Содержание дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела (дидактические единицы)
  Экспериментальная психология как научная дисциплина, ее предмет и задачи. Психологическое исследование и его специфика. Методологическое обеспечение психолого-педагогических исследований. Актуальное состояние экспериментальной психологии. Предмет и задачи экспериментальной психологии. Связь теории метода с методологией научного познания. Развитие экспериментальной психологии и дифференциация поня­тий «метод» и «методика исследования». Метод как способ сбора дан­ных. Психологические методики и проблема выделения психологичес­ких переменных. Типы эмпирических данных в психологии. Естественнонаучное и психологическое исследование. Теория и ее структура. Научная проблема. Гипотеза. Основные общенаучные исследовательские методы. Классификация методов психологического исследования
  Эмпирические методы психолого-педагогических исследований. Классификация методов психологического исследования. Пассивно-наблюдающие исследования и активное экс­периментирование в психологии. Неэкспериментальные психологические методы. Наблюдение. Виды психоло­гического наблюдения. Контроль субъективных факторов в отчетах на­блюдателей. Методики наблюдения в экспериментальных схемах Беседа. Архивный метод. Психологическое измерение. Психологические шкалы, измерение переменных и интерпретация количественных данных. Психологическое шкалирование и психодиагностические методи­ки при реализации экспериментального метода. Наблюдение и измерение переменных как условие планирования эксперимента. Эксперимент.
  Основы планирования психологического эксперимента. Классификация экспериментальных схем. Проблема внутренней и внешней валидности экспериментальных исследований. Общая характеристика психологического эксперимента. Типы экспериментов в психологии. Специфика лабораторного эксперимента. Естественные эксперименты и полевые исследования в психологии. Формирующий экспери­мент. «Естественный» психологический эксперимент и «социальные» эксперименты. Психолого-педагогические исследования. Экспериментальные переменные и способы их контроля. Репрезен­тативность выборки испытуемых. Стратегии отбора и подбора испыту­емых в группы. Планирование эксперимента как средство повышения его валидности. Экспериментальные планы. Понятия надежности, репрезентативности и валидности. Виды валидности при оценке психологического эксперимента. Внутренняя валидность эксперимента и принятие решения об экс­периментальном эффекте. Решение проблем соответствия и внешняя валидность. Конструктная валидность. Опе­рациональная валидность. Валидность эксперимента и валидность выводов. Артефактные выводы в результате плохой валидности эксперимента, неверных статистических решений, неверного заключения о действии экспериментального фактора. Основные виды артефактных выводов и пути преодоления артефактов.
  Обработка данных эмпирического исследования Общее представление об обработке данных. Первичная статистическая обработка данных. Вторичная статистическая обработка данных. Количественный анализ экспериментальных данных. Принятие решения о выборе метода статистической обработки данных. Качественный анализ результатов.
  Интерпретация и представление результатов исследования Интерпретация и обобщение результатов исследования. Формы представления результатов исследования. Требования к оформлению научной статьи.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО п. 7.1.3. реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных заданий, разбор конкретных ситуаций, дискуссии) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Лекции должны носить проблемный характер. В этом случае процесс познания приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Основная задача лектора состоит не столько в передаче информации, сколько в приобщении слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их преодоления. Это формирует познавательную, мыслительную активность обучаемых.

Принципиально важным для изучения данного учебного курса является его практическая направленность, поэтому часть ее представлена как практикум, программа которого предусматривает как рассмотрение сущности некоторых теоретических понятий из области экспериментальной психологии, так и практическое решение вопросов, связанных с организацией и проведением экспериментального исследования. При этом некоторые теоретические вопросы предполагается рассматривать в рамках практических занятий, так как в этой дисциплине они являются также средством для осознания, понимания и интерпретации практических процедур. Форма включения теоретических знаний может быть различной: и мини-лекция, и интерпретация наблюдаемого психического явления, и объяснение. На каждом занятии студент проводит практическую работу, направленную на освоение технологий организации и проведения исследований. Кроме того, на практических занятиях уместно использовать дискуссии и игровые методы организации процессов понимания.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

(очная форма обучения)

Таблица 3

Наименование раздела дисциплины Вид самостоятельной работы Трудоем- кость в академичес- ких часах
Экспериментальная психология как научная дисциплина, ее предмет и задачи. Психологическое исследование и его специфика. Методологическое обеспечение психолого-педагогических исследований. Подготовка к семинарскому занятию. Подготовка лабораторного задания по НИР  
Эмпирические методы психолого-педагогических исследований. Составление тематического глоссария. Подготовка к семинарскому занятию. Работа над лабораторным заданием по НИР  
Основы планирования психологического эксперимента. Классификация экспериментальных схем. Проблема внутренней и внешней валидности экспериментальных исследований. Составление тематического глоссария. Подготовка к семинарскому занятию. Работа над лабораторным заданием по НИР  
Обработка данных эмпирического исследования Подготовка к семинарскому занятию, обработка предложенных преподавателем материалов исследования, оформление полученных результатов к представлению на семинаре  
Интерпретация и представление результатов исследования Подготовка доклада о полученном за период освоения курса опыте. Представление результатов выполнения задания по НИР (научная статья).  
итого    

(заочная форма обучения)

Наименование раздела дисциплины Вид самостоятельной работы Трудоем- кость в академичес- ких часах
Экспериментальная психология как научная дисциплина, ее предмет и задачи. Психологическое исследование и его специфика. Методологическое обеспечение психолого-педагогических исследований. Подготовка к семинарскому занятию. Подготовка лабораторного задания по НИР  
Эмпирические методы психолого-педагогических исследований. Составление тематического глоссария. Подготовка к семинарскому занятию. Работа над лабораторным заданием по НИР  
Основы планирования психологического эксперимента. Классификация экспериментальных схем. Проблема внутренней и внешней валидности экспериментальных исследований. Составление тематического глоссария. Подготовка к семинарскому занятию. Работа над лабораторным заданием по НИР  
Обработка данных эмпирического исследования Подготовка к семинарскому занятию, обработка предложенных преподавателем материалов исследования, оформление полученных результатов к представлению на семинаре  
Интерпретация и представление результатов исследования Подготовка доклада о полученном за период освоения курса опыте. Представление результатов выполнения задания по НИР (научная статья).  
итого    


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: