Психоанализ

Значительным событием в исследовании человека стал психоанализ – учение объясняющее роль бессознательного в жизни человека и общества. Его основателем является австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856–1939). В одной из своих лекций он заметил, что его учение нанесло третий чувствительный удар по самолюбию человечества. Первый – нанес Коперник, заявив, что «Земля не центр мироздания», второй – Дарвин, доказавший, что «человек произошел от обезьяны», и, наконец, Фрейд, сделавший вывод, что «человеком правит не разум, а бессознательные влечения».

Психика человека, согласно Фрейду, включает три компонента: а) «Оно» – глубинный слой бессознательных влечений, составляющих скрытую сущность жизнедеятельности человека; б) «Я» – сознательное начало в человеке; в) «Сверх – Я» – совокупность усвоенных индивидом моральных норм, запретов, правил поведения и т. п. «Я», по словам Фрейда, не является «хозяином в своем доме», выступая ареной драматической борьбы между «Оно» и «Сверх – Я». Конфликт между требованиями общества («Сверх – Я») и требованиями «Оно» порождает у «Я» внутреннюю тревогу, беспокойство, которые могут привести к нервным и психическим заболеваниям.

Исследуя бессознательное, Фрейд поставил перед собой задачу выявить так называемые «первичные влечения», составляющие ядро бессознательного. На первом этапе своего творчества Фрейд в качестве этих «первичных влечений» рассматривал сексуальные влечения (либидо). Он считал их не только причиной многих неврозов, но и могучим стимулом творческой деятельности здоровых людей.

Первые симптомы неврозов, по мнению Фрейда, следует искать еще в детских сексуальных переживаниях. Это сексуальные влечения не пропускаются через фильтры «Сверх – Я», подавляются как запретные, «вытесняются» из сознания и загоняются в бессознательное, становясь потенциальным источником внутренних конфликтов и даже психических расстройств.

Учение о сексуальных причинах неврозов переросло затем в более общую теорию, согласно которой сексуальные влечения принимают самое непосредственное участие в творчестве высших культурных, художественных, нравственных и социальных ценностей человечества. Фрейд считал, что подавленные инстинкты и влечения должны все равно найти выход, это происходит через сублимацию. Под «сублимацией» подразумевается процесс преобразования энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность. Влечение как бы ищет «обходные пути» для реализации. С этой точки зрения вся культура, искусство, религия – это результаты сублимации.

В дальнейшем представления Фрейда о «первичных влечениях» изменяются. Во-первых, понимание сексуальности получает у него более широкую трактовку, включая в себя всю сферу человеческой любви (любовь детей и родителей, дружба и т. д.). Фрейд называет это начало в человеке Эросом – инстинктом жизни и созидания, а либидо рассматривает его частным случаем. Во-вторых, в число «первичных влечений» Фрейд вводит инстинкт смерти и разрушения – Танатос. В одной из своих поздних работ он пишет, что «первичные влечения составляют полярную пару созидательной любви и деструктивности».

Открытие мира бессознательного – несомненная заслуга Фрейда. Он напомнил людям о существовании «Оно», которое по мере развития цивилизации вытесняется, но не исчезает. Независимые от сознания «первичные влечения» – это могущественные силы, которые оказывают на человека огромное влияние. Однако Фрейд в своем понимании природы человека не был безнадежным пессимистом. Он призывал человека и человечество к постоянной работе по превращению «Оно» в «Я». Там, где было «Оно», должно стать «Я», – таков лейтмотив его учения.

Фрейд был уверен, что единственно возможный и нормальный путь для человечества в будущем - жить, постоянно укрепляя в себе сознательное «Я», освобождаясь от давления стихии бессознательного. И помочь в этом человеку может только «Сверх – Я» (культура). Культура, развитие цивилизации предполагают бесконечную работу по отлучению людей от инстинктов. Но когда культура чрезмерно задавливает инстинкты, они вырываются наружу, как джин из бутылки, и уничтожают ее. Пафос учения Фрейда: найти осмысленный баланс «Сверх – Я» и «Оно», образующий жизнеспособное «Я».

У Фрейда было немало учеников и последователей. Принимая исходный тезис Фрейда об определяющей роли бессознательного в жизнедеятельности человека, они порой расходились с ним в трактовке бессознательного. Один из самых знаменитых учеников Фрейда – швейцарский философ и психолог Карл Густав Юнг (1875–1961). Юнг более широко понимал сферу бессознательного. Он включал в нее не только индивидуальное бессознательное, но также то, что он называл «коллективным бессознательным». Последнее первично по отношению к первому, оно имеет надличностную природу.

Индивидуальное бессознательное отражает опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное – это общечеловеский опыт, характерный для всех рас и народов, то культурное наследие прошлого, которое в психологически оформленном виде включается в жизнедеятельность человека. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального, идентично у всех людей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека.

Главным в содержании коллективного бессознательного являются, так называемые архетипы, или психические первообразы (например, образы матери – земли, героя, предателя, мудрого старца, и т. д.). Архетипы – это определенные идеи, носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Эти «устойчивые схемы» недоступны непосредственному восприятию, но все же обнаруживают, проявляют себя в сновидениях, мифах, сказках. По мнению Юнга, например, в мифах можно обнаружить типовые проявления глубинной сути души любого человека – как дикаря, так и цивилизованного. На основе архетипов появляются уже наполненные содержанием образы как на индивидуально бессознательном, так и сознательном пластах человеческой психики. Они и составляют внутреннюю сущность человека.

К числу последователей Фрейда относят известного американского философа и психолога Эриха Фромма (1900–1980). В отличие от Фрейда, который биологизировал бессознательное, Фромм его социологизирует. Фромм считал, что от природы человек не является ни злым, ни добрым существом. Люди не разрушители по своей природе, а присущая им деструктивность – приобретение истории. Именно она «совратила» человека, породив в нем «погромные и погибельные страсти». Индустриальное общество обладает особым свойством вызывать «некрофильные страсти», оно порождает массы отчужденных людей. Некрофильные тенденции порождают воинственность, терроризм, вандализм. Фромм призывал неустанно совершенствовать социальные условия существования человека, только это может привести к созданию нового общества, а значит и нового человека.

Литература

1. Бергсон А. Творческая эволюция. Спб., 1993.

2. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века. М., 1988.

3. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

4. Ницше Ф. Избранные произведения. М., 1993.

5. Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. II.

6. Сидоров И. Н. Философия действия в США: от Эмерсона до Дьюи. Л., 1989.

7. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992.

8. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

9. Сартр Ж.–П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

10.Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.

11.Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

12.Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в Западной философии. М., 1988.

13.Человек (мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии). Кн. 1–2. М., 1991–1995.

14.

Вопросы для повторения.

1. В чем отличие философского иррационализма от рационализма?

2. Почему начало поворота от классической философии к постклассической связывают с именем С. Кьеркегора?

3. В чем сущность волюнтаризма А. Шопенгауэра?

4. Что дает основания считать философию жизни направлением иррационалистической философии?

5. Существует ли связь имморализма Ф. Ницше с основными идеями его философии?

6. Почему возможность понимания человеческой жизни А. Бергсон связывал не с разумом, а с интуицией?

7. В чем представители экзистенциализма видят главную задачу своей философии?

8. Что понимает под «пограничными ситуациями» К. Ясперс?

9. В чем видел «трудности свободы» Н. Бердяев?

10.Как изменяются представления З. Фрейда о «первичных влечениях» в разные периоды его творчества?

11.Почему в учении З. Фрейда о культуре центральное место занимает понятие «сублимации»?

12.Какой смысл вкладывает К. Юнг в понятие «коллективное бессознательное»?

13.Что означает утверждение о «социологизации бессознательного» в философии Э. Фромма?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: