I. Махабхуты II. Ткани тела III. Дхату

1) земля 1) а) мясо, б) кости 1) земля

2) вода 2) а) кровь, б) лимфа, 2) вода

в) семя

3) огонь 3) теплота (жир) 3) огонь

4) ветер 4) дыхание (питатель- 4) железо

ный сок)

5) пространство 5) полости тела 5) дерево

Полости тела в число тканей не входят, а перечис­ленные здесь семь тканей не прямо совпадают с обычно перечисляемыми в "Четырех Тантрах", так как в них чаще описывается порядок развития тканей от питатель­ного сока до семени (хотя учитывается также и приве­денный нами порядок), мы же привели порядок соответ­ствия тканей тела махабхутам по [13, л. Зба].

Областями [дхату] проявления махабхут в теле ти­бетская медицина называет также пять плотных и шесть полых органов:

1) земля—селезенка—желудок,

2) вода—почки—мочевой пузырь и семенные пу­зырьки (матка),

3) огонь—сердце—тонкий кишечник,

4) железо—легкие—толстый кишечник,

5) дерево—печень—желчный пузырь. Сопоставляя приведенные нами схемы, мы можем с

достаточным основанием полагать, что

а) определяя пульсацию земли—селезенки—желудка в точке кан на левой руке пациента, тибетский врач об­ращает внимание на состояние мышечной ткани в связи с пульсацией и то, каким образом пульсовая волна отра­жается от костной ткани; б) определяя пульсацию воды—почек—мочевого пу­зыря—семенных пузырьков (матки) в точках чаг на обеих руках пациента, врач учитывает характер пульса­ции в этих точках крови, лимфы и семени (тонкого се­мени — mdangs, циркулирующего по всему телу);

в) определяя пульсацию огня—сердца—тонкого ки­шечника в точке цон на левой руке у мужчины и правой у женщины, тибетский врач учитывает состояние жиро­вой ткани в связи с пульсацией;

г) определяя пульсацию железа—легких—толстого кишечника в точке цон на правой руке у мужчины и на левой у женщины, врач учитывает характер наложения дыхательной волны на пульсовую;

д) определяя пульсацию дерева—печени—желчного пузыря в точке кан на правой руке у пациента, тибет­ский врач учитывает характеристики самого пульсирую­щего сосуда, характер изменения его пространственной формы.

По-видимому, исходя из теории махабхут и их про­явлений в теле человека, тибетская медицина полагает, что заболевание каждого из пяти плотных (перенхима-тозных) и шести полых органов немедленно отражается на состоянии соответствующей этому органу области проявления махабхут, т.е. дхату, соответствующей тка­ни тела. Однако каждый внутренний орган связан в сис­темах ветра, желчи и слизи с целым рядом других орга­нов, тканей тела органов чувств [66, с. 51-53], что необ­ходимо учитывать при постановке диагноза и выборе сложного многокомпонентного состава для лечения каж­дого конкретного заболевания.

При определении состава многокомпонентных ле­карств характеристики проявленных махабхут играют решающую роль. Эти характеристики суть следующие [94, с. 32].

1. Земля: тяжелая, тупая, мягкая, умащенная [жир­ная ], сухая, твердая, связанная, успокаивает ветер.

2. Вода: растворяющая, охлажденная, тяжелая, тупя­щая, умащающая, упругая, увлажняющая, смягчающая, связующая, успокаивает желчь.

3. Огонь: согревающий, обостряющий, сушащий, ог­рубляющий, легкий, подвижный, доводящий до созрева­ния, придающий блеск, успокаивает слизь.

4. Ветер: легкий, подвижный, холодный, огрубляю­щий, поглощающий [тепло], сушащий, плотный, прони­кающий, колеблющий, успокаивает слизь и желчь.

5. Пространство является всепроникающим. Из указанных свойств проявленных махабхут тибет­ские медики выводят 17 достоинств (yon tan) лекарств, которыми подавляются 20 сущностных признаков (mtshan nyid), болезней [8, с. 704].

Достоинства лекарств Сущностные признаки болезней

1) мягкое 1) грубая

2) тяжелое 2) легкая

3) теплое 3) холодная

4) умащающее 4-5) тонкая и плотная

5) устойчивое 6) подвижная

6) холодное 7) умащенная

7) тупящее 8) острая

8) охлаждающее 9) горячая

9) упругое 10) легкая

10) растворяющее 11) пахучая

11) сушащее 12-13) мокрая и влажная

12) поглощающее 14) умащающая (ожиряющая)

13) горячее 15) охлаждающая

14) легкое 16) тяжелая

15) острое 17) тупая

16) грубое 18-19) мягкая и липкая

17) подвижное 20) устойчивая

Из приведенных 17 достоинств лекарств первые пять устраняют болезни ветра, следующие шесть — болезни желчи, последние шесть — болезни слизи [8, с. 704].

При составлении многокомпонентных лекарств учи­тываются все сочетания сущностных признаков каждого конкретного заболевания, для устранения которого в ле­карственный состав включаются компоненты, обладаю­щие необходимыми для этого достоинствами. Например, для победы над "горячими" болезнями [болезнями жа­ра] основу ряда многокомпонентных лекарств составля­ют "при охлаждающих": род извести [cu gang], шафран [gur gum], гвоздика [li shi] при заболеваниях верхней части тела или кардамон настоящий [sugmel] при забо­леваниях жара ниже пояса. Свойства лекарственного сырья [его достоинства] узнаются по шести вкусам и их сочетаниям, прямые соответствия шести вкусов четырем махабхутам суть следующие (пространство во вкусооб-разовании не участвует):

Махабхуты Вкус

Земля + вода Сладкий

Земля + огонь Кислый

Вода + огонь Соленый

Вода + ветер Горький

Огонь + ветер Острый

Земля + ветер Вяжущий [16, с. 130] Проявление силы махабхут в разных типах местно­сти: пронизываемая ветрами и холодная местность счи­тается способствующей развитию болезней ветра; сухая земля, жара, труднопереносимая из-за отсутствия влаги, — это местность, способствующая развитию болезней желчи [огня]; влажная местность, тучная земля способ­ствуют развитию болезней слизи [земли + воды] [1,1, 3, л. 36].

Соответственно при болезнях ветра следует придер­живаться теплых мест и приятного общества, жить в по­мещениях, окрашенных в теплые тона и мягкие цвета; при болезнях желчи следует жить в прохладном месте, в покое, хорошо у моря, необходимо подавлять агрессив­ность и развивать доброжелательность; при болезнях слизи следует совершать интенсивные движения, при­держиваться преимущественно теплых мест [1, I, 5, л. 76].

Лекарства при болезнях ветра должны быть сладкого [земля + вода], кислого [земля + огонь], соленого [во­да + огонь] вкуса [1, I, 5, л. 8а], так как ветер подви­жен, нестабилен, холоден; земля же придает устойчи­вость, вода обладает связуемостью, огонь согревает. До­стоинства лекарств, рекомендуемых при болезнях ветра, описаны выше.

Лекарства при болезнях желчи [огня] должны быть сладкого [земля + вода], горького [вода + ветер], вя­жущего [земля + ветер] вкуса с основными свойствами [достоинствами] растворяющими, охлаждающими, тупя­щими [1, I, 5, л. 8а].

Лекарства при болезнях слизи [земли + воды ] долж­ны быть острого [огонь + ветер], кислого [земля + огонь], вяжущего [земля + ветер] вкуса с основными свойствами обостряющими, горячими и легкими [Там же].

Махабхуты по-разному проявляются в природе и че­ловеке в зависимости от времени года, что четко обна­руживается в пульсации [83, с. 10-11]. В связи с особен­ностями проявления махабхут в разное время года и су­ток полагают, что болезни ветра возникают летом, вече­ром и на рассвете, болезни желчи начинаются осенью, в полдень и в полночь, болезни слизи возникают весной, к ночи либо под утро.

Таким образом, теория пяти махабхут пронизывает собой всю теорию и практику тибетской медицины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: