Организационная структура социальных служб

Разделение труда и координация являются ключевыми аспектами внутренней организационной структуры и предполагают целенаправленный контроль за ходом работы, который позволяет поддержать ее эффективность. Организационная структура представляет собой административный механизм, предназначенный для того, чтобы сбалансировать дифференциацию, порожденную разделением труда, с интеграцией и координацией, необходимыми для выполнения поставленных задач. Одним из важнейших аспектов структуры является централизация — комбинация сосредоточения и распределения полномочий в принятии решений внутри организации. Концентрация власти в высшем эшелоне отражает высокую степень централизации. Чем больше количество персонала, участвующего в принятии решений, и чем больше сфер, в которых это участие осуществляется, тем более децентрализованной является организация. Организации со строго централизованной иерархией получили название бюрократических. Организации с децентрализованной или коллегиальной структурой с упором на совместный процесс руководства назвали небюрократическими.

Отметим, что по мере роста организаций и повышения уровня квалификации их персонала высшим руководителям становится все труднее держать в своих руках все функции, связанные с принятием решений. Таким образом, децентрализация отчасти порождается необходимостью; она культивирует качества, необходимые для того, чтобы организация могла успешно приспосабливаться к различным ситуациям, прививает людям чувство сопричастности к ее целям. Более активное участие работника в принятии решений понижает чувство отчужденности от труда, неудовлетворенность работой, вызывает уважение к руководителям, повышает производительность труда и улучшает взаимные контакты.В социальных организациях проблема власти и стиля руководства осложняется неопределенностью целей программ и применяемых методов, частой сменой персонала и клиентов и неустойчивостью окружающей среды. Эти организации представляют собой «свободно сконструированные системы», компоненты которых не слишком точно и тщательно подгоняются друг к другу. Деятельность сотрудников контролируется слабо. Руководители зависят от своих подчиненных в получении информации, необходимой для направления работы организации. Для достижения успеха здесь полезнее профессионализм, чем бюрократический контроль. В социальных организациях нельзя заранее предсказать, как будут развиваться отношения между сотрудником и клиентом, и это обстоятельство можно преодолеть только на основе взаимодействия между сторонами, а не опираясь на официальную административную структуру. Общий успех такой организации зависит от чувства профессионального долга и здравого смысла сотрудников, работающих непосредственно с клиентами. Подводя итоги, можно сказать, что учаcтие в принятии решений соответствует потребностям персонала, способствует эффективности существующих процедур, улучшает моральное состояние сотрудников и их удовлетворение результатами своего труда, облегчает решение стоящих перед организацией задач, стимулируя производительность и качество труда, сводя до минимума возможные сбои в работе. Сопричастность приносит радость от работы, улучшает общее настроение, повышает сплоченность сотрудников, и заинтересованность персонала в клиентах и результативность работы с ними, точность информации, необходимой для принятия решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: