Правотворчество - это процесс целенаправленного формирования и юридического закрепления государственной воли в источниках права.
Правотворчество включает деятельность по:
· изданию новых нормативно-правовых актов;
· их совершенствованию, изменению, переработке;
· отмене действующих нормативно-правовых актов.
Признаки правотворчества:
· Сознательно-волевой характер.
· Объективно-исторический характер.
Признаки правотворчества отражают сочетание субъективного и объективного факторов в правотворчестве. Право создается людьми, наделенными волей и сознанием, имеющими определенный жизненный опыт, правосознание, культурный уровень.
Рассмотрим принципы правотворчества.
Принцип демократизма - предполагает активное участие партий, массовых движений, предпринимательских структур, объединений граждан в создании законодательства, их инициативу, свободное, широкое и деловое обсуждение предполагаемых законодательных решений.
Принцип актуальности и своевременности. Правотворчество должно быть оперативным.
|
|
Принцип научности правотворческого процесса.
Принцип соблюдения баланса публичных и частных интересов (Например, НК РФ).
Рассмотрим виды правотворчества.
Народное правотворчество осуществляется путём референдума.
Государственное правотворчество - это правотворчество, при котором правовые нормы формируются уполномоченными государственными органами.
Санкционированное правотворчество - это правотворчество, при котором государственные органы делегируют негосударственным организациям право нормативного регулирования какого-либо вопроса либо одобряют различного рода социальные нормы - корпоративные, моральные, религиозные, традиционные, придавая им общеобязательный характер и юридическую силу.
Стадии:
· Первая - выявление потребности в правовом регулировании какого-либо вопроса.
· Вторая - решение компетентного государственного органа об издании нормативно-правового акта, определение его формы, разработка проекта, проявление правотворческой инициативы.
· Третья - предварительное обсуждение проекта нормативно-правового акта всеми заинтересованными субъектами.
· Четвёртая - официальное рассмотрение проекта нормативно-правового акта.
· Пятая - принятие нормативно-правового акта, утверждение, одобрение, подписание.
· Шестая - опубликование нормативно-правового акта и его вступление в силу.