Социологические исследования как инструмент социального познания. Классификация социологических исследований. Этапы социологического исследования.
Основные структурные элементы социологического исследования. Разработка программы социологического исследования. Сущность и содержание методологической части программы. Методическая часть программы социологического исследования. Проблема выборки в социологическом исследовании.
Наблюдение как способ получения первичной социологической информации. Виды наблюдения.
Социологический опрос как метод получения первичной социологической информации. Основные виды опроса. Анкетирование в социологическом исследовании: разновидности, особенности, достоинства и недостатки. Интервью в социологическом исследовании, его специфика.
Обработка, анализ и обобщение социологической информации. Результаты социологических исследований как основа социального управления и прогнозирования.
Тема 4. Культура и общество
Сущность культуры. Влияние культуры на социальные и экономические отношения и обратное влияние экономики и социально-политической жизни на культуру. Универсальные элементы культуры («культурные универсалии»). Этноцентризм и культурный релятивизм.
|
|
Основные элементы культуры: понятия, отношения, ценности и нормы. Язык и культура. Единство и многообразие в культуре, культурный конфликт. Понятие «субкультура», виды субкультур. Контркультура и антикультура. Субкультура криминального сообщества.
Теории социально-культурной динамики (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин).
Традиционные ценности российской культуры. Современное состояние и перспективы развития культуры в России. Российские культурные ценности в будущем.
+Видео-лекция.
Видеоматериал, дополняющий основную часть занятия схемами, таблицами, фотографиями и видеофрагментами, иллюстрирующими изучаемую тему. Перед показом фильма преподаватель предлагает аудитории несколько ключевых вопросов. Они будет основой для последующего обсуждения. Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах (моментах) и проводить дискуссию. В конце занятия необходимо обязательно совместно со студентами подвести итоги и озвучить полученные выводы.