Модуль 1.
Тема 1. Самостоятельная работа студентов по теме «Формирование социально – психологических идей».
Прочитайте: Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других! (серия «Главный учебник»). – СПб.: прайм_ЕВРОЗНАК, 2002. – С. 19-27. Заполните разделы рабочей тетради.
1. Научное описание и объяснение
Тщательное описание — это первый шаг,
Но одного его недостаточно, чтобы удовлетворить
научную любознательность. Но его не достаточно…
Научные объяснения, объединяющие и организующие существующие наблюдения, называются теориями.
Перечислите основные функции научных теорий.
А) _____________________________________________________________________
Б) _____________________________________________________________________
В) _____________________________________________________________________
Напишите, какие психологические теории Вам уже известны (достаточно двух). Что они объясняют?
А) ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
|
|
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Одно из принятых определений социальной психологии формулируется следующим образом: «Социальная психологияисследует то, как влияют на мысли, чувства и поведение человека другие люди». Иными словами, социальная психология дает объяснение социальному поведению людей. Теории, дающие объяснение социальному поведению, соответствуют пяти следующим направлениям: социо-культурное направление, эволюционное направление, социальное научение, феноменологическое направление и социально – когнитивное направление.
а) Идея какого из направлений социальной психологии отражена в следующем рисунке? Обоснуйте свой ответ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Потомство, воспитанием которого занимаются отцы,
лучше приспособлено к выживанию»
б) Идея какого из направлений социальной психологии отражена в следующем рисунке? Обоснуйте свой ответ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
«Психологи этого направления изучают, каким социальным событиям человек
уделяет внимание…»
в) В Таблице перечислены основные направления социальной психологии, краткая характеристика каждого из них и приведен пример. Вам нужно придумать и изложить собственный пример (факты или события Вашей жизни или жизни знакомых Вам людей, общественные события. Иллюстрации из книг, кинофильмов и так далее)
Направления | Что управляет социальным поведением? | Пример |
Социо – культурное направление | Влияние крупных социальных групп | В наши дни американка из среднего класса может отложить вступление в брак, она имеет возможность носить короткую стрижку и брюки, занимать должность руководителя; прабабушка той же американки, выросшая на Сицилии, носила традиционные платья и длинные косы, рано вышла замуж и сидела дома, занимаясь воспитанием детей. |
Эволюционное направление | Генетические тенденции реагировать на социальное окружение определенным образом, помогавшим нашим предкам выжить и воспроизводить потомство | Сердитое, угрожающее выражение лица автоматически привлекало внимание людей, человеческое выражение угрозы напоминает выражение угрозы у других видов (например, у собак). |
Социальное научение | Вознаграждения и наказания. Наблюдения за тем, как социальное поведение других людей вознаграждается и наказывается. | Мальчик – подросток принимает решение стать музыкантом после того, как на концерте слышит крики восхищенной толпы, адресованные солисту. |
Феноменологическое направление | Субъективная интерпретация человеком социальной ситуации | Последователи культа «Ветвь Давидова» в Уэйко стали стрелять, потому что считали, что федеральные агенты, пришедшие к ним, были посланцами дьявола и их появление было предзнаменованием приближающегося конца света. |
Социально – когнитивное направление | Наше внимание к тому или иному аспекту ситуации, наша интерпретация и ассоциация нынешнего события с аналогичным опытом прошлого, сохранившимся в памяти. | Если вы будете проходить по улице мимо бездомного нищего, то вы, скорее всего, поможете ему, если заметите его протянутую руку, буде_ те считать, что он оказался в такой ситуации не по своей воле, и если он напомнит вам притчу о добром Самаритянине. |
Социокультурное направление.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эволюционное направление
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальное научение
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Феноменологическое направление
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социально – когнитивное направление
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Напишите краткое эссе (1 страница), содержащее Ваше понимание предмета социальной психологии и основных проблем, стоящих перед ней.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|