Стратегические решения прямо влияют на судьбу и жизнеспособность компании. Из-за все усиливающейся нестабильности на мировом рынке их число постоянно растет. Их последствия все труднее прогнозировать, а цена ошибки повышается. Все это предопределяет важность стратегической информации. По методу 3В следует определить стратегические цели, затем стратегические потребности и, наконец, перейти к стратегическим информационным базам.
На основании выявленных потребностей следует составить картотеку направлений для наблюдения (естественно, специфическую для каждой фирмы). Например, она может включать:
1) основные тенденции по странам (развитие экономики, групп потребителей, основных направлений потребления товаров фирмы, динамика вкусов и т.д.);
2) технологический процесс (сырье, производственные технологии, окружающая среда, достижения науки);
3) действующие лица (акционеры, объединения данной фирмы с другими, их поглощение, бюджет НИОКР, потенциальные конкуренты, их кадровые изменения, торговый оборот);
|
|
4) возможные направления диверсификации (наблюдения за возможными отраслями применения).
Тактическая цель заключается в выборе наилучшего средства достижения стратегической цели и в контроле неизменности условий, которые предопределили этот выбор.
Соответственно возникают потребности двух родов: характеристики основных направлений деятельности и материалы по окружающей среде. Эти потребности настолько различны, что требуют информационных баз двух видов – «по запросу» и «мониторинг».
Пример базы «по запросу»:
· какие изделия имеются на рынке;
· что объявляют конкуренты о новых товарах;
· над чем работают их конструкторские и исследовательские организации;
· в состоянии ли конкуренты быстро реагировать на рыночные изменения;
· может ли кто-нибудь заблокировать каналы сбыта;
· благоприятно ли законодательство для бизнеса;
· можно ли использовать существующие производственные мощности;
· если нет, то каковы затраты на их переналадку.
Пример тактической базы «мониторинг»:
· основные области действия и виды продукции (нынешние и будущие);
· зоны и территория деятельности;
· производственные мощности и способы производства;
· патентная и лицензионная активность;
· законодательство;
· снабжение (ресурсы, поставки);
· социально-политическая обстановка.
Оперативные потребности в первую очередь касаются благоприятных возможностей и угроз для фирмы. Здесь требуется свежая, точная, надежная информация (цены, клиенты, поставщики, изменения в материалах, стандартах и т.д.).
Конечно, информация, собранная сегодня исключительно в оперативных целях, завтра может получить стратегическое значение. Поэтому для фирмы рационально объединять все информационные базы в одной картотеке. Опыт подсказывает, что для фирмы рационально иметь следующие базы:
|
|
· конкуренция (действующие и потенциальные конкуренты);
· рынок (потребители, каналы сбыта, цены);
· технология (конструирование, производство, использование);
· законодательство;
· ресурсы (материально-технические, рабочая сила, финансы);
· общие тенденции (политические, экономические и т.п.).