Физкультурно-спортивные организации образовательных учреждений

Одной из организаций, предоставляющих физкультурно-спортивные услуги детям и молодежи, являются клубы физической культуры и спорта (обобщенное название, характеризующее самые разнообразные организации. – Примеч. авт.)

На 01.01.2000 г. в России:

в общеобразовательных школах функционировало 51416 клубов (74,2% от общего числа школ), в учреждениях начального профессионального образования – 3603 (92,1%), в средних специальных учебных заведениях – 2462 (95,6%) и в высших учебных заведениях – 853 клуба (90,8%);

в клубах физической культуры и спорта общеобразовательных школ занималось 19,0% школьников, в клубах учреждений начального профессионального образования – 19,5% учащихся, в клубах средних специальных учебных заведений – 14,0% учащихся и в клубах высших учебных заведений – 8,6% студентов.

В настоящее время клубы физической культуры и спорта общеобразовательных школ, учреждений начального профессионального образования и незначительная часть клубов средних специальных учебных заведений функционируют в структуре Российской физкультурно-спортивной организации «Юность России», а большая часть клубов средних специальных учебных заведений и клубы высших учебных заведений – в структуре Российского студенческого спортивного союза.

Поскольку далеко не во всех образовательных учреждениях созданы физкультурно-спортивные организации, а степень вовлечения в них детей и молодежи нельзя признать удовлетворительной Министерство образования Российской Федерации, Российская физкультурно-спортивная организация «Юность России», Российский студенческий спортивный союз и другие заинтересованные организации предпринимают меры как по развитию сети клубов физической культуры и спорта образовательных учреждений, так и по расширению обслуживаемого ими контингента детей и молодежи.

С точки зрения теории и практики менеджмента (управления) основу развития клубов физической культуры и спорта в образовательных учреждениях и вовлечения в их деятельность детей и молодежи составляют следующие концептуальные положения.

¨ Клубы физической культуры и спорта образовательных учреждений призваны активно содействовать обеспечению конституционных прав детей и молодежи на сохранение и укрепление здоровья, физическое совершенствование, реализацию способностей, наклонностей и интересов в сфере физической культуры и спорта, а также организации здорового досуга детей и молоде­жи средствами физической культуры и спорта, воспитанию у них гражданственности, патриотизма, культуры общения, развитию творческих, эстетических и других духовных качеств.

Главная задача клубов физической культуры и спорта образо­вательных учреждений состоит в привлечении к систематическим занятиям физическими упражнениями и видами спорта, туриз­мом во внеучебное время всех учащихся, в повышении уровня организации и качества массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы и на этой основе укреплении здоровья, обес­печении активного досуга, оптимальной физической подготов­ленности учащихся.

¨ В качестве основных форм массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, проводимой клубами физической культуры и спорта образовательных учреждений, могут быть использованы занятия в спортивных секциях и оздоровительных группах, туристские походы и слеты, спартакиады и фестивали спорта, спортивные соревнования, дни здоровья и спортивные праздники, месячники по видам спорта, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и т.д.

¨ Для учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья или недостаточную физическую подготовленность, в клубе физической культуры и спорта образовательного учреждения должны создаваться оздоровительные группы и группы общей физической подготовки.

¨ Поскольку внеучебная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа является неотъемлемой составной частью всей системы физического воспитания учащихся, проводить ее необходимо на основе широкого развития инициативы и самодеятельности в течение всего учебного года, с учетом возраста, состояния здоровья, физической и спортивно-технической подготовленности учащихся, их потребностей и интересов к физкультурно-спортивной деятельности.

¨ Клубы физической культуры и спорта в идеале должны функционировать во всех образовательных учреждениях. Однако с учетом конкретной ситуации клубы могут создаваться на базе нескольких образовательных учреждений.

¨ Организационной основой деятельности клуба физической культуры и спорта образовательного учреждения как некоммерческой организации, создаваемой в организационно-правовой форме «общественная организация (объединение)», является устав, содержание которого должно соответствовать требованиям действующего законодательства.

С учетом специфики образовательного учреждения клуб физической культуры и спорта как общественная организация может либо регистрироваться и в соответствии с этим получать пра­ва юридического лица, либо функционировать без регистрации и получения соответствующих прав.

¨ Практика развития сети клубов физической культуры и спорта образовательных учреждений свидетельствует о том, что они фун­кционируют практически в единой организационно-правовой форме общественной организации, но в различных типах и видах (Воробьев В. В., 1998).

С определенной долей условности клубы физической культуры и спорта образовательных учреждений можно классифицировать следующим образом.

По типам клубы физической культуры и спорта образователь­ных учреждений подразделяются (в соответствии с типом образо­вательного учреждения и возрастом обучающихся):

на детско-подростковые клубы физической культуры и спорта, которые создаются на базе одной или нескольких общеобразова­тельных школ. Членами этих клубов могут быть учащиеся начиная с 8-летнего возраста;

подростковые клубы физической культуры и спорта, организу­емые на базе одного или нескольких учреждений начального про­фессионального образования либо средних специальных учебных заведений. Членами клубов этого типа могут стать учащиеся начи­ная с 14-летнего возраста;

юношеские клубы физической культуры и спорта, создаваемые на базе высшего учебного заведения. Членами данных клубов мо­гут быть студенты начиная с 18-летнего возраста.

По видам клубы физической культуры и спорта образова­тельных учреждений могут быть классифицированы (в соответ­ствии с направлениями и преимущественным содержанием их работы):

на физкультурно-спортивные клубы, организующие физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, работу физкультурно-оздоровительных групп и спортивных секций во вне-учебное время, массовые физкультурно-спортивные и агитаци­онно-пропагандистские мероприятия во внеучебное время, в том числе в выходные и праздничные дни;

спортивные клубы, основным направлением деятельности ко­торых является организация спортивной работы во внеучебное время по одному или нескольким видам спорта;

спортивно-технические клубы, которые призваны организовы­вать работу по спортивно-техническим и военно-прикладным ви­дам спорта.

Практическая значимость типологической и видовой класси­фикации клубов физической культуры и спорта образовательных Учреждений для менеджмента (управления) ими связана с рядом обстоятельств: во-первых, клуб физической культуры и спорта образовательного учреждения как некоммерческая организация в организационно-правовой форме «общественная организация» может быть учрежден одним лицом (ст. 15 Закона «О некоммерче­ских организациях»), достигшим 18-летнего возраста. В связи с этим в зависимости от конкретного типа клубы физической куль­туры и спорта образовательных учреждений могут создаваться либо учителями (педагогами) по физической культуре, либо самими учащимися; во-вторых, возможно создание общероссийских, меж­региональных (например, в федеральном округе), региональных и местных (ст. 14 Закона «Об общественных объединениях») клу­бов физической культуры и спорта образовательных учреждений по направлениям работы, на которые, в зависимости от конкрет­ных условий (количества образовательных учреждений, финанси­рования, традиций и т.п.), могут быть возложены функции по развитию физической культуры и спорта среди детей и молоде­жи, обучающихся в различных образовательных учреждениях; в-третьих, если клуб физической культуры и спорта образователь­ного учреждения является юридическим лицом, действует не ме­нее одного года и насчитывает не менее 3000 членов либо преду­сматривает предоставление социально-культурных услуг для не менее 3000 детей и молодежи (это возможно чаще всего только в случае создания единого клуба для нескольких образовательных учреждений), он может стать объектом государственной поддерж­ки (ст. 4 Закона «О государственной поддержке молодежных и дет­ских общественных объединений», 1995 г.) в виде информацион­ного обеспечения и подготовки кадров (ст. 6), предоставления льгот (ст. 7), поручения выполнения государственного заказа (ст. 8), выделения субсидий (ст. 11) детским и молодежным объединени­ям и др. на основе включения их в Федеральный реестр молодеж­ных и детских объединений, пользующихся государственной под­держкой, и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: