1) земля 1) а) мясо, б) кости 1) земля
2) вода 2) а) кровь, б) лимфа, 2) вода
в) семя
3) огонь 3) теплота (жир) 3) огонь
4) ветер 4) дыхание (питатель- 4) железо
ный сок)
5) пространство 5) полости тела 5) дерево
Полости тела в число тканей не входят, а перечисленные здесь семь тканей не прямо совпадают с обычно перечисляемыми в "Четырех Тантрах", так как в них чаще описывается порядок развития тканей от питательного сока до семени (хотя учитывается также и приведенный нами порядок), мы же привели порядок соответствия тканей тела махабхутам по [13, л. Зба].
Областями [дхату] проявления махабхут в теле тибетская медицина называет также пять плотных и шесть полых органов:
1) земля—селезенка—желудок,
2) вода—почки—мочевой пузырь и семенные пузырьки (матка),
3) огонь—сердце—тонкий кишечник,
4) железо—легкие—толстый кишечник,
5) дерево—печень—желчный пузырь. Сопоставляя приведенные нами схемы, мы можем с
достаточным основанием полагать, что
а) определяя пульсацию земли—селезенки—желудка в точке кан на левой руке пациента, тибетский врач обращает внимание на состояние мышечной ткани в связи с пульсацией и то, каким образом пульсовая волна отражается от костной ткани; б) определяя пульсацию воды—почек—мочевого пузыря—семенных пузырьков (матки) в точках чаг на обеих руках пациента, врач учитывает характер пульсации в этих точках крови, лимфы и семени (тонкого семени — mdangs, циркулирующего по всему телу);
в) определяя пульсацию огня—сердца—тонкого кишечника в точке цон на левой руке у мужчины и правой у женщины, тибетский врач учитывает состояние жировой ткани в связи с пульсацией;
г) определяя пульсацию железа—легких—толстого кишечника в точке цон на правой руке у мужчины и на левой у женщины, врач учитывает характер наложения дыхательной волны на пульсовую;
д) определяя пульсацию дерева—печени—желчного пузыря в точке кан на правой руке у пациента, тибетский врач учитывает характеристики самого пульсирующего сосуда, характер изменения его пространственной формы.
По-видимому, исходя из теории махабхут и их проявлений в теле человека, тибетская медицина полагает, что заболевание каждого из пяти плотных (перенхима-тозных) и шести полых органов немедленно отражается на состоянии соответствующей этому органу области проявления махабхут, т.е. дхату, соответствующей ткани тела. Однако каждый внутренний орган связан в системах ветра, желчи и слизи с целым рядом других органов, тканей тела органов чувств [66, с. 51-53], что необходимо учитывать при постановке диагноза и выборе сложного многокомпонентного состава для лечения каждого конкретного заболевания.
При определении состава многокомпонентных лекарств характеристики проявленных махабхут играют решающую роль. Эти характеристики суть следующие [94, с. 32].
1. Земля: тяжелая, тупая, мягкая, умащенная [жирная ], сухая, твердая, связанная, успокаивает ветер.
2. Вода: растворяющая, охлажденная, тяжелая, тупящая, умащающая, упругая, увлажняющая, смягчающая, связующая, успокаивает желчь.
3. Огонь: согревающий, обостряющий, сушащий, огрубляющий, легкий, подвижный, доводящий до созревания, придающий блеск, успокаивает слизь.
4. Ветер: легкий, подвижный, холодный, огрубляющий, поглощающий [тепло], сушащий, плотный, проникающий, колеблющий, успокаивает слизь и желчь.
5. Пространство является всепроникающим. Из указанных свойств проявленных махабхут тибетские медики выводят 17 достоинств (yon tan) лекарств, которыми подавляются 20 сущностных признаков (mtshan nyid), болезней [8, с. 704].
Достоинства лекарств Сущностные признаки болезней
1) мягкое 1) грубая
2) тяжелое 2) легкая
3) теплое 3) холодная
4) умащающее 4-5) тонкая и плотная
5) устойчивое 6) подвижная
6) холодное 7) умащенная
7) тупящее 8) острая
8) охлаждающее 9) горячая
9) упругое 10) легкая
10) растворяющее 11) пахучая
11) сушащее 12-13) мокрая и влажная
12) поглощающее 14) умащающая (ожиряющая)
13) горячее 15) охлаждающая
14) легкое 16) тяжелая
15) острое 17) тупая
16) грубое 18-19) мягкая и липкая
17) подвижное 20) устойчивая
Из приведенных 17 достоинств лекарств первые пять устраняют болезни ветра, следующие шесть — болезни желчи, последние шесть — болезни слизи [8, с. 704].
При составлении многокомпонентных лекарств учитываются все сочетания сущностных признаков каждого конкретного заболевания, для устранения которого в лекарственный состав включаются компоненты, обладающие необходимыми для этого достоинствами. Например, для победы над "горячими" болезнями [болезнями жара] основу ряда многокомпонентных лекарств составляют "при охлаждающих": род извести [cu gang], шафран [gur gum], гвоздика [li shi] при заболеваниях верхней части тела или кардамон настоящий [sugmel] при заболеваниях жара ниже пояса. Свойства лекарственного сырья [его достоинства] узнаются по шести вкусам и их сочетаниям, прямые соответствия шести вкусов четырем махабхутам суть следующие (пространство во вкусооб-разовании не участвует):
Махабхуты Вкус
Земля + вода Сладкий
Земля + огонь Кислый
Вода + огонь Соленый
Вода + ветер Горький
Огонь + ветер Острый
Земля + ветер Вяжущий [16, с. 130] Проявление силы махабхут в разных типах местности: пронизываемая ветрами и холодная местность считается способствующей развитию болезней ветра; сухая земля, жара, труднопереносимая из-за отсутствия влаги, — это местность, способствующая развитию болезней желчи [огня]; влажная местность, тучная земля способствуют развитию болезней слизи [земли + воды] [1,1, 3, л. 36].
Соответственно при болезнях ветра следует придерживаться теплых мест и приятного общества, жить в помещениях, окрашенных в теплые тона и мягкие цвета; при болезнях желчи следует жить в прохладном месте, в покое, хорошо у моря, необходимо подавлять агрессивность и развивать доброжелательность; при болезнях слизи следует совершать интенсивные движения, придерживаться преимущественно теплых мест [1, I, 5, л. 76].
Лекарства при болезнях ветра должны быть сладкого [земля + вода], кислого [земля + огонь], соленого [вода + огонь] вкуса [1, I, 5, л. 8а], так как ветер подвижен, нестабилен, холоден; земля же придает устойчивость, вода обладает связуемостью, огонь согревает. Достоинства лекарств, рекомендуемых при болезнях ветра, описаны выше.
Лекарства при болезнях желчи [огня] должны быть сладкого [земля + вода], горького [вода + ветер], вяжущего [земля + ветер] вкуса с основными свойствами [достоинствами] растворяющими, охлаждающими, тупящими [1, I, 5, л. 8а].
Лекарства при болезнях слизи [земли + воды ] должны быть острого [огонь + ветер], кислого [земля + огонь], вяжущего [земля + ветер] вкуса с основными свойствами обостряющими, горячими и легкими [Там же].
Махабхуты по-разному проявляются в природе и человеке в зависимости от времени года, что четко обнаруживается в пульсации [83, с. 10-11]. В связи с особенностями проявления махабхут в разное время года и суток полагают, что болезни ветра возникают летом, вечером и на рассвете, болезни желчи начинаются осенью, в полдень и в полночь, болезни слизи возникают весной, к ночи либо под утро.
Таким образом, теория пяти махабхут пронизывает собой всю теорию и практику тибетской медицины.