III. Христианин в страданиях. (3.13-4.19)

1. Похвала несправедливо страдающим (2.19-25).

1.1. Готовность дать отчет «в уповании» (3.13-17).

1.2. Чистота совести (3.16).

2. Пример страдания Христа. (2.21-25; 3.18-22).

2.1. Смысл Его страдания – приведение человека к Богу. (3.18).

2.2. Сошествие во ад. (4.6).

2.3. Совоскресение с Ним в крещении (3.21).

3. Противопоставление страданий плоти и жизни по похотям (4.1-6).

4. Утешение в скорбях (4.18-19). Приближение «конца всему» (4.7).

5. Увещания пастырей и пасомых к смирению в страданиях (5.1-7).

6. Увещание к бодрствованию. Заверения страждущих в уготованной славе (5.7-11).

[Уляхин] Служение Петра в Риме (время написания). Мы не знаем точной даты прибытия Петра в Рим. Неупоминание его в Павловых посланиях из Рима до 2-го Тим. включительно, заставляет думать, что его не было в Риме, когда Павел составлял эти послания. Судя по Деян. 28, Петра не было Риме, когда Павел находился в узах. Но предание свидетельствует, что Петр претерпел мученическую кончину в Риме в один день с Павлом.

Если Петр, как и Павел, пострадал при Нероне, то его смерть можно отнести к гонениям 65-67 гг. Таким образом, служение Петра в Риме продолжалось около двух лет. К этому времени относится и составление двух его посланий, которые вошли в Новозаветный канон.

[Польсков] Владыка Кассиан говорит, что послание было написано тогда, когда Павел был уже в заключении. Действительно, послание носит утешительный характер. Апостол утешает христиан в их скорбях, и готовит их к еще большим. Послание написано как утешение церквям, оставшимся без своего пастыря, языко-христианским. Цель написания послания – утешение Церквей, подготовка их к новым страданиям. Если принять точку зрения владыки Кассиана, то утешение после потери апостола Павла.

[Уляхин] Место написания. В 1 Петр.5:13 Петр посылает привет от церкви в Вавилоне: «Приветствует вас избранная, подобно вам, Церковь в Вавилоне». Этот Вавилон нельзя отождествлять ни с Вавилоном на Ефрате, ни с каким другим местом кроме Рима. Т.к. в Апокалиптической письменности того времени Вавилоном называется Рим (В Откр. 17, 18 под Вавилоном, великой блудницей, упоенной кровью святых и мучеников, подразумевался Рим. Так считали блж. Феофилакт и блж. Иероним). В этом обозначении и аллегория и осуждение, тем более понятные т.к. Петр находился там во времена гонения на Церковь.

Адресаты послания. Послание адресовано Малоазийским христианам из язычников: «пришельцам рассеянным в Понте, Галатии, Капподакии, Асии и Вифинии» (1,1). В 1 Петр., вообще не затрагиваются проблемы ветхого закона, и это верный признак того, что адресаты не иудеи, а язычники. И в то же время ни одно из новозаветных посланий не богато так ссылками на Ветхий Завет, как 1 Петр. На 105 стихов послания приходится 23 стиха ветхозаветных цитат. Если ап. Иаков цитирует в основном Премудрость, то ап. Петр – Тору, Псалмы, прор. Исаю.

[Польсков] Есть две точки зрения на то, кто были получатели этого послания в данных Церквях. Первой, традиционной точки зрения, придерживаются и Ориген, и Евсевий, Епифаний, блж. Феофилакт, Иероним – речь идет об иудео-христианских читателях. Апостол Петр получил в удел церкви христиан из обрезанных, а Павел – необрезанных. Павел адресуется христианам малоасийских Церквей. Такой точке зрения есть значительное подтверждение в самом тексте послания. Одной из ярчайших особенностей является то, что боле 20% текста, 23 стиха из 105 – цитаты из Ветхого Завета. Автор цитирует для того, чтобы показать исполнение ветхозаветных пророчеств. Такую же логику мы видели в речи апостола и первомученика Стефана пред Синедрионом и апостола Павла в Антиохийской синагоге, когда вспоминались эпизоды из истории Израиля, чтобы привести к мысли, что исполнился закон во Христе. Такой способ говорения был актуален для иудео-христиан. Но ряд моментов воспринимаются смутительно, если иметь в виду иудео-христианских читателей (II, 10): «некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда не помилованные, а ныне помилованные». Как же, иудеи не были народом Божиим? Они считали себя народом Божиим и были таковым до пришествия Христа. В III главе он пишет: «так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином, вы дети ее, если делаете добро». Евреи и так были детьми Сарры по естеству. Особенно ярко недоразумение в IV главе, 3-4 стихе: «довольно, что в прошедшее время жизни вы поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям, пьянству, излишествам, нелепому идолослужению. Посему они дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве». Они – это язычники. Как же евреи участвовали в идолослужении? Речь идет о широком смысле. Странно воспринимать такие стихи в отношении иудео-христиан. Поэтому возникает точка зрения, что поименованные церкви Понта, Галатии, Кападокии, Асии, Вифинии – Церкви Павловы, где проповедовал Павел, языко-христианские.

[*] Не может быть никакого сомнения в том, что из всех Малоазийских Церквей наиболее значительные находились в Асии. К ним-то, и в первую очередь, к Церкви Ефесской, и обращался со своим посланием ап. Петр.

Подтверждение Павлова учения. Составляя свое послание, автор, несомненно, задавался целью подтвердить учение св. ап. Павла.

1 Петр. во многих важных местах обнаруживает точки соприкосновения с Ефес. Это совпадение не может быть случайным. Дважды св. ап. Петр ссылается на учение, «которое уже было преподано» читателям, а во втором послании апостол прямо ссылается на ап. Павла (3;15-16). Это понимание отнюдь не предполагает какого-либо иерархического старшинства ап. Петра. Подтверждает переживший, по праву и по долгу пережившего, и тем лишний раз свидетельствует о единстве христианского мира.

Утешение в страданиях. Другая цель послания есть утешение в страданиях, которые связаны с гонением на Церковь. Мысли о страдании, постоянно возвращаются на протяжении послания.

[Польсков]Особенностью этого послания является отсутствие четкого плана. С одной стороны мы видим вступление, молитву, а с другой, практически нет плана, догматической части. Это послание, скорее нравственного характера, хотя есть и догматические части.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: