Анализ себестоимости, прибыли и рентабельности продукции, работ, услуг

Анализ общей суммы затрат на производство продукции

Элементы затрат: Материальные затраты, Заработная плата, Отчисления в фонд социальной защиты, Амортизация основных фондов, Прочие расходы. Общая сумма затрат Зобщ зависит от объема выпуска продукции в целом (VВПобщ), от структуры (УДi), уровня переменных затрат на единицу продукции (Вi), и суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (А): З общ = å (VВП + УД i + В i) + А.

Предельный уровень затрат: Уз = ССпл / ССсмр, где ССсмр - сметная себестоимость продукции за отчетный период, руб.; ССпл - плановая себестоимость без учета компенсаций, руб.

Основные источники снижения себестоимости: Увеличение объема производства за счет более полного использования производственных мощностей предприятия. Сокращение затрат на производство за счет повышения уровня труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, сокращения непроизводственных расходов, производственного брака. Резервы сокращения затрат по оплате труда в результате организационно-технических мероприятий. Резерв снижения материальных затрат. Резерв сокращения расходов на содержание основных средств за счет реализации, передачи в долгосрочную аренду и списания ненужных зданий, машин и оборудования. Дополнительные затраты на освоение резервов увеличения производства продукции: заработная плата за дополнительный объем работ; расход сырья, материалов, энергии и прочих переменных расходов.

В России прибыль анализируется с помощью следующей модели: П = К · (Ц – С), П – сумма прибыли, К – количество реализованной продукции; Ц – цена реализации; С – себестоимость единицы продукции.

Директ-костинг при анализе прибыли - методика, которая базируется на делении производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные. Такая методика широко распространена в странах со стабильной экономикой.

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее увеличения, в основе которого лежит маржинальный доход (МД) - это прибыль (П) с постоянными затратами предприятия (Н): МД = П + Н, следовательно, П = МД – Н.

С другой стороны: П = К · Дс – Н, К – количество реализованной продукции; Дс – ставка маржинального дохода на единицу продукции; Дс = Ц – V, V - переменные затраты на единицу продукции. П = К · (Ц – V) – Н

Методика анализа прибыли усложняется в условиях многономенклатурного производства, при этом используется модель: П = В · Дц – Н, Дц – средняя доля маржинального дохода в выручке, она зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки (Удi) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маржинального дохода к цене).

МД = (Цi – Vi) / Цi, Ц i - цена изделия, V i – переменные затраты на изделие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: