Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ

Требования к результатам освоения основных общеобразова­тельных программ — описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными и государственны­ми потребностями.

Настоящие Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории Российской Федера­ции. Они могут быть дополнены, в рамках общего ресурса учеб­ного времени, требованиями субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, учителей в целях более полного отражения потребностей субъектов образовательной деятельности, в том числе этнокультурных, специфики образовательной программы образовательного учреждения, специфики контингента обучающихся.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ задают интегральные критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой сту­пени школьного образования.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ характеризуют Планируемые результаты, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими программы основного общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые -результаты обучения являются обязательной составной частью примерных учебных программ по предметам, программ развития универсальных учебных действий учащихся, программ воспитания и социализации учащихся.

К личностным результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельнос­ти, социальные чувства, личностные качества.

К метапредметным результатам обучающихся относятся ос­военные учащимися при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфич­ные для изучаемой области знаний.

Требования к результатам образования, имеющие универсальное, метапредметное, значение, включают:

— умения организовывать свою деятельность, определять ее
цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять
их на практике, взаимодействовать в группе в достижении общих
целей, оценивать достигнутые результаты;

— ключевые компетентности, имеющие универсальное значе­-
ние для различных видов деятельности (обобщенные способы ре­
шения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и ин­
формационные умения), умение работать с разными источниками
информации;

— готовность к профессиональному выбору, умение ориенти­-
роваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в сис­-
теме профессионального образования с учетом собственных инте­
ресов и возможностей;

— гуманистические и демократические ценностные ориента-
ции, готовность следовать этическим нормам поведения в жизни,
умение оценивать с позиций социальных норм поступки (собст­-
венные и других людей).

Требования к результатам образования, отражающие предмет­ные знания и умения, включают:

— знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

— понимание причинно-следственных, функциональных и
иных связей и взаимозависимостей предметов, их объективной
значимости;

— владение базовым понятийным аппаратом, необходимым
для получения дальнейшего образования;

— способность и умение на основе полученных навыков и
знаний ориентироваться в мире социальных, интеллектуальных,
нравственных, эстетических ценностей;

— применение приобретенных умений, навыков и знаний для
решения различных типичных жизненных ситуаций, а также
проблем, связанных с выполнением человеком типичных социаль-­
ных ролей (член семьи, работник, собственник, потребитель, из-­
биратель).

Требования к результатам образования, соответствующие современным представлениям об обобщенной структуре лич­ности и деятельности человека.

Требования к результатам образования, характеризующие ин-теллектуальную сферу человека, отражают:

— уровень освоения познавательной культуры, соответствую-
щий возрастным возможностям (основы научных знаний об окружающей действительности, о взаимосвязях ее объектов; умения и навыки познавательной деятельности);

— интеллектуальные способности и умственные операции
(умения логически мыслить, доказывать, строить рассуждения, де­-
лать выводы, сравнивать, анализировать и др.).

Требования к результатам образования, характеризующие цен­ностно-этическую сферу человека, отражают:

— уровень освоения нравственной культуры, соответствующий
возрастным возможностям (отношение к окружающей действии-­
тельности — к самому себе, ближним, обществу, природе);

— ценностные идеалы гражданского общества — социальная
справедливость, свобода — личная, индивидуальная; жизнь чело­-
века, его благосостояние и достоинство; межнациональный мир;
семейные традиции, патриотизм.

Требования к результатам образования, характеризующие тру­довую сферу человека, отражают:

— знания о технологиях и технологической стороне любого
труда (включая учебный); представления о методах научного
управления процессами труда;

— умение планировать свой труд (включая учебный);

— культуру труда на уровне допрофессиональных умений и на­-
выков-взаимодействия человека с различными сторонами окружа-­
ющей действительности; умения преобразовательной деятельности;

— мотивацию к творческому труду.

Требования к результатам образования, характеризующие ком­муникативную сферу человека, включают:

— знания, умения и навыки, характеризующие языковое и ре­-
чевое развитие человека;

— представления об общей теории коммуникации (в том чис-
ле социальной);

— использование языков и других средств коммуникаций, поз­-
воляющих закреплять, хранить и передавать информацию.

Требования к результатам образования, характеризующие эс­тетическую сферу человека, отражают:

— уровень эстетической культуры личности (систему эстети-­
ческих ценностей, интерес к художественной культуре, способ­
ность к эмоционально-ценностному восприятию произведений
искусства, эстетический кругозор и др.);

— умение оценивать с эстетической (художественной) точки
зрения произведение искусства и результат творческого труда
(своего и других людей);

умения и навыки, способы художественной деятельности,
отражающие индивидуальные возможности и творческий потен-­
циал личности.

Требования к результатам образования, характеризующие физическую сферу человека, отражают:

— уровень физической культуры (установка на здоровый и
безопасный образ жизни; физическая выносливость и здоровье,
физическая готовность, достаточные для преодоления больших
умственных и нервных нагрузок);

— стремление к физическому совершенствованию и умение
самостоятельно укреплять свое физическое и психическое здоровье;

— умение оказывать первую медицинскую помощь себе и окружающим.

Интегрированным результатом освоения основных общеобразо­вательных программ является уровень компетентности выпускника, необходимый и достаточный для обеспечения возможности полно­ценного развития личности учащегося, получения образования на протяжении всей жизни и профессиональной деятельности.

Совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, направленных на индивидуаль­ную оценку учебных достижений школьника, является основой для определения условий выдачи документов о соответствующем уровне образования, осуществления процедур аккредитации обра­зовательного учреждения.

К результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуаль­ной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успеш­ности освоения содержания отдельных учебных предметов, отно-сится способность к решению учебно-практических задач на ос­новании:

• системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

• умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности;

• коммуникативных и информационных умений.

К результатам, которые не подлежат оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, относятся:

• ценностные ориентации выпускника, которые отражают его
индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические
взгляды, политические предпочтений и др.);

• характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

• индивидуальные личностные достижения.

Оценка этих и иных результатов образовательной деятельности (в том числе поддержание и укрепление здоровья обучающих­ся, освоение ими навыков безопасного поведения и др.) осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектирований региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных программ.

Конечный результат образовательной деятельности российской школы как реализация общественного договора фиксируется в портрете выпускника — гражданина России:

— патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины;

— уважающего ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающего глобальные проблемы современности,
свою роль в их решении;

— мотивированного к труду, познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;

— разделяющего ценности безопасного и здорового образа
жизни;

— уважающего других людей, готового сотрудничать с ними
для достижения совместного результата;

— осознающего себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим
собой и другими людьми.

Требования к структуре основных общеобразовательных программ

Требования к структуре основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) образования — система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов общего образования.

Основные образовательные программы начального общего, ос­новного общего и среднего (полного) общего образования опреде­ляют содержание начального общего, основного общего и средне­го (полного) общего образования и направлены на решение задач формирования общей культуры, адаптации личности к жизни в глобальном обществе, на создание основы для саморазвития и са­мосовершенствования обучающихся, осознанного выбора направле­ний продолжения образования и профессиональной деятельности.

Основная образовательная программа на каждой ступени общего образования должна состоять из следующих частей:

— пояснительная записка;

— цели образования для каждой ступени общего образования;

— базисный образовательный план - фундаментальное ядро содержания общего образования;

— примерные программы по отдельным учебным предметам;

— программа формирования универсальных учебных действий;

— система оценки учебных достижений обучающихся;

— программа воспитания и социализации учащихся, включающая систему внеучебной деятельности и работу с семьей и об­щественностью.

В основную образовательную программу могут включаться, в рамках общего допустимого ресурса учебного времени, допол­нительные, компоненты, отражающие особенности и интересы субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений общего образования с учетом потребностей личности, общества и государства в общем образовании.

Цели образования

Цели образования развивают и определяют требования феде­рального государственного образовательного стандарта общего об­разования к результатам освоения основных образовательных про­грамм, фиксируют те результаты обучения, воспитания и развития, которые наиболее важны на каждой ступени обучения с точки зре­ния личностного, морально-нравственного, социального, познава­тельного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.

Базисный образовательный план

Базисный образовательный план определяет в Инвариантной части:

— максимально допустимый объем аудиторной нагрузки обучающихся;

— общий объем нагрузки, подлежащей бюджетному финансированию;

— состав обязательных учебных предметов, в том числе предусматривает обучение на родном языке (не русском) или изучение родного языка и литературы, и время, отводимое на их изучение, по классам (годам) обучения.

Вариативная часть Базисного образовательного плана, в том числе раздел «Внеурочная деятельность», представлена числом ча­сов, отводимых на обеспечение индивидуальных потребностей и запросов обучающихся, в том числе этнокультурных, интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации. Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции участников образовательного процесса.

При этом в начальной и основной школе инвариантная и ва­риативная части должны составлять 65% и 35% соответственно, возможное отклонение может составлять не более 5%.

В средней (полной) школе соотношение инвариантной и вариативной части должно составлять 35% и 65% соответственно, при этом возможное отклонение может составлять также не бо­лее 5%.

Фундаментальное ядро содержания

Фундаментальное ядро содержания фиксирует основополагаю­щие элементы научного знания, в том числе ценностно-мировоз­зренческие, обязательные для изучения в образовательных учреж­дениях общего образования: ведущие теории, научные идеи и ка­тегории, методы научного познания, события, явления и т. п.

В Фундаментальном ядре содержания в обобщенном виде опи­сываются универсальные учебные виды деятельности личностно­го, регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование которых осуществляется в ходе образовательного процесса.

Примерные программы по отдельным учебным предметам

Примерные программы по отдельным учебным предметам раз­рабатываются на основе требований к результатам освоения ос­новных общеобразовательных программ, Фундаментального ядра содержания общего образования, программ по формированию универсальных учебных действий и являются основой для создания рабочих программ образовательных учреждений.

Примерные учебные программы содержат: пояснительную за­писку, в которой определяются цели изучения предмета на каж­дой ступени обучения, содержание образования, включающее пе­речень изучаемого материала; примерное тематическое планиро­вание с определением основных видов учебной деятельности школьников; планируемые результаты освоения предметных прог­рамм; рекомендации по оснащению учебного процесса.

Программа формирования универсальных учебных действий

Программа формирования универсальных учебных действий разрабатывается на основе соответствующих разделов Фундаментального ядра содержания общего образования и является осно­вой для разработки примерных программ.

Программа формирования универсальных учебных действий содержит: описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования; описание преемственности программы формиро­вания универсальных учебных действий по ступеням общего об­разования; связь универсальных учебных действий с содержани­ем учебных предметов; характеристики личностных, регулятив­ных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; типовые задачи формирования личностных, регулятив­ных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Система оценки учебных достижений обучающихся

Система оценки учебных достижений обучающихся фиксиру­ет основные направления и цели оценочной деятельности, описа­ние объекта и содержания оценки, критерии и процедуры оцени­вания, состав инструментария, формы представления результатов, условия и границы применения.

Система оценки выступает как инструментальное ядро государственных образовательных стандартов, выполняющее функции об­ратной связи и регулирования системы образования. Система оценки призвана ориентировать образовательный процесс на реа­лизацию и достижение планируемых результатов освоения учеб­ных программ и программы формирования универсальных учеб­ных действий.

Инструментарий для оценки достижения планируемых резуль­татов освоения программ каждой ступени общего образования разрабатывается применительно к основным группам результатов.

Программа воспитания и социализации учащихся

Программа воспитания и социализации учащихся обеспечива­ет единство обучения, воспитания и развития и направлена на определение системы требований к результатам воспитательной составляющей образовательного процесса; на формирование в рамках управления региональными образовательными системами и образовательными учреждениями практики планирования, орга­низации и контроля качества двух взаимосвязанных процессов:

— социальной адаптации образовательных учреждений к социокультурным условиям жизни региона, к специфике контингента обучающихся в образовательном учреждении (уточнение
целей образовательной деятельности, учет особенностей микросоциума);

— многоуровневой социальной адаптации и личностного разви­тия учащихся.

Последняя обеспечивает интеграцию знаний и опыта, ценнос­тей и смыслов, индивидуальной культуры и культурной нормы.

Общекультурное и личностное развитие обучающихся, последовательное освоение ими систем ценностей народов России, связанных общей исторической судьбой, являются важнейшими педагогическими инструментами сохранения и укрепления целостного социокультурного пространства России.

Ожидаемые результаты освоения программы воспитания и социализации обучающихся должны иметь обобщенный характер и коррелировать с системой ценностей, определенной в Фундамен­тальном ядре содержания общего образования.

Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ

Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ — система нормативов и регламентов (кадровых, финансовых, учебно-материальных, материально-технических, гигиенических и др.), необходимых для обеспе­чения реализации основных образовательных программ и достижения планируемых результатов общего образования.

Интегративным результатом реализации Требований должно быть создание комфортной, дружественной по отношению к уча­щимся и учителям развивающей образовательной среды, адекват­ной задачам достижения личностного, социального, познаватель­ного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического и трудового развития обучающихся.

Согласно ст. 29 Закона РФ «Об образовании» к компетенции субъектов Российской Федерации относится установление для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных "норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспи­танников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

Кадровое обеспечение — укомплектованность кадрами, име­ющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и необходимую квалификацию, способными к инновационной профессиональной деятельности, обладающими необходимым уровнем методологической культуры и сформиро­ванной готовностью к непрерывному процессу образования в те­чение всей жизни.

Требования к компетентности педагога отражаются в Квалификационных характеристиках по должностям работников учреждений образования, определяются функциональными задачами, которые он должен реализовывать в своей деятельности, и конкретизируются по ступеням общего образования.

Положением о лицензировании образовательной деятельности по программам общего образования в зависимости от вида образовательного учреждения должна быть определена доля преподавателей, имеющих соответствующие аттестационные категории.

Основными нормативными документами, содержащими критериальную базу, соответствующую требованиям федерального государ­ственного образовательного стандарта, и определяющими требования к кадровым ресурсам учреждения общего образования, являются:

— — Квалификационные характеристики (требования) по должно­стям работников учреждении образования Российской Федерации;

— Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций;

— Положение о лицензировании образовательной деятельнос­ти по программам общего образования;

— Положение об аттестации кадров образовательных учрежде­ний.

Финансово-экономическое обеспечение — формирование рас­ходов на реализацию основных образовательных программ общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, обеспечивающих достижение планируемых результатов.

Финансирование расходов на реализацию основных образова­тельных программ общего образования осуществляется субъектом Российской Федерации посредством выделения субвенций местным бюджетам на основе принципа нормативного подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося.

Органы местного самоуправления могут устанавливать норма­тивы финансирования муниципальных образовательных учрежде­ний за счет средств местных бюджетов.

Материально-техническое обеспечение — характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры инфор­мационно-образовательной среды), соответствующей Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам и Строительным нормам и правилам.

Требования к материально-технической сфере ресурсного обеспечения включают в себя параметры и характеристики:

— санитарно-гигиенических условий процесса обучения (температурный, световой режим и т. д.);

— комфортных санитарно-бытовых условий (наличие оборудо­ванных гардеробов, туалетов, мест личной гигиены и т. д.);

— пожарной безопасности и электробезопасности, охраны труда, выполнения необходимых объемов текущего и капитального ремонта;

— образовательной среды, адекватной потребностям развития ребенка и здоровьесбережения (необходимый набор помещений, эстетические условия, оформление школы, пришкольной территории, оборудование пищеблока, медицинского кабинета, физкуль­турных залов, спортивных площадок, бассейнов).

Учебно-материальное обеспечение — требования к комплект­ности и качеству учебного и учебно-наглядного оборудования с учетом достижения целей, устанавливаемых федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.

Критериями выполнения требований учебно-материального обеспечения образовательного процесса могут служить:

— перечни рекомендуемой учебной литературы и цифровых
образовательных ресурсов;

— перечни учебного оборудования для общеобразовательных
учреждений;

— требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений.

Информационное обеспечение — обеспечение каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к образовательным порталам и хранилищам, информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

Порядок введения

федерального государственного образовательного стандарта

общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования вводится в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе Закона Российской Федерации «Об образовании».

Введению стандарта должно предшествовать широкое обсуж­дение, предусматривающее:

• обязательность опубликования в открытой печати проектов стандарта общего образования и отчетов об обсуждении, полноту предоставления информации о ходе и порядке вносимых измене­ний, а также доступность иных сведений по процедурам разработ­ки стандарта общего образования;

• обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по про­ектам стандарта общего образования, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия как внутри законодательных органов государственной власти, так и между законодательным и испол­нительным органами государственной власти либо между госу­дарственными органами власти и органами местного само­управления, общественными организациями (объединениями), иными объединениями юридических лиц (ассоциаций и союзов). Разработка и утверждение федеральных государственных обра­зовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. ормативное сопровождение стандарта обеспечивается на ос­нове соответствующего распределения ведомственной ответствен­ности, схема которой должна быть разработана и утверждена Ми­нистерством образования и науки Российской Федерации, Рособразованием, Рособрнадзором.

Необходимые региональные документы разрабатываются орга­нами управления образованием субъектов Федерации и утвержда­ются в порядке, установленном Законом РФ «Об образовании».

Федеральный государственный образовательный стандарт об­щего образования и сопровождающие его нормативные документы вводятся в массовую практику общеобразовательных учреждений Постановлением Правительства Российской Федерации в сроки, установленные ст. 17 Федерального Закона № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос­сийской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: