Организационные основы гражданской обороны РФ

2.3.1. Основные задачи и структура гражданской обороны

Гражданская оборона-это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

(Согласно Федеральному закону от 12.02.1998 г № 28 - ФЗ (в ред. ФЗ от 25.11.09).

Уровни организации и ведения гражданской обороны в РФ:

• Федеральный

• Региональный

• Муниципальный

• Объектовый

Задачи ГО:

- обучение населения в области гражданской обороны;

- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

- санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

- срочное захоронение трупов в военное время;

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной (статья 11 ФЗ №28-ФЗ):

• в РФ осуществляет Правительство РФ;

• в федеральных органах исполнительной власти и в организациях осуществляют их руководители (институт начальников ГО утратил силу);

• в республиках, краях, областях, т.е. на территориях субъектов РФ осуществляют главы органов исполнительной власти субъектов РФ;

• в муниципальных образованиях осуществляют руководители органов местного самоуправления.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Органы управления гражданской обороной:

1. На федеральном уровне - МЧС России

2. На региональном уровне - Региональные центры по делам ГОЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

3. В субъектах РФ - Главные управления МЧС России по субъектам РФ.

4. В городах, районах - управления, отделы, по делам ГОЧС.

5. В организациях отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО, с количеством работников:

- до 500 чел -1 освобожденный работник;

- от 500 до 2000 чел -2-3 освобожденных работника;

- от 2000 до 5000 чел -3-4 освобожденных работника;

- свыше 5000 чел -5-6 освобожденных работников.

6. В организациях, не отнесенных к категориям по ГО, с количеством работников

- свыше 200 чел - 1освобожденный работник;

- до 200 чел - по совместительству один из работников организации.

Силы гражданской обороны:

1. Воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска ГО.

2. Аварийно-спасательные формирования (штатные и нештатные).

3. Спасательные службы.

4. Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования.

Нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ):

Создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение в жизни страны или представляющие особую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время и других организациях.

Порядок создания НАСФ утвержден Приказом МЧС РФ от 23.12.2005г. №999.

К силам гражданской обороны относятся разнообразные спасательные службы.

Спасательные службы гражданской обороны представляют собойсовокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для всестороннего обеспечения мероприятий по гражданской обороне и действий аварийно-спасательных формирований, а также выполнения других неотложных работ, проведения АСДНР при ведении военных действий и в ЧС природного и техногенного характера.

Спасательные службы:

- медицинская;

- спасательнаяслужба общего назначения инженерная, коммунально-техническая;

- противопожарная;

- охраны общественного порядка;

- защиты животных и растений;

- оповещения и связи;

- защиты культурных ценностей;

- автотранспортная;

- торговли и питания;

- убежищ и укрытий;

- служба ГСМ, спасательная служба материально-технического снабжения;

- служба радиационной и химической защиты;

- служба ритуальных услуг;

- спасательная служба обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Степени готовности гражданской обороны:

1. Постоянная.

2. Первоочередные мероприятия 1-ой группы.

3. Первоочередные мероприятия 2-ой группы.

4. Общая.

Полномочия организаций в области ГО:

- планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения;

- проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

- осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей,возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованиюлокальные системы оповещения;

- создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Организационные основы современной гражданской обороны представлены не рис. 2.2.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций определены Федеральным законом «О гражданской обороне» № 28-ФЗ, 1998 г. и изменениями к нему (№ 123-ФЗ, 2002 г. и № 122-ФЗ, 2004 г.).

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее руководители гражданской обороны) несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях.

Они осуществляют непосредственное повседневное руководство гражданской обороной через органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

- на федеральном уровне - МЧС России;

- на региональном уровне - региональные центры МЧС России и главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;

- на муниципальном уровне - соответствующие управления, отделы, группы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

- в федеральных органах исполнительной власти и организациях- штатные структурные подразделения (отделы, сектора, группы).

Задачи, функции и полномочия МЧС России определены указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868.

Рис.2.2. Организационные основы современной гражданской обороны

Задачи, функции и полномочия регионального центра МЧС России и главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации определены «Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и «Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации», утвержденными приказами МЧС России соответственно от 1 октября 2004 г. № 458 и от 6 июня 2004 г. № 372.

Структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаются по решению руководителей федеральных органов исполнительной власти за счет численности и фонда заработной платы, установленной для данного органа.

Структура сил гражданской обороны показана на рис. 2.3.

В состав сил, выполняющих задачи гражданской обороны, входят как основные силы, создаваемые специально в ее интересах, так и привлекаемые силы других ведомств.

К основным силам относятся:

- войска ГО;

- аварийно-спасательные службы ГО;

- нештатные аварийно-спасательные формирования ГО;

- силы МЧС России.

Кроме того, могут создаваться добровольные формирования из населения.

К привлекаемым силам относятся:

- части и подразделения Минобороны, МВД, других силовых ведомств, выделяемых по планам взаимодействия;

- ведомственные аварийно-спасательные формирования (газо- и горноспасатели, аварийно-спасательные подразделения Минтранса и др.);

- штатные учреждения мирного времени (скорая помощь, аварийно-коммунальные службы и др.).

Ведомственные аварийно-спасательные формирования и аварийно-спасательные службы привлекаются для выполнения задач в области гражданской обороны по решению руководителей соответствующих уровней управления согласно Планам гражданской обороны и защиты населения, с учетом профессиональной подготовки.

Рис. 2.3.Структура сил, привлекаемых для решения задач гражданской обороны

Воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

Силы гражданской обороны в мирное время могут привлекаться для ликвидации последствий стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии, крупных аварий и катастроф, борьбы с лесными пожарами, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

2.3.2. Организация гражданской обороны на промышленном

объекте

Гражданская оборона на промышленном объекте (в дальнейшем на объекте) организуется с целью защиты персонала объекта и населения, проживающего вблизи от него, от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

Защита обеспечивается проведением комплекса мероприятий, позволяющих предотвратить или уменьшить последствия опасных природных явлений, аварий, катастроф, максимально ослабить результаты воздействия ОМП, создать благоприятные условия для работы объекта, проживания и деятельности населения.

Основными задачами ГО на объекте являются:

- защита персонала объекта и населения от ЧС;

- повышение устойчивости функционирования объекта в ЧС;

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

Задачи гражданской обороны объекта решаются путём проведения комплекса организационных, инженерно-технических, технологических, экономических и экологических мероприятий.

Организационные мероприятия предусматривают разработку и планирование действий руководящего, командно-начальствующего состава отдела по делам ГОЧС, служб и формирований ГО по защите персонала объекта, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановлению производства, а также по выпуску продукции на сохранившемся оборудовании.

Инженерно-технические мероприятия ГО - это комплекс мероприятий, осуществляемых инженерно-техническими методами и средствами и направленных на предотвращение или уменьшение возможных потерь и разрушений, повышение устойчивости работы объекта в чрезвычайных ситуациях, на успешное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге поражения.

Технологические мероприятия предусматривают повышение устойчивости работы объекта путём таких изменений технологических процессов, которые способствовали бы обеспечению бесперебойного выпуска продукции, а также исключали бы возникновение вторичных факторов поражения.

Экономические мероприятия предусматривают такой подход к выполнению всего комплекса работ, который обеспечил бы их эффективность при минимальных капитальных затратах.

Экологические мероприятия представляют собой продолжение комплекса работ данного направления, которые должны вестись каждым объектом с целью максимально возможного уменьшения вредного воздействия продуктов технологического цикла на окружающую среду и рабочие места работающего персонала.

Объём и порядок разработки и проведения рассматриваемых мероприятий регламентируются «Нормами проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны» (ИТМ ГО) и другими нормативными документами по организации и ведению гражданской обороны на промышленном объекте. Введение «Норм проектирования ИТМ ГО» возложено на систему гражданской обороны объекта, и в частности на начальника отдела ГОЧС.

Организация защиты персонала объекта и населения от ЧС возложена на систему гражданской обороны объекта.

Начальником гражданской обороны объекта является его руководитель. Он подчиняется вышестоящему ведомству (министерству, отрасли), а в оперативном отношении начальнику гражданской обороны города (района, префектуры), на территории которого расположен объект.

На крупных промышленных объектах, как правило, предусматривается штатный заместитель начальника гражданской обороны, который в мирное время является основным организатором всех подготовительных мероприятий по гражданской обороне.

Кроме штатного заместителя приказом начальника гражданской обороны назначаются заместители: по рассредоточению и эвакуации персонала объекта и членов их семей; по инженерно-технической части; материально-техническому снабжению и др. В отличие от штатного заместителя они не освобождаются от выполнения своих обязанностей.

Заместителем начальника гражданской обороны по рассредоточению и эвакуации персонала назначается обычно зам. руководителя объекта по общим вопросам. Являясь, как правило, председателем эвакуационной комиссии, он разрабатывает план рассредоточения работающего персонала и их семей, организует подготовку мест в загородной зоне, перевозку туда людей, а также доставку рабочих смен к месту работы, руководит службой охраны общественного порядка.

Заместителем начальника ГО по инженерно-технической части назначается главный инженер предприятия. Он непосредственно руководит службами (аварийно-технической, противопожарной, убежищ и укрытий), а также осуществляет техническое руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами.

Заместителем начальника ГО по материально-техническому снабжению назначается заместитель (помощник) руководителя объекта по этим вопросам. Он руководит службой материально-технического снабжения.

На всех объектах, как правило, создаются отделы по делам ГОЧС (в дальнейшем отделы ГО), которые комплектуются из должностных лиц. Численность штатных работников отдела определяется ведомством, в ведении которого находится объект. Отдел ГО является органом управления начальника ГО объекта.

В состав отдела ГО крупного объекта входят: начальник отдела и его заместители (помощники) по оперативно-разведывательной части, боевой подготовке, жилому сектору. В него могут входить различные специалисты и представители общественных организаций. На небольших объектах отделы ГО комплектуются из штатных работников и должностных лиц, не освобожденных от их основных обязанностей.

Должность начальника отдела ГО объекта обычно предусмотрена в штатном расписании предприятия. Являясь первым заместителем начальника ГО объекта, начальник отдела имеет право от его имени отдавать приказы и распоряжения. Он организует устойчивое управление и надёжно действующую систему оповещения, разведку, текущее и перспективное планирование, боевую подготовку личного состава формирований, осуществляет контроль за выполнением всех мероприятий ГО.

Для решения задач, возлагаемых на ГО, на объектах, располагающих соответствующей базой, создаются следующие службы: оповещения и связи, охраны общественного порядка, противопожарная, медицинская, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, энергетики и светомаскировки, радиационной и химической защиты, материально-технического снабжения, транспорта и др.

Служба оповещения и связи создается на базе узла связи во главе с ее начальником. Её задачами являются: оповещение о возникновении чрезвычайной ситуации передача сигнала ГО и сообщений о ЧС, поддержание связи в постоянной готовности, устранение аварий на сетях и сооружениях связи и др.

Служба охраны общественного порядка создается на базе подразделений ведомственной охраны во главе с её начальником. На нее возлагается обеспечение надежной охраны объекта, поддержание общественного порядка при возникновении ЧС и во время проведения ЛСДНР, наблюдение за режимом светомаскировки.

Служба убежищ и укрытий организуется на базе отдела капитального строительства и жилищно-коммунального отдела. Эта служба занимается разработкой плана размещения персонала объекта в защитных сооружениях, организацией строительства, обеспечением готовности убежищ и контролем за правильностью их эксплуатации, участвуют в спасательных работах.

Служба радиационной и химической защиты (РХЗ) создается на базе химических и центральных заводских лабораторий. Она осуществляет мероприятия по защите персонала объекта, источников водоснабжения, пищеблоков, складов продовольствия от радиоактивных и отравляющих веществ, организует и подготавливает формирования и учреждения радиационной и химической защиты, осуществляет контроль за состоянием средств индивидуальной и коллективной зашиты и специальной техники, организует посты радиационного и химического наблюдения (РХН) и осуществляет дозиметрический контроль за облучением и заражением личного состава, проводит мероприятия по ликвидации радиоактивного и химического заражения.

Противопожарная служба организуется на базе подразделений ведомственной пожарной охраны. Она разрабатывает противопожарные мероприятия и осуществляет контроль за их проведением, локализует и тушит пожары, оказывает помощь службе РХЗ в дезактивации и дегазации участков заражения.

Аварийно-техническая служба организуется на базе производственного и технического отделов. Она разрабатывает и проводит предупредительные мероприятия, повышающие устойчивость основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций, неотложные работы по локализации и ликвидации аварий, разборку завалов и спасение людей.

Медицинская служба организуется на базе медицинских пунктов,медсанчастей и поликлиник. Она обеспечивает постоянную готовностьмедицинских формирований, составляет и проводит санитарно-гигиенические н профилактические мероприятия, оказывает медицинскую помощь пострадавшим и эвакуирует их в лечебные учреждения,обеспечивает медобслуживание семей, работающих в местах их рассредоточения.

Транспортная служба создается на базе транспортных отделов и гаражей объектов. Она разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению перевозок, связанных с эвакуацией рабочих и служащих и доставкой их к месту работы: организует подвоз сил и средств к очагу поражения для перевозок рабочих, служащих, эвакуации пораженных, а также для других целей гражданской обороны.

Служба материально-технического снабжения организуется на базе отдела материально-технического снабжения объекта. Задачами этой службы являются разработка, плана материально-технического снабжения; своевременное обеспечение формирований всеми видами оснащения; организация ремонта техники и различного имущества, подвоз его к участкам работ, хранение н учет; обеспечение продовольствием и предметами первой необходимости персонала на объекте и местах рассредоточения,

Служба энергоснабжения и светомаскировки создаётся на базе отдела главного энергетика. Начальник службы - главный энергетик объекта. Служба разрабатывает мероприятия, обеспечивающие бесперебойную подачу газа, топлива и электроэнергии на объект, проводит оснащение уязвимых участков энергетических сетей различного рода системами и средствами защиты и неотложные аварийно восстановительные работы на них, планирует мероприятия по светомаскировке и первоочередным восстановительным работам.

В зависимости от специфики объекта и наличия базы могут создаваться и другие службы, например защиты продовольствия и воды, животных и т.д.

Количество служб на объекте определяется его начальником ГО. На небольших объектах службы ГО не создаются, их задачи и функции выполняют отделы данного объекта (отдельные лица), которые руководят созданными формированиями ГО (командами, звеньями, постами).

2.3.3. Основы защиты населения в ЧС

Защита населения в чрезвычайных ситуациях включает совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации.

Это достигается путем проведения в жизнь комплекса мероприятий защиты, умелых, разумных и быстрых действий населения в условиях воздействия на него поражающих факторов источников ЧС.

Принципы организации защиты от ЧС

Принципы защиты - это основные положения, которыми необходимо руководствоваться при организации защиты населения и территорий от ЧС.

Основными принципами защиты населения являются:

• мероприятия по обеспечению безопасности проводятся заблаговременно на всей территории России (во всех городах, населенных пунктах и на всех объектах экономики), т.е. принцип, заблаговременности (превентивности) проведения мероприятий защиты;

• планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС должны проводиться с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС, т.е. принцип дифференцированного подхода в определении мероприятий защиты по регионам;

• объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС должны определяться исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, т.е. принцип необходимой достаточности мероприятий защиты;

• ликвидация ЧС должна осуществляться силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ,на территории которых сложилась ЧС, т.е. принцип самостоятельности ликвидации ЧС; только для ликвидации крупномасштабных ЧС привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти;

• все мероприятия по защите в ЧС должны выполняться, по возможности, параллельно (укрытие в защитных сооружениях, обеспечение СИЗ и эвакуация людей, оборудование подъездных путей, тушение пожаров, перекрытие магистральных газовых и с ОХВ трубопроводов и т.д.) с привлечением максимально возможного количества сил и средств, т.е. принцип комплексности проведения мероприятий зашиты.

Реализация принципов защиты населения должна проводиться под руководством органов исполнительной власти всех уровней и руководителей объектов экономики, которые несут за это ответственность. Обязательным является неукоснительное соблюдение персоналом ОЭ и населением правил поведения и действий в ЧС.

В соответствии с принципом заблаговременности проведения мероприятий защиты отделы (управления) ГОЧС всех уровней должнывыполнить следующую работу:

- создать, проверить и поддерживать в постоянной готовности систему связи и оповещения персонала ОЭ и населения о ЧС;

- организовать непрерывное наблюдение и контроль за обстановкой на ПОО и окружающей средой с целью раннего выявления возможного развития ЧС;

- накопить фонд защитных сооружений для персонала ОЭ и населения;

- спланировать и подготовиться к эвакуации персонала ОЭ и населения;

- подготовить пункты временного размещения и длительного проживания эвакуируемых;

- накопить необходимое количество средств индивидуальной защиты для обеспечения ими персонала ОЭ и населения;

- организовать обеспечение защиты продовольствия, воды от различных видов заражения;

- спланировать и отработать медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия на случай ЧС;

- спланировать и выполнить все мероприятия по обеспечению устойчивой работы ОЭ в условиях ЧС и другие работы.

Все эти пункты в определенной степени и конкретизации находят отражение в «Планах защиты...» ОЭ, районов, городов и субъектов РФ.

Основными способами защиты персонала объектов экономики и населения в условиях возникновения ЧС являются:

- укрытие людей в защитных сооружениях;

- эвакуация (рассредоточение) персонала объектов экономики и населения за пределы зоны ЧС;

- использование средств индивидуальной защиты.

В зависимости от конкретных условий используется тот или иной способ защиты или несколько способов одновременно.

Однако следует заметить, что эффективность защиты не может быть достигнута только этими способами. Для их обеспечения проводится ряд мероприятий защиты, как до выполнения этих способов, так и после их выполнения.

2.3.4. Комплекс мероприятий защиты в ЧС ОЭ и населения

Комплекс мероприятий защиты объектов экономики и населения можно условно разделить на три группы:

1) предупредительные мероприятия;

2) защитные мероприятия;

3) аварийно-восстановительные мероприятия (работы).

К предупредительным относятся мероприятия, проводимые заблаговременно:

- предупреждение чрезвычайных ситуаций;

- планирование защиты персонала объектов и населения от ЧС;

- обучение (подготовка) населения мерам защиты от ЧС;

- подготовка сил и средств для ликвидации последствий ЧС.

К защитным мероприятиям относятся:

- выявление и оценка обстановки в ЧС, в т.ч. путем радиационной, химической, инженерной и пожарной разведки;

- оповещение персонала объектов и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС;

- укрытие персонала ОЭ и населения в защитных сооружениях;

- эвакуация (рассредоточение) персонала ОЭ и населения;

- использование средств индивидуальной защиты;

- дозиметрический и химический контроль;

- медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия;

- определение и соблюдение режимов радиационной и химической защиты персоналом объектов экономики и населением;

- организация охраны общественного порядка в зоне ЧС и др.

К аварийно-восстановительным работам (мероприятиям) относятся первоочередные работы в зоне ЧС по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории. Более подробно эти вопросы изложены в главе 6.

Предупредительные мероприятия

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения.

Предотвращение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий включающий: наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование и профилактику возникновения источников чрезвычайной ситуации, а также подготовку к чрезвычайным ситуациям.

Важное место в предотвращении ЧС занимает прогнозирование возникновения ЧС. Техногенные аварии (катастрофы) с допустимой вероятностью можно спрогнозировать и на основе анализа причин, по которым аварии могут произойти, принять меры по их предотвращению.

Есть определенные наработки в вопросе прогнозирования опасных природных явлений, но их человек (и в целом человечество) полностью предотвратить не может.

Профилактика возникновения источников чрезвычайной ситуации предполагает проведение заблаговременных мероприятий по недопущению и (или) устранению причин и предпосылок возникновения источников чрезвычайной ситуации антропогенного происхождения, а также по ограничению ущерба от них.

Профилактика техногенных ЧС заключается в недопущении аварий (или предотвращении возникновения источника ЧС) путем исключения технических (проектных, строительно-монтажных и эксплуатационных) ошибок и повышения надежности и устойчивости объекта,а также устранения причин аварий за счет соблюдения технологии строительства, технологии и регламента эксплуатации, правил и мер безопасности.

Под подготовкой к чрезвычайным ситуациям понимается комплекс заблаговременно проводимых мероприятий по созданию на определенной территории или на потенциально опасном объекте условий для защиты населения и материальных ценностей от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации, а также для обеспечения эффективных действий органов управления, сил и средств РСЧС по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Одним из мероприятий предотвращения ЧС техногенного характера является декларирование безопасности промышленного объекта на основании принятого Правительством РФ Постановления «О декларации безопасности промышленного объекта РФ» (от 1 июля 1995 года № 675). Порядок разработки Декларации безопасности промышленного объекта утвержден приказом МЧС России и Росгостехнадзора (от 4 апреля 1996 года № 22.0.0594).

Согласно этим документам декларирование безопасности промышленного объекта, деятельность которого связана с повышенной опасностью производства, осуществляется в целях обеспечения контроля, за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на промышленном объекте. Декларации разрабатываются как для проектируемых, так и для действующих промышленных объектов. Они должны характеризовать безопасность промышленного объекта на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации.

Наиболее важным разделом декларации является раздел «Анализ безопасности объекта», который содержит:

- данные о технологии и аппаратурном оформлении;

- анализ опасностей и риска;

- меры по обеспечению безопасности и противоаварийной ответственности.

Данные о технологии и аппаратурном оформлении включают:

- характеристику опасного вещества;

- описание технологии;

- описание технических решений по обеспечению безопасности;

- характеристику пунктов управления.

Анализ опасностей и риска включает: сведения об известных авариях, условиях их возникновения и развития, оценку риска аварий и ЧС, блок-схему рассмотрения вероятных сценариев возникновения и развития аварий, меры по обеспечению безопасности и противоаварийной ответственности, выводы.

Раздел «Обеспечение готовности промышленного объекта к локализации и ликвидации ЧС» содержит:

- описание системы оповещения о ЧС;

- описание средств и мероприятий по защите людей;

- порядок организации медицинского обеспечения.

Важным положением декларации являются страховые данные, которые включают: наименование и адрес компании, в которой застрахован промышленный объект; вид страхования; максимальный размер застрахованной ответственности за нанесенный ущерб физическим и юридическим лицам в случае аварии; порядок возмещения ущерба в случае аварии. Таким образом, страховая компания также заинтересована в безопасной работе застрахованного объекта. Следовательно, она будет заинтересована и в контроле за соблюдением предприятием всех норм и правил безопасности.

Рассмотренный перечень мероприятий позволяет либо предотвратить техногенную ЧС, либо уменьшить масштабы ее воздействия на людей, т.е. защитить человека.

Для уменьшения возможных масштабов последствий ЧС заблаговременно проводится подготовка ПОО, территории и населения. Она складывается из планирования и проведения инженерно-технических и специальных мероприятий ГО, подготовки материальной базы, подготовки персонала и населения к действиям в ЧС (обучение), подготовки и обучения формирований ГОЧС.

Подготовка территории к функционированию в чрезвычайных ситуациях - это комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, ИТ н СМ, заблаговременно проводимых на территории субъектов Российской Федерации с целью обеспечения безопасности населения, объектов экономики и окружающей природной среды в чрезвычайных ситуациях.

В интересах ГО осуществляется подготовка загородной зоны (на случай эвакуации ОЭ и персонала в эту зону), усовершенствуются транспортные магистрали, резервируются водоисточники и т.д.

При проведении инженерно-технических мероприятий местность оборудуется специальными сооружениями (гидротехническими, противолавинными, противоселевыми, противооползневыми и др.). Кроме того, осуществляется надзор за состоянием имеющихся инженерных сооружений (плотин, дамб, каналов).

Подготовка объекта экономики к работе в чрезвычайных ситуациях включает комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий РСЧС, осуществляемых на объекте народного хозяйства с целью:

- обеспечения его работы с учетом риска возникновения источников чрезвычайной ситуации;

- создания условий для предотвращения аварий или катастроф;

- противостояния поражающим факторам и воздействиям источников чрезвычайной ситуации;

- предотвращения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения;

- оперативного проведения неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.

Планирование защиты от ЧС

На каждом объекте заблаговременно разрабатывается «План защиты рабочих и служащих от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (на мирное время) и «План гражданской обороны» (на военное время). Разработкой планов занимаются отделы (штабы) по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций объекта экономики. Планы содержат текстовую часть и приложения.

Текстовая часть плана, разрабатываемого на ХОО, содержит три раздела:

- первый раздел - краткая характеристика химически опасного объекта, количество и тип ОХВ на объекте, условия их производства и хранения, количество рабочих и служащих в опасных цехах; прогнозируемая обстановка применительно к потенциально возможным типам аварий; состав объектовых формирований и их возможности, сроки готовности, наличие необходимых материально-технических средств; организация оповещения;

- второй раздел - перечень мероприятий по защите рабочих, служащих и аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте применительно к возможным видам аварий: состав первоочередных (экстренных) мероприятий, на которых необходимо сосредоточить основные усилия; задачи разведки, аварийно-восстановительной команды повышенной готовности и остальных объектовых формирований; задачи служб объекта по организации обеспечения; обязанности основных должностных лиц объекта при аварии и их действия; организация защиты рабочих и служащих;

- третий раздел - организация управления и связи;

- приложения - схема (план) территории ХОО с указанием мест и условий хранения (транспортировки) ОХВ, их количества и вида; зоны возможного заражения; направления действий разведки; места развертывания постов наблюдения; места сбора аварийно-восстановительной команды, направления ее движения к местам возможных аварий; направления эвакуации и места укрытия рабочих и служащих; места размещения пожарных гидрантов, систем постановки водяных завес, хранения средств обезвреживания; места развертывания объектового пункта управления и пункта санитарной обработки.

Обучение населения мерам защиты в чрезвычайных ситуациях

В соответствии со статьей 19 закона «О защите населения и территорий...» обязанностью граждан РФ являются изучение основныхспособов защиты населения и территорий от ЧС, приемов оказанияпервой медицинской помощи пострадавшим, правил пользования защитными сооружениями и индивидуальными средствами защиты, постоянное совершенствование своих знаний и практических навыков в этой области.

Подготовка населения к действиям в ЧС осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства. Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС определен постановлением Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС», а также уточняется в ежегодных «Организационных указаниях по подготовке населения РФ в области защиты от ЧС».

Подготовка населения должна осуществляться непрерывно по всем возрастным категориям от школьников до пенсионеров. Все население можно разделить на пять категорий обучаемых:

1) руководящий состав (руководители федерального уровня, субъектов Федерации, местного самоуправления, руководители объектов);

2) рабочие и служащие предприятий, не входящие в состав формирований ГО;

3) рабочие и служащие, входящие в состав формирований ГО (командно-начальствующий состав и личный состав);

4) неработающее население;

5) учащиеся и студенты.

Подготовка учащихся общеобразовательных учреждений (школ, лицеев и др.) осуществляется по программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» объемом 400 учебных часов по одному часу в неделю в 9 и 11 классах и по два часа в 10 классе.

Подготовка в учреждениях начального и среднего профессионального образования проводится также по программе «Основы безопасности жизнедеятельности».

Основными целями изучения данного курса являются формирование у учащихся знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий, оказанию само- и взаимопомощи в случае проявления опасностей, развитие сознательного н ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, умения распознавать н оценивать вредные факторы среды обитания человека, находить способы защиты от них.

Подготовка студентов высших учебных заведений осуществляется по программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для всех специальностей высшего профессионального образования объемом 136 учебных часов. При этом особое внимание должно обращаться на повышение качества подготовки студентов в вопросах управления и действий в ЧС мирного и военного времени, выработку умений организовывать и осуществлять мероприятия по защите населения и территорий от последствий ЧС техногенного характера.

Вместе с тем в организационных указаниях «По подготовке населения в области защиты от ЧС» ставится задача совершенствовать подготовку студентов по вопросам гражданской обороны, включая их в учебные планы в виде специального раздела дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» либо самостоятельного курса. В этих же указаниях предписано, что обучение студентов по разделу «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях» следует планировать в объеме не менее 50 учебных часов обязательных аудиторных занятий на старших курсах.

После окончания вуза студент переходит в следующую категорию обучаемых: рабочих и служащих предприятий (руководящий состав; рабочие и служащие, входящие или не входящие в состав формирований), неработающее население. Независимо от того, в какую категорию обучаемых попадает выпускник, он продолжает подготовку в области защиты и гражданской обороны.

Подготовка руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ осуществляется в Академии гражданской защиты МЧС России по программам, утвержденным в МЧС России. Основными целями их подготовки является выработка: общегосударственного подхода к разработке и осуществлению практических мероприятия по защите населения, территорий и объектов экономики в ЧС; навыков в осуществлении руководства ликвидацией последствий аварий, катастроф, экологических и стихийных бедствий, создании и обеспечении готовности сил и средств, необходимых для этих целей.

Подготовка руководителей и специалистов местного самоуправления осуществляется в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям по специальным программам, утвержденным МЧС России. При обучении этой категории обучаемых особое внимание обращается на их подготовку к практическому выполнению своих функциональных обязанностей в условиях ЧС, умение анализировать и оценивать обстановку, принимать грамотные решения в рамках занимаемой должности.

Подготовка руководящего состава объектов экономики осуществляется на курсах гражданской обороны городов и районов по программам подготовки руководящего состава учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности к действиям в ЧС. Программа также утверждена МЧС России.

Обучение рабочих и служащих, не входящих в состав формирований, осуществляется по месту работы на плановых занятиях по программе объемом в 12 часов, а также путем самостоятельного изучения материала. Конкретные темы и количество часов на их изучение определяет начальник ГО объекта, т.е. руководитель объекта с учетом специфики производства и степени усвоения ранее изученного материала.

Подготовка населения, не занятого в сферах производства и образования (неработающего населения), осуществляется по месту жительства (при ДЭЗ, ЖЭК, клубах и т.п.) путем проведения бесед, лекций, просмотра фильмов, привлечения на учения и тренировки, а также самостоятельного изучения пособий, памяток, прослушивания радиопередач, просмотра телепрограмм по вопросам защиты от ЧС. Основное внимание при обучении этой категории населения обращается на его моральную и психологическую подготовку к умелым действиям в экстремальных ситуациях, выработку представления о ЧС, характерных для мест их проживания, и конкретных действиях в этих ЧС.

Глава 3. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА И РЕКОМЕНДАЦИИ НАСЕЛЕНИЮ

ПО ЗАЩИТЕ ОТ НИХ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: