свободы).

Сущность и социальное назначение любого государства проявляется в его основных функциях. Государство имеет внутренние и внешние функции. Внутренние функции государства - это его роль в жизнедеятельности общества, активность, деятельность государства по организации жизнедеятельности своих граждан. К основным внутренним функциям относятся:

обеспечение своим гражданам необходимых условий для организации экономической и социальной жизни, опекунство над теми гражданами, которые не могут организовать свою жизнедеятельность (дети, инвалиды, престарелые, студенты);

обеспечение правопорядка - гарантирование своим гражданам элементарного порядка, безопасности жизни (борьба с преступностью, административным произволом);

защита существующего общественного конституционного строя, законно избранной государственной власти, стремление к интегрированию общества, поиск общих платформ, согласия между различными политическими силами.

От того, как государство реализует свои внутренние функции, зависит его суверенность.

Во внешних функциях выражаются назначение и роль государства во взаимоотношениях с другими государствами и народами. К внешним функциям относятся:

- обеспечение суверенности, независимости страны, ее безопасности и развития;

- организация сотрудничества с другими государствами во всех сферах;

- защита интересов страны на международной арене, представление страны в международных организациях;

- информационная функция в международных отношениях (информация о своей стране и информация своих граждан о международной жизни).

Между внутренними и внешними функциями государства существует тесная связь, так как внешняя политика находится в неразрывной связи с внутренней, а внутренняя зачастую обуславливается международным положением страны.

Форма государств а, т.е. устройство государственной власти, ее организация - сложное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму политического режима.

Под формой правления подразумевают определенную структуру и правовое положение высших органов государственной власти, в политической науке принято выделять монархии и республики.

Монархии ( от греч. monarchia - единовластие) представляют собой такую форму государственного устройства, источником и одновременно высшим выражением власти в котором является одно лицо, получающее данные полномочия по наследству и потому не зависящее от выбора населения. Они бывают абсолютными, где высшие исполнительные и законодательные функции всецело принадлежат единоличным главам государства (Саудовская Аравия, Оман, Катар), а также конституционными, где реальный механизм власти действует в рамках конституционных норм, ограничивающих полномочия монархов функциями иных органов власти. Конституционные монархии, в свою очередь, делятся на дуалистические, где монарх наделен в основном исполнительными и частично законодательными функциями (Иордания, Кувейт, Бахрейн, Марокко) и парламентские, где монархи в основном обладают представительскими функциями (Великобритания, Испания, Швеция).

Республики (от лат. res publica - общественное дело) означают формы правления, отличающиеся выборным характером высших органов государственной власти. Республики бывают парламентские и президентские, отличающиеся особыми отношениями между исполнительными и законодательными ветвями власти. Так, в парламентских республиках (Германия, Италия, Греция) президент является главой государства, но при этом обладает в основном представительскими функциями. Правительство во главе с премьер-министром играет первостепенную роль в политической жизни, оно формируется парламентом, перед которым и несет ответственность за свою деятельность. Глава правительственного кабинета является первым лицом в государстве.

В президентской республике (США, Бразилия, Мексика) парламент и президент занимают независимое по отношению друг к другу положение.Президент является главой исполнительной власти, главой государства, избирается всем населением и потому не несет ответственности перед парламентом. Он назначает правительство, обладает важнейшими прерогативами в области руководства вооруженными силами, гражданской администрацией. Парламент в таких странах не может отправлять правительство в отставку, но и президент не может распускать парламент, в основном обладая лишь отлагательным вето на законопроекты парламента, которое может быть преодолено квалифицированным большинством членов парламента при повторном голосовании.

Смешанная форма - если и парламентская и президентская власть наделены одинаковыми полномочиями. Например, во Франции, где президент избирается народом и не зависит от парламента, но парламент имеет полномочия издавать законы, и правительство отчитывается как и перед парламентом, так и перед президентом. Французский парламент состоит из двух палат: Национального собрания и Сената, первое избирается всеобщим прямым голосованием, второй - непрямым всеобщим.

Среди смешанных форм можно отметить суперпрезидентскую республику (Боливия, Колумбия, Гондурас), где институт президентства предельно концентрирует все высшие полномочия основных ветвей власти и занимает практически бесконтрольное положение в государстве. Другой формой смешанного правления является президентско-парламентская или полупрезидентская республика (Ирландия, Португалия, Финляндия). Здесь у правительства существует двойная система ответственности перед президентом и парламентом, ведущая к тому, что сильная президентская власть соединяется с контролем правительства со стороны парламента.
Форма государственного устройства - это административно- территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти

Из всех известных форм государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации, конфедерации.

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Для унитарного государства характерны следующие признаки:

во-первых, унитарное государство предполагает единые высшие представительные, исполнительные и судебные органы, осуществляющие верховное руководство страной;

во-вторых, на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, единое гражданство, единая денежная система, единая налоговая и кредитная политика;

в-третьих, составные части унитарного государства (области, провинции) государственным суверенитетом не обладают и не имеют своих атрибутов государственности. Но иногда местные органы имеют определенные права;

в-четвертых, унитарное государство допускает широкую автономию для национальностей, живущих на территории данного государства;

в-пятых, на международной арене унитарное государство представляют официальные государственные органы;

в-шестых, унитарное государство имеет общие вооруженные силы, которыми управляют центральные органы власти.

По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарное государственное устройство подразделяют на централизованное и децентрализованное. Государство считается централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы (например, Финляндия). В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением. Но также существуют смешанные системы (Япония), где глав администраций частично назначают и частично выбирают. В унитарных государствах могут организовываться национальные и законодательные автономии. Это связано с проживанием на территории данного государства небольших по численности национальностей. Все межгосударственные вопросы решает центральный орган, который официально представляет страну на международной арене.

Федерация - это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. В настоящее время около 2 миллиардов человек проживает в 23 федерациях, составленных примерно из 500 своих субъектов. В ней есть федеральный (союзный) и республиканский уровни государственного аппарата. На высшем уровне федерации характер государственности выражается в создании двухпалатного парламента, одна из палат которого выражает интересы субъектов федерации. При ее формировании используется принцип равного пропорционального представительства. В федерации может существовать государственный аппарат на местном уровне. Формальный признак Федерации - наличие двойного гражданства. Вопрос полномочий федерации и местных органов решается на основе трех принципов: исключительной компетентности федерации, принципа совместной компетентности, принципа трех сфер полномочий.

Федерации строятся по территориальному или национальному признакам, что в значительной степени определяют характер, содержание, структуру государственного устройства. Территориальные федерации характеризуются значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации, в то время как национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между ними состоит в различной степени суверенности их субъектов. Например, в территориальной федерации субъекты не могут устанавливать дипломатических отношений с другими государствами, а субъект национальной федерации имеет на это право.

Российский федерализм прошел в своем развитии три этапа: создание основ социалистического федерализма (1918-1936 г.г.); утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985 г.г.) и реформирование государственного устройства (1985 г.- по настоящее время).

Конфедерация - союз самостоятельных государств, которые временно передают часть своих полномочий для осуществления совместных целей союзным органам. Члены конфедерации практически полностью сохраняют свой внутренний и внешний суверенитет, обладая правом свободного одностороннего выхода из состава союза. В конфедерации нет единого гражданства. Общие органы власти и управления не имеют права непосредственного налогообложения граждан стран-участниц. К разновидностям конфедерации относятся:

кондоминимумы, представляющие собой политические союзы, осуществляющие общее управление двумя или большим числом внешних территорий, но таким образом, что население этих государств имеет большую свободу самоуправления (Андорра);

ассоциированные государства, функционирующие на основе договорных союзов, которые могут быть приостановлены на заранее оговоренных условиях (Острова Кука и Новая Зеландия, Маршалловы острова и США);
договорные союзы, представляющие собой политическое устройство, при котором большое государство управляет меньшим, не имеющим практически никакого обратного воздействия на него (Бутан и Индия).

Признаки, структура и функции государства складывались, начиная с IV тысячелетия до Р.Х.,по мере развития родоплеменных отношений и обособления отдельных групп лиц, которые постепенно концентрировали в своих руках управленческие функции, закрепляя их в виде устойчивых властных организаций. В зависимости от особенностей эволюции различных цивилизаций, эти универсальные процессы образования государства обладали известной спецификой. Например, на Западе особенности развития материальной и духовной жизни связали образование этого политического института с формированием сословного представительства граждан, возникновением института частного права, постепенным ограничением власти правителей законом и правом, что накладывало определенные ограничения на вмешательство государства в экономическую деятельность людей и естественные права человека. На Востоке же формирование государственных структур происходило на фоне практического всесилия верхов над обществом и жесткости форм социальной консолидации последнего в виде господства кланов, каст, общин. Такие исторические условия, препятствуя развитию частной собственности и критического самосознания обществ данного типа, существенно ограничили возможности правовых регуляторов и потенциал гражданской активности населения в формировании государства. В целом же государство сформировалось как институт организации совместной жизни. Именно в этих целях оно формирует и поддерживает нормы и правила социального общежития, контролирует их выполнение властью и подданными, ограничивает влияние групповых и корпоративных структур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: