Субъективная школа – наиболее влиятельная в русской социологии:
n Петр Лаврович Лавров;
n Николай Константинович Михайловский.
Обоснование субъективного метода в социологии, идея гуманистического содержания общественного прогресса, развитие личности – как мерило прогресса.
Плюралистическая школа Ковалевского:
Максим Максимович Ковалевский (цель социологии – раскрыть причину покоя и движения человеческих обществ, а также выявление сущности солидарности).
В своих исследованиях широко использует сравнительно-исторический метод.
Марксистская социология:
n Георгий Валентинович Плеханов (критика народничества, изложение исторического материализма);
n Владимир Ильич Ленин (материалистическое понимание закономерностей развития общества, роль народных масс, классов и личности в истории).
Психологическое направление:
n Евгений Валентинович Де-Роберти (социология – универсальная наука о человеческом духе);
n Николай Иванович Кареев (коллективная психология как основа социологии);
n Николай Михайлович Коркунов (общество как результат «психического единения людей»).
Географическое направление в социологии:
n Лев Ильич Мечников (географический детерминизм влияние климата, ландшафта);
n Сергей Михайлович Соловьёв (социософия – синтез социологических и историософских воззрений);
n Василий Осипович Ключевский (вклад в разработку исторической социологии).
Религиозно-консервативное течение:
n Николай Яковлевич Данилевский
(в работе «Россия и Европа» выдвинул теорию обособленных культурно-исторических типов (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам).
Неопозитивизм:
n Питирим Александрович Сорокин («Система социологии», 1920 г. - явилась основой для разработки в дальнейшем теории социальной стратификации и мобильности. С 1922 г. и до конца жизни Сорокин один из ведущих социологов США).
n Константин Михайлович Тахтарев (выступал против марксистского понимания классовой борьбы, противопоставляя ему идею межклассового сотрудничества и солидарности).
Развитие социологии после революции 1917 г.:
n С 1917 г. интерес к социологии сохраняется.
n С 20-х гг. под влиянием теории Бухарина социология отождествляется с историческим материализмом.
n С 30-х гг. Социология упраздняется и объявляется буржуазной лже-наукой.
Возрождение социологии:
n С 60-х гг. медленное возрождение науки;
n 1969 г. - Институт конкретных социологических исследований;
n 1972 г. – Институт социологических исследований;
n 1988 г. – Институт Социологии АН;
n 1991 г. – год окончательной институционализации социологии.
Лекция 4
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ
Социальная общность - совокупность индивидов, объединенная какими-либо общими признаками:
l относительная целостность;
l осознание людьми принадлежности к ней;
l схожие условия жизнедеятельности;
l наличие определенных пространственно-временных полей бытия;
l общность интересов.
Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая, относительно целостная совокупность людей, объединенных по социокультурным, демографическим, экономическим, этническим, территориальным, религиозным, политическим, профессиональным и иным основаниям.
Основные виды общностей:
l номинальные общности – выделяемые на основе внешних признаков (возраст, образование, профессия и т.п.);
l реальные общности – достаточно устойчивые совокупности людей, характеризующиеся исторически сложившимися связями и отношениями (этнические, территориальные, религиозные, групповые и др.).
Классификации реальных общностей по величине:
l Большие;
l Малые.