Организация налогового контроля

Налоговый контроль – установленная действующим нал.законодательством совокупность приемов и методов по обеспечению соблюдения требований налогового законодательства.

При осуществлении нал.контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике или налоговом агенте, полученной в нарушение:

§ Положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов,

§ Принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну аудиторов, адвокатов и иных лиц.

В целях осуществления нал.контроля налоговые органы, таможенные органы, органы гос.внебюджетных фондов и органы внутренних дел информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и нал.преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими нал.проверках, а также осуществляют обмен др.необходимой информацией.

Виды нал.контроля:

Оперативный контроль – проверка в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции. Информационными источниками являются плановые, оперативно-технические, бухгалтерские и статистические данные.

Периодический контроль – проверка по итогам определнного отчетного периода с целью установления соблюдения требований нал.законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер к их устранению. Инфо источники: данные планов, смет, первичных документов, учетных регистров и др.сведения.

Документальный контроль – проверка соответствия проверяемого объекта установленным нормативам на основании первичных документов.

Фактический контроль – проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной закупки и т.д.

Внутренний аудит – первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Он предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов и уплаченных в бюджет нал.платежей, а также качества составления нал.расчетов и отчетов.

Внешний аудит – негос.нал.контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение – лицензию Минфина России. Аудиторские фирмы в ряде случаев несут ответственность перед предприятиями за неправильное исчисление налогов, если это будет позже установлено проверкой нал.инспекций.

Нал.контроль проводится должностными лицами нал.органов в след.формах:

§ Нал.проверки,

§ Получение объяснений налогоплательщиков, нал.агентов и плательщиков сборов,

§ Проверки данных учета и отчетности,

§ Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли),

§ Других формах, предусмотренных действующим налог.законодательством.

В процессе осуществления нал.контроля нал.органы вправе проводить следующие процессуальные действия:

1) допрос свидетеля. В качестве свидетеля для дачи показаний м.б. вызвано любое физ.лицо, которому м.б. известны какие-либо обстоятельства, имеющие значения для осуществления нал.контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

2) экспертиза. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению нал.контроля на договорной основе м.б. привлечен эксперт. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются спец.познания в науке, искусстве, технике, ремесле. При этом вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы спец.познаний эксперта.

3) привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении нал.контроля. В необходимых случаях на договорной основе м.б. привлеченспециалист, обладающий спец.знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела. При этом участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.

4) привлечение переводчика. Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода.

5) привлечение понятых. Понятые вызываются в количестве не менее 2 человек. В качестве понятых м.б. вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физ.лица. при этом не допускается участие в качестве понятых должностных лиц нал.органов.

6) осмотр. Должностное лицо нал.органа в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления нал.контроля, в рамках выезных нал.проверок вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится нал.проверка, документов и предметов. Осмотр обязательно производится в присутствии понятых.

7) истребование документов. Должностное лицо нал.органа, проводящее нал.проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. Налогоплательщик обязан направить или выдать их нал.органу в 5-дневный срок. Документы предоставляются в виде заверенных должным образом копий. В случае отказа представить документы должностное лицо нал.органа производит выемку необходимых документов.

8) выемку документов и предметов. Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.

Отдельные процессуальные действия (н-р, осмотр, выемка документов), проводимые в рамках осуществления нал.контроля, оформляются протоколами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: