Одной из организаций, предоставляющих физкультурно-спортивные услуги детям и молодежи, являются клубы физической культуры и спорта (обобщенное название, характеризующее самые разнообразные организации. – Примеч. авт.)
На 01.01.2000 г. в России:
в общеобразовательных школах функционировало 51416 клубов (74,2% от общего числа школ), в учреждениях начального профессионального образования – 3603 (92,1%), в средних специальных учебных заведениях – 2462 (95,6%) и в высших учебных заведениях – 853 клуба (90,8%);
в клубах физической культуры и спорта общеобразовательных школ занималось 19,0% школьников, в клубах учреждений начального профессионального образования – 19,5% учащихся, в клубах средних специальных учебных заведений – 14,0% учащихся и в клубах высших учебных заведений – 8,6% студентов.
В настоящее время клубы физической культуры и спорта общеобразовательных школ, учреждений начального профессионального образования и незначительная часть клубов средних специальных учебных заведений функционируют в структуре Российской физкультурно-спортивной организации «Юность России», а большая часть клубов средних специальных учебных заведений и клубы высших учебных заведений – в структуре Российского студенческого спортивного союза.
Поскольку далеко не во всех образовательных учреждениях созданы физкультурно-спортивные организации, а степень вовлечения в них детей и молодежи нельзя признать удовлетворительной Министерство образования Российской Федерации, Российская физкультурно-спортивная организация «Юность России», Российский студенческий спортивный союз и другие заинтересованные организации предпринимают меры как по развитию сети клубов физической культуры и спорта образовательных учреждений, так и по расширению обслуживаемого ими контингента детей и молодежи.
С точки зрения теории и практики менеджмента (управления) основу развития клубов физической культуры и спорта в образовательных учреждениях и вовлечения в их деятельность детей и молодежи составляют следующие концептуальные положения.
¨ Клубы физической культуры и спорта образовательных учреждений призваны активно содействовать обеспечению конституционных прав детей и молодежи на сохранение и укрепление здоровья, физическое совершенствование, реализацию способностей, наклонностей и интересов в сфере физической культуры и спорта, а также организации здорового досуга детей и молодежи средствами физической культуры и спорта, воспитанию у них гражданственности, патриотизма, культуры общения, развитию творческих, эстетических и других духовных качеств.
Главная задача клубов физической культуры и спорта образовательных учреждений состоит в привлечении к систематическим занятиям физическими упражнениями и видами спорта, туризмом во внеучебное время всех учащихся, в повышении уровня организации и качества массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы и на этой основе укреплении здоровья, обеспечении активного досуга, оптимальной физической подготовленности учащихся.
¨ В качестве основных форм массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, проводимой клубами физической культуры и спорта образовательных учреждений, могут быть использованы занятия в спортивных секциях и оздоровительных группах, туристские походы и слеты, спартакиады и фестивали спорта, спортивные соревнования, дни здоровья и спортивные праздники, месячники по видам спорта, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и т.д.
¨ Для учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья или недостаточную физическую подготовленность, в клубе физической культуры и спорта образовательного учреждения должны создаваться оздоровительные группы и группы общей физической подготовки.
¨ Поскольку внеучебная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа является неотъемлемой составной частью всей системы физического воспитания учащихся, проводить ее необходимо на основе широкого развития инициативы и самодеятельности в течение всего учебного года, с учетом возраста, состояния здоровья, физической и спортивно-технической подготовленности учащихся, их потребностей и интересов к физкультурно-спортивной деятельности.
¨ Клубы физической культуры и спорта в идеале должны функционировать во всех образовательных учреждениях. Однако с учетом конкретной ситуации клубы могут создаваться на базе нескольких образовательных учреждений.
¨ Организационной основой деятельности клуба физической культуры и спорта образовательного учреждения как некоммерческой организации, создаваемой в организационно-правовой форме «общественная организация (объединение)», является устав, содержание которого должно соответствовать требованиям действующего законодательства.
С учетом специфики образовательного учреждения клуб физической культуры и спорта как общественная организация может либо регистрироваться и в соответствии с этим получать права юридического лица, либо функционировать без регистрации и получения соответствующих прав.
¨ Практика развития сети клубов физической культуры и спорта образовательных учреждений свидетельствует о том, что они функционируют практически в единой организационно-правовой форме общественной организации, но в различных типах и видах (Воробьев В. В., 1998).
С определенной долей условности клубы физической культуры и спорта образовательных учреждений можно классифицировать следующим образом.
По типам клубы физической культуры и спорта образовательных учреждений подразделяются (в соответствии с типом образовательного учреждения и возрастом обучающихся):
на детско-подростковые клубы физической культуры и спорта, которые создаются на базе одной или нескольких общеобразовательных школ. Членами этих клубов могут быть учащиеся начиная с 8-летнего возраста;
подростковые клубы физической культуры и спорта, организуемые на базе одного или нескольких учреждений начального профессионального образования либо средних специальных учебных заведений. Членами клубов этого типа могут стать учащиеся начиная с 14-летнего возраста;
юношеские клубы физической культуры и спорта, создаваемые на базе высшего учебного заведения. Членами данных клубов могут быть студенты начиная с 18-летнего возраста.
По видам клубы физической культуры и спорта образовательных учреждений могут быть классифицированы (в соответствии с направлениями и преимущественным содержанием их работы):
на физкультурно-спортивные клубы, организующие физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, работу физкультурно-оздоровительных групп и спортивных секций во вне-учебное время, массовые физкультурно-спортивные и агитационно-пропагандистские мероприятия во внеучебное время, в том числе в выходные и праздничные дни;
спортивные клубы, основным направлением деятельности которых является организация спортивной работы во внеучебное время по одному или нескольким видам спорта;
спортивно-технические клубы, которые призваны организовывать работу по спортивно-техническим и военно-прикладным видам спорта.
Практическая значимость типологической и видовой классификации клубов физической культуры и спорта образовательных Учреждений для менеджмента (управления) ими связана с рядом обстоятельств: во-первых, клуб физической культуры и спорта образовательного учреждения как некоммерческая организация в организационно-правовой форме «общественная организация» может быть учрежден одним лицом (ст. 15 Закона «О некоммерческих организациях»), достигшим 18-летнего возраста. В связи с этим в зависимости от конкретного типа клубы физической культуры и спорта образовательных учреждений могут создаваться либо учителями (педагогами) по физической культуре, либо самими учащимися; во-вторых, возможно создание общероссийских, межрегиональных (например, в федеральном округе), региональных и местных (ст. 14 Закона «Об общественных объединениях») клубов физической культуры и спорта образовательных учреждений по направлениям работы, на которые, в зависимости от конкретных условий (количества образовательных учреждений, финансирования, традиций и т.п.), могут быть возложены функции по развитию физической культуры и спорта среди детей и молодежи, обучающихся в различных образовательных учреждениях; в-третьих, если клуб физической культуры и спорта образовательного учреждения является юридическим лицом, действует не менее одного года и насчитывает не менее 3000 членов либо предусматривает предоставление социально-культурных услуг для не менее 3000 детей и молодежи (это возможно чаще всего только в случае создания единого клуба для нескольких образовательных учреждений), он может стать объектом государственной поддержки (ст. 4 Закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», 1995 г.) в виде информационного обеспечения и подготовки кадров (ст. 6), предоставления льгот (ст. 7), поручения выполнения государственного заказа (ст. 8), выделения субсидий (ст. 11) детским и молодежным объединениям и др. на основе включения их в Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, и др.