Цели и деятельность организаций по оказанию социальных услуг в современном обществе

Цели организации. Организации, занимающиеся социальными услугами, призваны выполнять задачи, совпадающие с основными функциями общества. Как определяются их цели, которые могут быть программными и тактическими? Официальные цели представляют собой переложение законодательства и политической линии в области социальной поддержки на язык программных действий. Официальные, программные цели содержат ценностные предпочтения, а также идеологические и теоретические представления о проблемах и нуждах людей. Организация формулирует для себя цели, и исходя из этого ее будут оценивать и спрашивать с нее отчет. Они обозначают спектр человеческих проблем и потребностей, находящихся в сфере юридических прерогатив организации, а также наиболее целесообразные стратегические способы, позволяющие добиваться результата.

Поскольку необходимо удовлетворить запросы различных кон-тингентов клиентов, организации обычно имеют несколько целей. Они могут быть совместимыми либо несовместимыми, и иногда им умышленно придается расплывчатая, неопределенная форма, позволяющая примирить различные интересы.

Цели организации подразделяют на два типа в зависимости от их функционального предназначения. Транзитивные (переходные) цели включают воздействие программы или услуги на внешнюю среду, иначе говоря, изменение или сохранение определенной ситуации. Эти цели, обыкновенно составляющие основной смысл существования организации, сосуществуют с рефлексивными целями, обеспечивающими выживание организации. Эти последние цели принимают форму мотива, побуждающего всех членов вносить адекватный вклад. Так, переходная цель общинного центра может заключаться в сокращении юношеской преступности в районе путем создания условий для отдыха и учебы. Чтобы поддержать собственное существование как организации, центру необходимо иметь рефлексивную цель, заключающуюся в изыскании средств и других необходимых ресурсов. Для достижения успеха организация должна поддерживать динамичное равновесие между этими целями, хотя оценивать ее будут прежде всего в связи с транзитивными целями, поскольку через них организация отрабатывает выданный ей обществом мандат.

Организации социальных услуг существуют в меняющемся мире общины. Приходится изыскивать, удерживать и отстаивать поступление средств из государственных и частных источников по мере того, как интересы и приоритеты общины смещаются с одной проблемы или потребности на другую. Изменяются юридические требования, регулирующие деятельность организаций. Новую направленность получают методы оказания услуг, причем это не всегда совпадает с желаниями потребителей. Ощущая в этих условиях угрозу своему существованию, социальные организации вынуждены изучать внешнюю среду и приспосабливаться к бесчисленным вариантам давления извне. Решающее влияние остается за теми кругами, от которых зависит непосредственное выделение финансов, среди государственных источников — это Министерство здравоохранения и социальных услуг, департаменты социального обеспечения в штатах, общинные советы психического здоровья. В частном секторе средства поступают от различных программ, фондов и за счет взносов клиентов. Юридическое узаконение своей деятельности организация получает через государственные акты или от частного попечительского совета. Органы, наделяющие организацию юридическими прерогативами, дают оценку ее деятельности и подтверждают ее целесообразность.

Организация, оказывающая социальные услуги, не может существовать без клиентов. Клиентура заслуживает всяческого внимания в плане ее сохранения и расширения. Еще один важнейший фактор, от которого зависит успех многих программ, — наличие вспомогательных услуг. Так, например, агентство по обслуживанию детей нуждается в больнице для лечения своих клиентов, а центр, действующий в общине, обращается к ближайшим церквям в поисках добровольцев для выполнения своих программ. Среди таких вспомогательных форм взаимодействия между организациями может быть взаимное направление клиентов и выделение обученного персонала.

Возможные формы взаимоотношений организаций с внешней средой образуют некий континуум. На его первоначальном этапе агентства почти не соприкасаются между собой, и, следовательно, у них нет необходимости принимать во внимание существование друг друга. Некоторые организации в этой ситуации могут установить между собой устойчивое взаимодополняющее

сотрудничество. Это мирная, стабильная среда. Промежуточный вариант характеризуется определенным уровнем нестабильности и конкуренции, в результате чего при планировании собственных действий приходится учитывать возможные шаги или противодействие других организаций. Чтобы достичь большей предсказуемости поведения партнеров, можно попытаться заключить соответствующее соглашение, создать совместные или координирующие органы типа планового совета общины. В определенных же случаях агентства могут обнаружить, что находятся в весьма неустойчивом окружении с постоянно меняющимся характером взаимоотношений, нестабильностью в распределении сфер влияния и ресурсов. Ход событий малопредсказуем, а получение средств сопряжено с острой конкуренцией. В такой ситуации цели и характера услуг, оказываемых агентством, могут претерпеть значительные изменения. Создание в рамках общины координационных структур способно снизить неустойчивость и стабилизировать деятельность конкурентов на той территории, где они функционируют. При этом взаимодействие, доверие и сотрудничество между организациями в значительной мере зависят от того, достигается ли согласованность в отношениях между агентствами под нажимом сверху (со стороны финансирующей организации или законодательного органа) или же на добровольных началах.

Таким образом, можно выделить четыре типа отношений между организациями:

- добровольные, нерегламентированные;

- добровольная координация на основе соглашений;

- регламентированные отношения (вынужденные контракты без согласования механизма принятия решений);

- обязательная регламентированная иерархическая координация.

Отношения, основанные на принципе добровольности, оставляют каждому участнику право выйти из соглашения, если потери для него будут превосходить получаемые выгоды. В тех случаях, когда связи носят обязательный характер, вышестоящая организация может настаивать на том, чтобы агентства взаимодействовали независимо от их желаний, и сделать их взаимодействие условием одобрения их бюджета. Агентство, существование которого зависит от данного источника средств, лишено

выбора и должно участвовать в соглашении, даже если это противоречит его интересам. Если же между участниками возникнут острые разногласия, такое обязательное соглашение может оказаться подорванным, распасться или уступить место иерархической системе, в которую будут принудительно объединены отдельные программы.

Наиболее регламентируемым является такой тип отношений, когда диктуются связи и цели. Так, окружной совет по психиатрическим больницам может наблюдать за программами услуг на своей территории, иметь право определять потребность в услугах, решать вопросы об их предоставлении, заключать контракты и давать дотации на определенных условиях, оценивать программы и планировать дальнейшую работу. Отдельные агентства зависят от центра в отношении ресурсов и должны подчиняться его требованиям, но взамен получают большую предсказуемость в смысле предоставления финансовых средств, клиентуры и дополнительных услуг от других организаций в данном районе. Таким образом, окружение, в котором действует социальная организация, оказывает на нее значительное воздействие.

Поделиться…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: